Монастырская хроника. Подвиг паломничества. Валаам

«Благодарю Бога моего…» (Филип. I, 3)

Духовные люди говорят, что в нашей земной жизни не бывает случайных обстоятельств и встреч. В этой мудрости я убедилась недавно. Первая моя «случайность» была в том, что еще в прошлом году я, ученица 10 класса оренбургской гимназии, получила тему для доклада на российской конференции в г. Обнинске «Паломничество православных христиан как вид религиозного туризма». С этого момента жизнь моя стала неуловимо меняться. После конференции, вручая лауреатский диплом, профессоры-этнографы посоветовали мне углубить эту тему.

Тогда я поняла, что после путешествий по картам и книгам необходимо самой совершить паломничество. Уже давно при слове «Валаам» сердце мое замирало. Так хотелось все, с чем я познакомилась по видеоматериалам увидеть своими глазами. Я размышляла о том, как было бы хорошо, если бы мое желание совпало с Волей Божьей.

Итак, 30 июля, после серии добрых и недобрых «случайностей» и даже явных чудес, я в Самаре, в автобусе с паломнической группой, которая знакомится с духовником поездки о. Николаем (Одинаркиным). Почему-то с первого взгляда он показался мне самым чутким и интеллектуальным батюшкой на свете. Учитывая и мои 16 лет, и то, что я была в поездке без родителей, он по-отечески опекал меня, уделяя свое драгоценное время.

Представляю, как он уставал от моих бесконечных расспросов о его личном паломническом опыте! Но зато я узнала от него то, что никогда не узнаешь из книг и буклетов. Например, мне запомнился рассказ о. Николая о шторме на Эгейском море во время его паломничества на Святую Землю в 1995 году. В минуты опасности только коленопреклоненное чтение акафиста святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу прекратило шторм и позволило продолжать путешествие.

Наша паломническая группа была на удивление сильной и сплоченной, почти для всех это было не первое путешествие. Они помогли мне выдержать сложности и искушения первого паломничества. Из Оренбурга была также пара молодоженов, которые предпочли свадебному путешествию паломничество по святым местам. После трудностей путешествия глава молодой семьи Александр, имеющий связь с церковью пока только через свои крещение и венчание, сказал: «Если бы я знал, что это такое — не поехал бы. Но я съездил и не жалею!». ? У нас сложилась группа единомышленников. Я подружилась с прекрасной православной семьей Бондаревых из Самары и с выпускником Духовной Самарской семинарии Олегом Морозом. В свободное время разговаривали и спорили о том, что мне близко — о святых Царственных мучениках, о книгах о. Валентина Свенцицкого и Ю. Воробьевского.

Мы жили в жестком режиме паломнической поездки: длительные монастырские службы начинались в 5 часов утра, в автобусе ежедневно читались молитвы, акафисты (по несколько в день), о. Николай служил молебны. От усталости я, к своему стыду, засыпала, тогда батюшка говорил, вздыхая: «Отроковица спит… Ну, пусть спит», — и кропил меня святой водой.

А нашим взорам открывались каждый день древние русские святыни: Псковские монастыри, Выбуты, Крыпецы, Печоры, Изборск, Александро-Невская Лавра.

Об этих местах много написано, но вся информация воспринимается разумом, а когда эти исторические святыни предстают перед глазами, то обретают жизнь, насыщают душу святостью минувших лет.

В Святых Пещерах возле мощей преподобных псково-печерских, по молитвам святых угодников, к которым мы постоянно обращались, сердце и душа ощущали нежную волну благости, покоя, божественной любви к прошлому и настоящему.

В Пскове мы стали участниками освящения часовни св. Георгия Победоносца, которое проводил Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский. Часовня возведена в память о погибших воинах-десантниках. Все воины взяты на вечное поминовение в Псково-Печерских монастырях. А мне посчастливилось взять личное благословение Владыки на дальнейший путь. В Крыпецком Иоанно-Богословском монастыре нас благословили поработать во славу Божью на обработке клубники, и мы были рады этому послушанию.

Мы жили 3 дня в храме св. Александра Невского, и я впервые увидела, как совершается Таинство Крещения группы детей. Его проводил настоятель храма протоиерей о. Олег (Тэор). Это было для меня впечатляющим событием! Из Выбут я привезла кусочек от камня, на котором, по преданию, плакала св. равноапостольная кн. Ольга о грехах человеческих. С той поры этот камень не теряет тепло ее слез.

На монастырских подворьях к нам часто подходили местные прихожане и паломники из других групп и радостно спрашивали, почему-то всегда обращаясь ко мне: «Самарские?». Я, чувствуя себя уже частью своей родной самарской группы, соглашалась. «Молодцы!» — восклицали они. К концу поездки это выражение стало нарицательным, и спутники, подшучивая надо мной, спрашивали: «Самарская?…Молодец!».

В Печорах я познакомилась с латышской семьей и убедилась, что в Латвии жива Православная вера, даже совершаются паломничества. Хоть говорили они с сильным акцентом, это были наши, православные. Я не заметила ни природной холодности, ни традиционного прибалтийского высокомерия, а расставались мы с взаимным сожалением.

