В детстве с родителями, накануне каждого праздника Троицы, ходил на старое кладбище. Вспомнить, проведать, почтить память. Только через несколько лет я узнал, что кладбище носит название Тополь, до сих пор это название не держится на языке. Много душевных воспоминаний оставило старое кладбище. Захотелось узнать историю этого места.
Земля, на которой возник город Бокситогорск, находится на территории Пярдомльского прихода. В далёком 947 году Нестор описал образование первых погостов «Иде Вольга Новугороду и устави по Мьсте повосты и дани, и по Лузе оброки и дани…». Описанные события указывают на деяния Ольги в целях организации на тот момент не кладбищ-погостов, а административных центров по сбору налогов. Это сделано было для того, чтобы избежать печальной участи князя Игоря, её мужа, который был убит из-за неправильного сбора налогов. Таким образом, первоначально погост означал место, куда приезжал князь с дружиной для сбора налогов. Со временем это место переросло в постоялый двор, большое поселение, а с принятием христианства добавилось еще и наличие церкви. В итоге погост стал центром определенной местности с храмом. В храме велись ревизии населения, росписи тех, кто приходил и не приходил на службы, записи в Метрические книги рождения, брака и смерти всех своих прихожан. При переходе от сопок и курганов к современному образу захоронений вблизи церкви стали появляться кладбища. На современной территории Бокситогорска был образован Клименский Колбецкий погост (пос. Колбеки), частью которого является сперва выставка, а позже и отдельный приход Пярдомля (клад. Тополь).
Первые погосты были образованы Ольгой на Мсте примерно в 80 км от интересующего нас кладбища. На этой территории на тот момент проживали различные племена. Первая волна славянских переселенцев приходится в IX – X вв. Основным стимулом обживать здешние края становится речной путь «из варяг в арабы», прошу не путать с большим братом — путем «из варяг в греки». Использование этого пути приходится по душе варягам, колбягам и руси. Славяне в те времена были тут в меньшинстве. В XI — XII веках хлынула вторая волна славян, только уже ильменьских. Они по-тихонку стали отдвигать местное население и варягов, и только тогда на этой территории стали зарождаться погосты. Одним из первых крупных селений славян на нашей территории стала территория современного Мозолева. Из больших пунктов пути «из варяг в арабы» сохранилось поселение колбов в одноименном поселке Колбеки. Как раз на его территории образовался большой погост с названием Климецкий в Колбах, который обхватил территорию от Батьково до озера Никулинское, соответственно и наше кладбище.
Первое сохранившееся упоминание о Климецком Колбецком погосте встречается в 1477 году. Новгородцы по требованию князя Московского Ивана III передали ему во владения 10 владельческих волостей принадлежащих Новгородскому Софийскому дому. Часть этих земель находилась в Обонежской пятине Нагорной части в погостах: Петровском в Мелигеже, Климецком в Колбах, Никольском в Дреглях, Дмитриевском в Креминичах. Для изучения новоприсоединённых земель Московский князь устроил первую перепись Новгородской земли в составе Московского княжества (1495 год). На этот год указан Климецкий в Колбах погост, но пока не фигурирует Пярдомльский выставка/приход, хотя есть деревни, которые войдут в состав погоста. В переписи этого года не указаны церкви на территории погоста, что затрудняет вычисление года их постройки. До этой переписи ещё были Монгольские переписи, но, к сожалению, они не сохранились.
Дальше шли переписи 1583 и 1620 гг., в них также про Пярдомльский приход ни слова, хотя церковь Воскресения Христова уже присутствует. Деревня Пярдомля, в которой будет построена церковь, уже фигурирует, но под иным названием — Холм Горушка.
В «Подлинной писцовой книге поместных, монастырских и церковных земель Обонежской пятины Нагорной части за 1583 год» указано, что за помещиками Борисовыми и Палицыными деревня Холм Горушка, пустошь Веселец, деревня Грива, другой Холм, пустошь Велга, Остров Игнашов, деревня Лочно, пустошь Островок Ларьян, Губа, деревня Крутик, пустоши Тойнушиво, Сидорово. «…деревня Холм Горушка а в ней церковъ Воскресения Христова да на погосте же двор поп Тимофей двор дьячок церковный Третьяче двор понамаря Степанко да три двора крестьянских пусты …».
Эта перепись приходится на года опричнины и приезда самого царя Ивана IV с войском опричников. Этот период был предвестником Смутного времени. Только история до сих пор не может определить масштаб бедствия этих времен и что было хуже — приход Грозного царя или издевательства вражеских сил в Смутное время. Но и перепись 1583 г. времени опричнины, и перепись 1620 г. после Смутного времени показывают, что крестьянского народа на погост приходилось единицы. Более 80% селений пусты, а что и жилы так только 1-3 двора.
В «Книге дозорной Обонежской пятины Нагорной части переписчик Мина Лыков» 1620 г. указано: за помещиком Поликарпом Постняковым сыном Палицына Усадище что была пустьшь Веселец, деревня Селищо пустошь что была деревня Сидорово, Остров Ларьян, пустоши Велга, Горка, Подклинье. В этом году, скорее всего, деревню записали просто Горка, так как она фигурирует как Холм Горушка до и после этой переписи в одной вотчине.
Впервые как отдельная выставка Пярдомля в составе Колбецкого погоста появляется в «Переписной книге Государственных и монастырских вотчинных сел, деревень, дворов и в них людей Обонежской пятины за 1647год». В этот год в Климецком Колбецком погосте указаны две выставки из будущих четырёх, а именно выставка на Сельне (Сенно) с церковью Флора и Лавра и Пярдомльская с церковью во имя Воскресения Христова. Четкого перечисления всех деревень, относящихся к выставки, нет, точно только можно сказать про вотчину Палицыных: «За Савой Поликарповым сыном Палицына Усадище Веселец, деревни: Подклинье, Селище, Холм Горушка». Также в этой переписи фигурирует на территории погоста монастырь Живоначальной Троицы в Рагошино, это будущая третья выставка при озере Никулино.
