Марк Подольский: я езжу спокойно

Марк Семенович Подольский — Мастер спорта СССР. Первый советский участник ралли «Кэмел-трофи» (1990 г.). Виртуальный разговор с ним проводился на спортивном сайте www.7tv.ru. В основном, беседовали о команде «ТНК-рейсинг» и об автомобильных гонках в целом.

СПРАВКА

Марк Семенович Подольский родился 1 ноября 1948 года в Златоусте. Женат, четыре дочки и одна внучка. Имеет два высших образования. Ветеран советско-российского автоспорта. Мастер спорта СССР. Первый советский участник ралли «Кэмел-трофи» (1990 г.), один из создателей профессиональной раллийной команды See Us (1993 г. команда заняла 5-е место а Кубке Европы по ралли, в 1994 г. пилот команды выиграл Кубок Европы). Любимая марка автомобиля “Honda”. В первый раз сел за руль автомобиля в 7 лет. Любимый спиртной напиток — армянские коньяки. Отношение к дорожной полиции нейтральное.

Информация с сайта «7ТВ».


-Марк Семенович, за руль какого автомобиля вы в первый раз сели? И какие самые трудные участки были на «Кэмел-трофи»? сравнимы ли они с нашими проселочными дорогами?

-Мой первый автомобиль, за руль которого я сел — был папин «Москвич 401». Я сидел на коленях у водителя. Это были совершенно незабываемые впечатления, которые определили мою дальнейшую жизнь. Кстати, первый собственный автомобиль тоже был “Москвич”. Это был «Моквич-408». Что касается «Кэмел-трофи», был там у нас участок, не помню, как назывался населенный пункт. За 36 часов мы прошли 7 километров, причем, мы шли без остановки, в основном, на лебедках. Состояние было жуткое, итальянцы чуть друг друга отвертками не поубивали. С трудом все это одолели. С нашими проселочными дорогами это не сравнить, потому что там еще и вечная мерзлота, грязь жидкая, машина абсолютно не ехала.

-Что необходимо сделать в жизни, чтобы стать мастером спорта России? Где этому учат?

-Мне трудно отвечать за остальные виды спорта, потому что, когда профессионально занимаешься каким-то одним, начинаешь уважать все остальные по полной программе, понимая, что и там это стоит таких же трудов. Подвигов жизни совершать не нужно, но работать напряженно и самоотверженно, естественно, необходимо. Учит этому жизнь, учат родители, учит улица, учит школа, во всяком случае, должна учить. Какой-то такой организации, учитывая даже Академию физической культуры, которая должна готовить высококлассных спортсменов, пока у нас, к сожалению, нет. Там пытаются что-то делать. На кафедре велосипедного спорта есть автомобильная специализация.

Если говорить об автомобильном спорте, то есть очень много молодых ребят, которые в 9, 10, 12 лет становятся мастерами России по картингу. Для автомобилистов это самый короткий путь к профессиональному спорту. Обоих пилотов нашей команды, Алексея Васильева и Николая Фоменко, готовила жизнь к этому моменту. К сожалению, до сих пор в нашей стране нет ни одной регулярной гоночной школы. Ни в западном понимании, где есть гоночная школа, где за два часа занятий тебе выдают красивый сертификат, и ты можешь повесить его на стену, или ты можешь отзаниматься там неделю и получить потом даже какой-то контракт. В нашей стране пока этого регулярно не хватает.

-Какие два образования вы имеете? И работали ли вы по своей специальности когда-нибудь?

-Я окончил Московский государственный университет. Сначала это был механико-математический факультет, очень сухая математика. По этой специальности я не работал. Потом был факультет психологии. Это в жизни помогало. Первые годы, несмотря на то, что они прошли на научно-исследовательском полигоне в Дмитрове (я занимался автомобилями), я очень много в тот момент занимался и психологией. У нас были интересные работы со Звездным городком, работы, связанные с подготовкой космонавтов, с использованием водительских моментов.

-Скажите, приходилось ли устраивать ралли на московских дорогах?

-Если речь идет о моей собственной езде, то я стараюсь и, почти всегда получается, ездить очень спокойно и не демонстрировать навыки гоночной езды. Если говорить о ралли, то я был спортивным комиссаром традиционного модийского ралли, часть его проходила по московским дорогам. Но еще раз хочется подчеркнуть для всех читателей и зрителей нашего канала, что дороги общего пользования не место, где можно состязаться и соревноваться. Тонный, а иногда и двухтонный автомобиль — это опасное оружие, с которым нужно уметь обращаться.

-А как вы преодолеваете городские пробки?

-Отвечу честно — мучительно. Мучения связаны не с тем, что это колоссальная потеря времени в пробках, неэффективно жизнь в пробках течет. Очень огорчает, что часть пробок, не все, конечно, существует из-за того, что у нас категорически невоспитанные водители. Значительную часть пробок можно было бы избежать или хотя бы ослабить их влияние, если бы появилось взаимное уважение тех, кто находится на дороге, так, как это происходит на Западе. Там более интенсивное автомобильное движение, и удается избегать часть пробок именно тем, что все взаимовежливы.

