Лилия Нургатина: мы – за баланс традиций и современности

ООН объявила 2021 год Годом креативной экономики. В России, где проживают почти две сотни представителей разных национальностей, всегда было множество мастеров, из поколения в поколение передающих уникальные ремесленные и творческие умения и технологии. После развала страны в 1990-е годы сектор народных художественных промыслов пережил тяжелые времена. Но сегодня интерес к традиционным ремеслам снова растет. Заместитель директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ Лилия Нургатина считает, что в сфере креативных индустрий Россия может опередить многие другие страны.

— Лилия Авхатовна, эксперты нередко называют сектор креативных индустрий ключевым в экономике будущего. Какое место в креативном сегменте занимают народно-художественные промыслы?

— Мы считаем, что именно за этим сектором будущее, причем особую роль играет блок креативных индустрий, относящихся к наследию, в том числе народные художественные промыслы. Классиками теории креативных индустрий установлено, что именно в нем черпают вдохновение все другие направления креативных индустрий. Минпромторг России — крайне реалистичное министерство, и мы очень прагматично смотрим на все происходящие в экономике процессы. И понимаем, что за этим направлением будущие экономические прорывы. Например, почему мы начали сейчас создавать инжиниринговые центры в сфере креативных индустрий? Потому что сегодня наибольшей конкурентоспособностью обладают те продукты, которых в мире нигде больше нет. А наша самобытность и многообразие культурных кодов 190 народов и народностей нашей страны дает прекрасную основу для уникальности создаваемых здесь смыслов, произведений и продуктов.

Но нам нужно гармонично и разумно привязывать наши исторические коды к продукту. Каждый набор элементов в росписи, узоры в кружевах, соцветия в вышивке – неразделимый набор символов, послание мастера в мир. Разрушь рисунок – и разрушишь заложенные смыслы. Сегодня наступает эпоха осознанного потребления, и цену продукта – практически любого — формирует его смысловое содержание, связанная с ним легенда, история, его миссия, место его создания, экологичность. Осознанный потребитель хочет знать, почему изделия производятся именно в этом месте и что в нем уникального, какие для этого есть исторические предпосылки, какие местные традиции отражены в уникальных продуктах, какие социальные задачи он решает наряду с потребительскими. И наши народные промыслы оказались здесь в наиболее выигрышном положении. Например, история многих знакомых нам брендов электроники – не наша история. Это японские легенды. И японцы будут эксплуатировать свой культурный код, связанный с производством электроники, суши, аниме. Да, мы тоже это будем производить. Но образ России в мир будут двигать именно наши идентичные произведения, проекты и продукты. У нас всегда были лучшие потребительские изделия в своих нишах – лучшие ювелирные изделия, лучшие эмали, лаки, лучшие меха, лучшие изделия из кожи и многое другое. В любые исторические эпохи Россия всегда славилась своим производством. Мы умели и умеем делать это красиво. И наши яркие традиции всегда привлекали особое внимание. Дизайнеры всегда вдохновлялись русским стилем. Великий Дягилев создал целую потребительскую культуру русского стиля за рубежом. Нам надо развивать эту историю, использовать свои конкурентоспособные коды, изменение потребительского поведения в глобальном мире.

— В 1990-е годы сектор народных художественных промыслов пришел в упадок, многие предприятия еле выживали, и выжили не все. Какие программы государственной поддержки сегодня действуют в отрасли? О каких суммах идет речь, сколько тратит государство на поддержку отрасли? Сколько предприятий они охватывают?

— Да, кардинальные перемены 90х не обошли стороной и сферу народных художественных промыслов. Отрасль прошла серьезные испытания. Более 240 видов промыслов было утрачено. Низкий поклон тем, кто в середине 90-х годов разработал и добился принятия Федерального закона «О народных художественных промыслах». Это создало основы для поддержки наиболее значимых организаций народных художественных промыслов. А в 2017 году по поручению руководства страны была разработана «дорожная карта» сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, которая дала импульс для создания комплексных мер поддержки и углубления существующих инструментов. Изменив Правила предоставления субсидий в последние годы, мы создали беспрецедентную систему поддержки народных промыслов. Пока она ограничена тем, что согласно действующего законодательства о народных художественных промыслах, распространяется на довольно узкий круг производителей. В федеральном перечне сегодня 83 предприятия народных художественных промыслов из 34 регионов. Это организации, которые в течение многих лет стабильно работают в своей нише, системно подтверждают художественное достоинство своих изделий, при этом не менее 50% общего объема выпускаемой ими продукции составляют изделия народно-художественных промыслов.

Включение в перечень дает право на федеральную поддержку. НХП – единственная в стране отрасль, которая имеет право на такое серьезное возмещение прямых расходов. Предприятиям компенсируются фактически понесенные затраты – возмещается 30% стоимости сырья и материалов, 90% всех расходов на энергоносители, 90% отчислений в страховые фонды, 90% затрат на продвижение продукции – в том числе, ведение рекламно-информационных кампаний, участие в выставках, создание маркетинговых стратегий и новых коллекций, расширение ассортимента, многое другое.