В 1675 году в Климецком Колбецком погосте там, где было зафиксировано первое селение Славян в нашей округе, в деревне Мозолево построили деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. К 1710 году эта церковь станет четвертой выставкой Колбецкого погоста.
В 1678 году в «Переписной книге помещичьих, вотчинских и монастырских крестьян Обонежской пятины (Нагорной и Заонежской половины) Новгородского уезда, писцов стольника, князя Якова Ефимовича Мышецкого и новгородского подъячего Ивана Кушникова за 1678 год» сказано: «Климецкого Колбецкого погоста выставки Пярдомля а в ней церковь Воскресения Христова у церкви: 1 поп Фед Михалов у него дети Прошка, Левка, 2 дьячек Куземка Иванов у него дети Ивашка Мина, 3 пономарь Кипришка Иванов Келья Просвит».
С первой Петровской переписи 1710 года в Климецком Колбецком погосте постоянно стали числиться 4 выставки: Пярдомля, Мозолево, Сенно, Рагушено. В выставку Пярдомли Климецкого Колбецкого погоста вошли такие деревни, как: Веселец, Селище, Усадище, Крутик, Бор, Остров, Русско, Межуречье, Губа, Подсосны, Большой Двор, Задорье, Новая, Великий Двор, Мулявино, Абрамова гора. Эти деревни взяты из Исповедной росписи 1775 года, их названия менялись, но большая часть существует и сейчас. В этом списке нет села ни Холм Горушки, ни Пярдомля. Скорее всего, на месте деревни построили церковь, и осталось несколько домов для служителей церкви.
Известно, что в 1759 году построили трёхпрестольную деревянную церковь во имя Воскресения Христова на Пярдомли.
В 1775 году в Исповедных росписях указано: «Роспись Новгородской Епархии ведомства Тихвинского духовного правления Тихвинского уезда Климантовского Колбецкого погоста выставки Пярдомли церкви Воскресения Христова священника Ефима Иванова…». А также там имеется информация про служителей церкви: «Вышеписаной церкви священник Ефим Иванов 50 лет, дети его Дмитрий 14 лет, Георгий 12 лет, Анна 20 лет, Екатерина 13 лет. Дьячек Ларион 43 года, жена его Марфа Аврамова 43 года, зять и понамарьев сын Павел Трефил 21 год, жена его Гликерия Иванова 32 года. Пономарь Гаврил Автономов 39 лет жена его Параскева Семенова 38 лет, дети Григорий 4 года, Устина 13 лет, Авдотья 8 лет».
В 1792 года в Исповедной росписи указано: «Роспись Новгородской Епархии Новгородского наместничества ведомства Тихвинского духовного правления Тихвинского уезда Климантовского Колбецкого погоста выставки Пярдомли церкви Воскресения Христова священник Дмитрий Ефимов…». А также там имеется информация про служителей церкви: «Вышевписаной церкви Дмитрий Ефимов 33 года жена его Марфа Васильева 30 лет сын Василий 7 лет Евдокия 1 год. Сестра его родная умершего священника Ефима Иванова дочь девица Екатерина 30 лет. Дьячек Иван Гаврилов 17 лет и Пономарь Григорий Гаврилов 19 лет отец и …. Той церкви дьячек и пономарь Гаврил Автомонов 55 лет жена его Параскева Семенова 54 дочь Евдокия 30 лет. Былой… той же церкви дьячек Ларион 66 лет жена его Марфа Аврамова 60 лет».
В 1834 году центральная церковь Колбецкого погоста Покрова Богородицы была перестроена на средства Санкт-Петербургского купца Федора Ивановича Беккерова. Храм был одноглавым, в одной связи с ним была сооружена одноярусная колокольня. Кроме главного престола были освящены еще два — во имя святого Николая Чудотворца и священномученика Климента.
В 1864 году на Пярдомльском приходе рядом с деревянной церковью была построена каменная с тем же названием — Воскресения Христово. В 1869 году в селе Пярдомля построили первую школу на территории современного Бокситогорска. После очередного сокращения священнослужителей Сенновский и Пярдомльский приход объединили. Притч объединённого прихода возглавил священник Павел Степанович Соболев, вышедший из Новгородской Духовной Семинарии в 1862 году.
В 1879 году число жителей 13 человек (8 мужского пола и 5 женского). Имелась школа, богадельня и две церкви.
В первые годы советской власти село Пярдомля переименовали в деревню Тополь. Каменную церковь во имя Воскресения Христова взорвали геологи-взрыватели в период разработки рудников, год не известен. По постановлению Леноблисполкома от 7 апреля и 1 октября 1935 г. стр. 92 и 94: «…церковь Воскресения Христова в Пярдомле 1759 (1769) г. постройки будет разобрана из-за ветхости в 1936 г.». Осталось только кладбище Тополь с маленькой часовней. С моего детства осталось воспоминание о подсобке под рабочий инвентарь смотрителей за кладбищем, на месте которой когда-то была часовня.
На этом кладбище похоронено много знатных людей нашего края: родовые захоронения князей Мышецких (потомков самого Рюрика), Мордвиновых, Барановых, Крутицких и многих других. Но для меня это святая земля по иному, здесь похоронены мои бабушки и дедушки, два прадеда и две прабабушки и одна дважды прабабушка, а так же родные и близкие мне люди.
Единственная фотография церкви Пярдомльского прихода (а, возможно, и двух церквей), которую удалось найти.
Станислав Смирнов