Могу сказать, что если вы ведете в гонке автомобиль, зацепляясь за тех, кто едет с вами в заезде, то вы до финиша не доедете. Быстрая езда гоночного водителя подразумевает соблюдение определенных дистанций, правил приличия. Гонщик — это не обязательно человек, который подрезает тех, кто едет с ним в транспортном потоке. Гонщик — это тот, кто умеет делать свое дело профессионально. На дороге я и все сотрудники нашей команды стараемся ехать достаточно хорошо, в первую очередь, потому что мы много ездим за рулем на западе, а там российская езда не приветствуется.

-Испытываете ли вы страх за рулем автомобиля? Если да, то как удается его перебороть?

-Страх за рулем автомобиля не испытываю, хотя похожее чувство несколько раз появлялось. Это было первый раз очень давно. Тогда я забрал тот самый “Москвич” из сервиса, а оказалось, что не закрутили тормозные трубки, и из него за ночь вытекла вся тормозная жидкость. То есть тормоза полностью отсутствовали. Надо было что-то делать. Я нашелся, и удалось избежать аварии.

Еще я попал на лед, которого совсем не ожидал — нажав на тормоза, тоже понял, что машина не будет тормозить. Когда я попробовал повернуть руль, понял, что она не поворачивается. Я уже говорил, что ни в коем случае нельзя теряться. На самом деле, 80 процентов аварий происходит в той ситуации, когда человек теряется, хотя, в принципе, у него есть обычно средства для того, чтобы или полностью избежать аварии, или хотя бы значительным образом сократить тяжесть ее последствия.

-Говорят, что существует два понятия — «водить» машину и «управлять» ей. Вы тоже придерживаетесь этого разделения? Если да, то в чем для вас разница между этими понятиями?

-Безусловно. Можно еще несколько градаций внести. Эту линейку можно сделать более детальной. В свое время, когда я занимался испытаниями автомобилей, водить машину означало пользоваться какими-то транспортными функциями этого автомобиля. А управлять ей — это владеть и пользоваться ее техническими возможностями гораздо более широко. Это не значит, что ваше поведение на дороге должно быть вызывающим и мешающим другим водителям. При этом, вы можете разгоняться достаточно динамично, энергично останавливаться, при этом никто из сидящих в вашей машине не будет вываливаться из сидений. Но делать все это можно более эффективно, более насыщенно и более энергично.

-На каких машинах предпочитаете кататься сами?

-Теперь уже это, наверное, не будет звучать дерзко, если сказать, что машин в семье должно быть четыре. Одна солидная, большая, где можно посадить семью с маленьким ребенком, собакой, съездить за город или в гости. Другая машина, когда надо надеть смокинг, галстук и подъехать на солидную встречу. Третья машина — маленькая, юркая, спортивная, энергичная. Четвертая машина — полноприводная, которой не страшны никакие бездорожья, и которая передвигается так же легко, как вертолет. У меня три машины. Получилось так, что одним автомобилем никак невозможно обойтись. По-прежнему стараюсь сохранить верность марке «Хонда», потому что для наших условий это один из идеальных автомобилей, но не единственный. Очень нравится «Мерседес», и есть такая машина в семье. Ну и микроавтобус «Фольксваген», который для большой семьи.

-А у вас усы настоящие?

-Усы настоящие, вы их можете даже потрогать и подергать. Кстати, у них был юбилей, им исполнилось 40 лет. И чувствуют они себя на моем лице прекрасно.

-Марк Семенович, что вы думаете по поводу строительства в России автодрома для автогонок в классе «Формула-1?» Реально ли осуществить этот проект в ближайшие 5 лет?

-Этот вопрос очень злободневный. В связи с закрытием гонок на Ходынке, Москва, фактически, осталась без гоночной трассы. Огромное спасибо организаторам, но международными гонками это назвать нельзя. На самом деле, в этом вопросе надо идти чуть-чуть поэтапно и не говорить, что это автодром для «Формулы-1». Для автодрома группы «А» есть соответствующие требования, в первую очередь, наверное, для нашего родного национального кольцевого спорта.

Мы вынуждены были уехать на те соревнования из-за отсутствия трассы у нас в стране. После закрытия Ходынки заниматься здесь автомобильным спортом было даже небезопасно. Проект реально было бы осуществить какое-то время назад. В ближайшие 5 лет он может быть осуществлен. Я имею в виду строительство международного автодрома, соответствующего требованиям «Формулы-1». Но для этого, к сожалению, надо преодолеть огромное количество и организационных, и технических резонансных проблем. Есть несколько групп в Москве и в Санкт-Петербурге, которые пытаются это сделать. Дай Бог всем cил в помощь.

-Почему команда называется «ТНК-рейсинг»? Кто был автором названия? Каким был первый состав команды?