Также организациям компенсируется 50% первоначального лизингового взноса на приобретение оборудования при модернизации и 80% расходов на все пуско-наладочные работы по его монтажу. Это действительно беспрецедентные меры поддержки.

Кроме того, Минпромторг России поддерживает общеотраслевые проекты, реализуемые отраслевыми ассоциациями.

При этом, в установленной законодательством компетенции Минпромторга России – только меры поддержки, направленные на производство и реализацию продукции. Хотя, конечно, по объемам она превалирует безусловно. Но сфера народных художественных промыслов – многоаспектная и междисциплинарная. Она лежит на стыке компетенций многих ведомств, курирующих вопросы не только промышленности, но и культуры, территориального развития, предпринимательства. Поэтому мы ввели практику заключения двусторонних соглашений Минпромторга России с нашими коллегами из других ведомств.

Так, в рамках реализации положений двустороннего протокола между Минпромторгом России и Минстроем России в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» идет поддержка проектов мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Ведь традиционные промыслы – это, в первую очередь, особая среда мест их бытования. Не будет этого места, будет утрачена его аура, уедут творческие люди (а они востребованы везде!), потому что там не комфортно жить, – будут утеряны и созданные там традиции.

Наши коллеги из Минстроя России с глубоким пониманием отнеслись к этой теме и теперь методика оценки конкурсной заявки включает в себя критерий идентичности, который является наиболее важным при экспертной оценки, он показывает уникальные привычки и традиции жителей населенного пункта, культурные особенности территории, городские мифы, легенды, символику, историко-культурные и географические особенности. В 2021 году в рамках мероприятия по реализации проектов по созданию привлекательной жизненной среды в местах традиционного бытования народных художественных промыслов было поддержано около 20 таких проектов.

Здесь можно привести пример проектов, реализованных в столице русской хохломы – городе Семенов Нижегородской области. За последние 3 года он получил уже два гранта на общую сумму около 140 млн рублей на создание комфортной среды и имплементации традиционных символов и локальных культурных кодов во внешний облик прежде не достаточно внешне привлекательного города. Сейчас, приехав в Семенов, вы попадаете действительно в столицу наших старейших промыслов – золотой хохломы и семеновской матрешки. Атрибутами этого пронизана вся городская среда. В городе интересно, уютно и комфортно. Новые туристические объекты позволят активизировать городской бренд.

Активно работает в этом направлении Ленинградская область. Два проекта, основанные на известных народных художественных промыслах – волховской росписи и киришских кружевах – не оставили равнодушными экспертов. В городе Волхов в рамках проекта «Растанная площадь и Лягушкина деревня» создается ярмарочный комплекс «Званка», где планируется реализация товаров НХП, таких как «Волховский розан» и соответствующие элементы художественно-стилевых особенностей будут включены в архитектурные решения. «Киришское кружево» – это одно из древнейших достояний российских традиций. Известное с XVIII века. Характерный для этого кружева мотив «медвежья лапа». В рамках благоустройства парка «Прибрежный» в г.Кириши он станет главным символом набережной, проходящим через основные элементы и малые архитектурные формы. Для популяризации народных промыслов на территории планируются установить выставочные стенды и проводить фестиваль «Из варяг в греки». Соответствующие проекты идут в Новгородской, Ивановской, Липецкой, Кировской, Пензенской, Саратовской, Омской, Белгородской, Калужской, Московской, Костромской, Тульской областях, Республиках Башкортостан, Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе и многих других регионах.

Кроме того, при поддержке наших коллег из Общероссийского народного фронта и на основе договоренностей с нашими коллегами из Министерства культуры Российской Федерации в национальном проекте «Культура» в рамках федерального проекта «Творческие люди» появилась мера поддержки некоммерческих организаций на реализацию проектов, направленных на развитие российской идентичности, в том числе на продвижение и популяризацию народных художественных промыслов. В рамках этой меры поддержки ежегодно 10-20 проектов получают до 3 млн.рублей на проведение различных событийных мероприятий в области народных художественных промыслов.

Во исполнение двустороннего протокола между Минпромторгом России и Минсельхозом России в государственную программу Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» включены инструменты государственной поддержки создания центров народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования народных художественных промыслов, расположенных в сельской местности, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание, реконструкцию (модернизацию), капитальный ремонт центров развития традиционных промыслов и ремесел.

Помимо этого, мы ведем интенсивную работу с Ростуризмом. В соответствии с пунктом 9 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина по итогам муниципального форума в Великом Новгороде в октябре 2020 г. и рекомендаций Совета Федерации Минпромторгом России выбраны 14 пилотных регионов по созданию туристических продуктов и маршрутов на основе мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Сейчас упаковываем проекты с целью дальнейшей их оценки Экспертным советом по туризму. В число пилотных регионов вошли: Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Татарстан, Архангельская область Брянская область, Вологодская область, Московская область, Новгородская область, Нижегородская область, Свердловская область, Тверская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Проведен ряд экспертных сессий по доработке проектов, в том числе совместно с Ростуризмом. В случае утверждения туристического маршрута Экспертным советом и включения его в программу продвижения Ростуризма (получение статуса «Национального брендового маршрута») предполагается выделение субсидии органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на развитие инфраструктуры и грантовая поддержка проектов по развитию внутреннего и въездного туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

— А кто лидирует среди регионов и производителей в сфере НХП?

