Есть у нас в русском языке поговорка «такой-сякой, немазанный». Обычно так говорят о дурном, недостойном человеке, о человеке, которому нельзя поручить никакое дело. Короче говоря, это никудышный человек. И вот как-то я задумался — такой-сякой — понятно. А почему немазанный? Чем его должны были мазать? Ведь в народе ничего не произносится напрасно.
И подумалось мне, что, по-видимому, «мазать» — сродни слову «помазывать». Помазывают миром христианина при крещении — это одно из таинств церкви. Тоже есть у нас поговорка «одним миром мазаны». Помазывают на царство Государя, когда он официально вступает в должность. Эта церемония, как я понимаю, восходит еще к библейским временам. Не сравнится с жалкой современной «инаугурацией». Соответственно, православный царь — это единственный человек, которого помазывают дважды в жизни — настолько важно его служение. Таким образом, выходит, что помазание — это как бы благословение церковью на особое служение, своеобразная духовная помощь. Соответственно сам обряд и служение, например, царское — носят сакральный характер. Отсюда понятным становится, что помазанный человек законно исполняет свое служение, а если человек не помазан, следовательно, его пребывание на такой должности незаконно.
Однажды один умный человек задал мне вопрос: «Как ты думаешь, кто был на Руси более популярен — Степан Разин, или Емельян Пугачев?» Я смог ответить только косвенно — знаю, что про Разина в народе сложены песни, а про Пугачева — нет, соответственно, Разин был более популярен, был своеобразным героем. Оказывается, потому и был Разин популярнее Пугачева, что не выдавал себя за царя, а Пугачев говорил, что он Петр Третий. Не любили на Руси самозванцев — и слово-то какое яркое. Это как раз и подтверждает мои рассуждения о помазании, как особом благословении на служение. Только помазанного царя любил и почитал народ. А самозванец так и оставался «таким-сяким» и «немазанным»!
Вадим Грачев