-Команда создавалась сначала на национальном чемпионате. Слово «рейсинг» английское — «гонки». Непонятно даже, почему не было тогда международных планов. Это было начало 2000 года. Автором названия был коллектив менеджеров. Первый состав команды — у нас было два автомобиля. На одном ездил Коля Фоменко, на втором — Алексей Васильев, все мы были в руководстве созданного нами коллектива. Была группа своих механиков, от которых сейчас нам пришлось отказаться. Потому что у нас сейчас зарубежные механики. Инженеры все равно были, приезжали оттуда, помогали нам разобраться с автомобилем. Вообще, я бы порекомендовал всем интересующимся людям побыть на нашем сайте, там много всего этого написано. Им будет небезынтересно.

-Марк Семенович, возникает ли желание еще раз принять участие в ралли «Кэмел-трофи»?

-Не возникает, потому что оно и не пропадало ни разу. Оно постоянно присутствует. И не только потому, что это был для меня серьезный шаг в международный автомобильный спорт высочайшего уровня. А еще и потому, что с этим связано огромное количество теплых для души мероприятий, когда я для себя уже в зрелом возрасте открывал заново весь мир людских взаимоотношений. Было очень много разных поездок. Очень жаль, что развалилась Югославия. У нас с ней были очень теплые отношения. С некоторыми другими удается периодически встречаться, переписываться, а югославы чуть-чуть выпали из этого.

-А ваша семья боится за вас, ведь езда связана с большим риском?

-Если иметь в виду движение по московским улицам и пробки, то да. И более зрелые люди садятся за руль гоночного автомобиля. Рискуют у нас в основном наши пилоты, Алексей и Николай. У нас не такая рискованная работа менеджерского состава. И вообще, что касается рискованности — все мы ходим под Богом: можно оборваться в лифте, можно угодить под метеорит, или в наводнения, которые прокатились по стране. Я не думаю, что эта работа намного рискованней другой. Доля романтики в ней, безусловно, присутствует, и при нормальном техническом решении риска не так уж много. Ну, а семья волнуется, как любая семья.

-А вы бы хотели, чтобы ваше начинание продолжили ваши дети и внуки?

-Безусловно, очень хотел бы. Старшая дочь и бывшая младшая дочь близки к автомобилю. Но самая младшая, которой год и три месяца (у меня все дочки), когда ее повели в детский магазин и хотели купить игрушку, куклу, то она выбрала автомобиль, и отнять его было невозможно. Это знаковый подарок.

-Кого из иностранных спортсменов хотелось бы пригласить в свою команду? были ли такие предложения, и предлагают ли нашим спортсменам стать пилотами иностранных команд?

-Ситуация троякая. Дело в том, что на гонке, 24-часовой, в СПА, мы ехали международным экипажем. За нас ехали еще два пилота. Антонио Гарсия — испанский пилот, прекрасный гонщик, юный, очень талантливый. Мы рады этому. Хотя одна из основных идей — двигать наших пилотов в отечественный спорт, а не приглашать кого-то! Предложения были. Предложения нашим спортсменам поступают гораздо реже, и можно сказать, что только сейчас это начинает происходить. Поехали такие пилоты, как Миша Алешин, Сережа Афанасьев — очень талантливый мальчик. Я думаю, что Сереже такие предложения поступят. Рома Русинов ездит за зарубежные команды и ездит очень неплохо. Хочется верить, что мы войдем в международный спорт, хотя это будет не так быстро.

-Гонки — это хобби или призвание в жизни?

-Для кого как. Для меня — и то, и другое. Для Николая, это знаковая фигура в нашей команде, это переместилось из хобби в призвание в жизни. В последнее время он столько времени, усилий и энергии тратит на гонки!

-А кто сильнее как гонщик: Фоменко или Васильев? Какие сильные стороны у того и другого?

-Как ни странно, вопрос очень сложный. Одна из составляющих гонщика — это управление автомобилем. Леша Васильев делает это давно и имеет возможность только этим заниматься Он, безусловно, впереди Николая. Что касается стратегического мышления в наших гонках, а они трехчасовые, многочасовые, 24-часовая гонка у нас есть, то Николай впереди Алексея. А важно и то, и другое. Кто более перспективный — к сожалению, тут ни от кого не зависящий параметр возрастной. У Николая и Алексея ровно 10 лет разницы, Алексей моложе. Поэтому ответ очевиден.

-Кроме автогонок есть ли еще увлечения в жизни? Какие книги, кино или еще что-то другое?

-Увлечения есть. К кино прохладно отношусь. Книги почитать люблю. Люблю горные лыжи, теннис большой. Есть хорошая компания, с которой удается очень редко встречаться. Зимой мы видимся более-менее регулярно и играем. Люблю русскую баню. Люблю путешествовать. Но сейчас у меня маленький ребенок и путешествия отложились.

-Как вы думаете, какие перспективы у российского автоспорта?

-Самые радужные перспективы в российском автоспорте, никаких сомнений нет. Люди мы, я имею в виду автогонщиков, уверенные. Если ты не хочешь победить, то что выходить на старт. Например, выход Сергея Злобина на арену «Формулы-1» говорит о том, что нет никаких невозможных задач. Единственное плохо — у нас в стране автомобильный спорт, да и все другие, переживают определенные трудности, но перспективы у нас очень серьезные.

Материал подготовил Денис Бессонов

 

автомобили звёздспортчат