Мое детство прошло в г. Санкт-Петербурге. Когда мы прибыли туда, я тайком (сознаюсь и каюсь) пошла в 5 часов утра посмотреть на просыпающийся город, оживить стертые детские воспоминания. С упоением ходила по тихим питерским улицам, обращалась к редким прохожим, чтобы они сфотографировали меня в памятных местах и представляла, как мама будет рада видеть эти фото. Но вот не рассчитала, что в Питере транспорт может работать, как и в Оренбурге, и поняла, что не успеваю к отходу нашего автобуса. Что я буду тут делать одна!? А как же Валаам, куда я так стремилась?! Вот тогда я взмолилась св. блаж. Ксении Петербургской, чтобы паломники не уехали без меня. Святая Ксения и на этот раз помогла мне. Автобус по некоей случайности был задержан на полчаса, и я смогла незамеченной благополучно вернуться на подворье.

Бывалым паломникам не нова быстрая смена множества впечатлений, а я была впервые в такой обстановке. Эмоционально перенасытившись необыкновенностью и остротой восприятия, я почувствовала физическое недомогание. Как раз нам предстояло посетить целебный источник св. вмч. Георгия Победоносца с водой +4C. Мы заходили в ледяную воду по грудь и с крестным знамением трижды окунались с головой в источник. О своем бывшем недомогании вспомнила только дома, перебирая фотографии поездки.

Вот, наконец, долгожданный Валаам! Это благодатное место располагает к уединению и молитве, а строгие Валаамские монахи с виду напоминают русских богатырей и средневековых викингов.

Валаам — это архипелаг, расположенный в северной части Ладожского озера, у него древняя и сложная история. Когда-то здесь было место поклонения языческим богам, на горе Змеиной (гора Кармил) устраивали жертвенники богу Ваалу. Основанный на острове мужской православный Спасо-Преображенский монастырь не раз отражал нападения шведов. С 1811 по 1917 г.г. Валаамский архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи.

Сегодня монашеская жизнь на острове продолжается, ведется активное строительство. Остров посещают туристы и паломники со всего мира. Как мы потом узнали, жители острова готовились к приезду президента РФ Путина В. В., но это не отразилось на нашем пребывании там по полной программе.

Как и со всеми новичками, со мной в поездке происходили курьезные случаи. Расскажу об одном из них. На Валааме я отстала от группы, направлявшейся в трапезную, и, перепутав здания, вошла, как потом оказалось, в Братский корпус. На мое приветствие охранник ответил улыбкой, и я смело пошла вперед, а он не остановил меня. Возле братской келии услышала отчаянный крик: «Женщина, стойте!». Но, не подумав, что это может относиться ко мне, продолжала свое шествие. Увидев удивленные взгляды опешивших монахов, торопливо поправляющих рясы, и, услышав повторный оклик, я поняла, наконец, что попала не туда. На вопрос монаха: «Что Вы здесь делаете?», объяснила, что ищу трапезную, но, видимо, что-то напутала. Он изумленно сказал: «Это нельзя перепутать. Это в противоположной стороне!». Я ужаснулась своей беспечности и, сгорая от стыда, еле произнесла: «Простите меня!» Это было уроком и поводом раскаяться в своей самонадеянности.

Быстро пролетели эти два дня, и вот мы уже спускаемся с горы Елеон в Новом Иерусалиме, и я, прижимаю к груди икону Валаамской Божьей Матери, приобретенную в Гефсиманском Ските…

Так получилось, что моя первая паломническая поездка начиналась по железной дороге, продолжалась по автотрассе, затем водным путем на катере, а заканчивалась городским транспортом в Самаре. Семья Бондаревых любезно пригласила нас, оренбуржцев, погостить у них. Вместе с послушником о. Николая Олегом они охотно показали нам святыни и достопримечательности Самары.

Особые впечатления остались от посещения Иверского монастыря и музея Духовной семинарии. В родных стенах семинарии Олег чувствовал себя как дома, и рассказал нам много познавательного, даже довелось прикоснуться к личному старинному рукописному Евангелию покойного митрополита Мануила (Лемешевского). В Иверском монастыре исполнилось мое давнее желание иметь псалтирь на церковно-славянском языке по формату удобную для чтения во всевозможных поездках.

Теперь могу точно сказать: паломничество — не туризм, а состояние души! Эта поездка обогатила меня, мою душу, как бы духовно подвинув мое сердце ближе к Богу.

Сегодня я с теплом вспоминаю нашу паломническую группу, и на ум приходят слова: «Будьте единомысленны, мирны — и Бог Любви и Мира будет с вами» (2 кор. 13, 11)

Надеюсь, что написанные мною строки Господь примет как искреннюю благодарность и для Себя Самого, и для тех, кто дал мне возможность оказаться в числе паломников и для тех, кто в самой поездке и даже после нее дарили мне заботливую доброжелательность и христианскую любовь. В первом Послании св. апостола Павла к Солунянам говорится: «За все благодарите, ибо такая о вас воля во Христе Иисусе»(5, 18). Слава Богу за все.

Екатерина Чернова для изданий «Русский инок» (www.russian-inok.org) и «Эксклюзив».


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

О, дивный остров Валаам!

Оазис Православия в Аризоне

Православная Америка глазами российской студентки

 

Преображениепутешествия