О необычной иконе «Воскресения Христова»

Необычная икона «Воскресения Христова» попала мне недавно в руки и именно в Пасхальные дни! Пасха отмечается 40 дней до Вознесения. В память о пребывании воскресшего Господа на земле.

Икона прибывшая на реставрацию была абсолютно чёрная! Требовалось её раскрыть и восстановить красочный слой. Уже тогда я поняла, что это необычная икона. И чутьё меня не подвело!

Невьянская школа. Место происхождения — Урал. Это лишний раз подтверждает, что многие уральские пенсионеры, родом из СССР, не знающие крещёные они или нет, имели православные корни и были все-таки тайно крещены. Конечно же на Урале стояли церкви, построенные ещё при Николае II. Мы с моей семьёй читали списки тех, кто отказался рушить с большевиками эти церкви. Такие документы выложены в Интернет.

С первыми переселенцами, казаками уральские иконы попадают на Кавказ. В советское время их хорошо прячут. Таким образом сохраняют не только иконы, но и церковную утварь. Так, например, сохранилась в Пятигорске лампада с автографом М.Ю. Лермонтова.

Но вернемся к иконе. Под грязной олифой спряталась многофигурная композиция. Причем её проработка поразила меня! Не может человек так придумать! Это озарение свыше! Как можно было задать ритм, наметить направляющую всем Евангельским событиям, уместившимся на одной плоскости? Положение фигур, жесты, складки одежды, линии, цветовые пятна, всё направляет взгляд зрителя строго от одного события к другому в исторической последовательности.

Рассказ иконы начинается с Распятия. Переходит к Женам-Мироносицам, к Самому воскресшему Христу. А затем зритель вместе с потоком Ангелов спускается в ад, связывает падших ангелов, громит адские ворота. И тут мы встречаем Христа, который выводит из ада Адама, Еву, Моисея, Иоанна Крестителя и всех Библейских праведников. Примечательно, что первым у райских врат стоит Благоразумный Разбойник. Далее мы снова со Христом попадаем на землю, где встречаем Апостолов.

Икона Воскресения первоначально называлась «Сошествием во ад», пришла к нам из Византии в 6-7 веках. Ограничивалась фигурой Христа, подающим руку Адаму и Еве. С течением времени композиция усложнялась. А после 20 века наоборот сильно была упрощена. Даже деградировала до одного сюжета. Чаще всего навеянного западом.


КОМПОЗИЦИЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНЕ 18 ВЕКА.

Светлана Фатьянова

 

Преображение