— У нас есть три флагманских региона. Практически половину всех объемов дает Московская область – за 2020 год это было около 50%. Затем идет Дагестан – около 25%. На третьем месте – Нижегородская область. Этот регион сегодня является лидером с точки зрения внедрения новых механизмов и моделей развития в этой сфере. А также предоставления региональных мер поддержки. Например, за прошлый год региональное правительство выделило на поддержку своих производителей изделий народных художественных промыслов более 200 млн.рублей. А в Дагестане народные художественные промыслы — одна из основных отраслей экономики. Это единственный такой регион. При этом, удивительно вот что. По всему Северо-Кавказскому федеральному округу 98% изделий НХП производит именно Дагестан. Хотя рядом расположены родственные регионы – и по ментальности, и по образу жизни, богатству традиций. Значит, потенциал этих регионов далеко еще не полностью реализован.

В федеральный перечень могли бы войти и предприятия и многих других регионов России. Но право инициирования в этом случае остается за субъектами РФ. К сожалению, не все организовали этот процесс, таким образом лишив свои предприятия государственной поддержки. И это кажется мне странным. Сибирь, Урал, Дальний Восток – все это места, где промыслы были неотъемлемой частью бытования. Это образ жизни, по большому счету — всю жизнь там народ жил промыслами. А в реальности, сегодня доля объема производства продукции НХП в Сибирском федеральном округе – 1%, в Дальневосточном федеральном округе — 0,1% от объемов, производимых в России. Все понимаем – есть куда расти. Здесь очень важна проактивная позиция региональных художественно-экспертных советов, которые, по сути, являются «мозговыми центрами» и должны быть «душой» этих процессов. От того как часто они собираются и рассматривают изделия местных мастеров на предмет присвоения им статуса «изделия народного художественного промысла», тем системнее будет организована работа по продвижению промыслов региона на федеральную поддержку. И, странно, что бездействуют отраслевые ассоциации этих регионов, которые, конечно, знакомы со всеми правовыми механизмами и знают, что значит ввести изделия мастера в официальный оборот и получить необходимые статусы. Например, у нас есть случай (не буду называть регион) где более 15 лет существует отраслевая ассоциация в сфере НХП, а объемы производства продукции по региону равны нулю. Как же так? В чем тогда заключается деятельность этой ассоциации? Загадка. Ведь самое главное, что в ситуации бездействия худсоветов и отраслевых ассоциаций остаются незащищенными мастера (особенно, в отдаленных селениях), которые создают шедевры и даже не подозревают о том, что могли бы претендовать на существенную поддержку. А тем временем перекупщики скупают у них за три копейки их уникальные изделия и перепродают за большие деньги, которых они, как правило, не видят.

Многие регионы сейчас значительно активизировались. Например, Татарстан тоже не имеет сегодня организаций в федеральном перечне. Хотя там делают потрясающие вещи — кожаную мозаику, уникальную вышивку, традиционные серебряные украшения и множество других прекрасных изделий. И за короткий срок регион мобилизовался в этом направлении, прошел практически все процедурные моменты и готовит исторические производства к включению в федеральный перечень. Инициировали первыми в стране создание инжинирингового центра на базе Института культуры. До этого такие центры создавались только на базе вузов с техническими направлениями подготовки.

Поддерживаем и создание новых, активных отраслевых ассоциаций, которые грамотно и трепетно защищают интересы своих членов, работают над просвещением и вовлечением широкого круга организаций и мастеров.

И все же в целом произошел огромный рывок. Раньше даже разговор о промыслах вызывал у многих скуку. Сегодня настроение, отношение в обществе к этой теме меняется. Когда в 2018 году тема развития промыслов была вынесена на Петербургский экономический форум – это многим казалось странным и незначительным. А сейчас – и на ПМЭФ, ВЭФ, Культурном форуме, на Евразийском женском форуме, Арктическом форуме, на всех других крупнейших конгрессно-форумных площадках эта тема вызывает огромный интерес. Нас это очень радует.

И у нашей темы теперь огромное количество сторонников в других властных структурах. Руководство страны постоянно обозначает приоритетность этого направления. По поручению Президента нашей страны была разработана дорожная карта сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов. В Совете Федерации по поручению В. И. Матвиенко в прошлом году была создана специальная комиссия по народным художественным промыслам под руководством Г. И. Кареловой.

Только цифры:

· 6,8% всех работающих россиян заняты в сфере креативных индустрий.

· 3% составляет доля креативных индустрий в общем объеме валового внутреннего продукта России.

· На 20% вырос экспорт продукции креативных индустрий за последние 4 года.

— Как эти отрасли выживают сейчас, в пандемию, когда сокращается спрос на изделия, которые не относятся к товарам первой необходимости?

— Очень по-разному. Но в целом ситуация гораздо лучше, чем мы могли предположить. Мы ожидали, что спад в секторе будет порядка 40%-50%. Поэтому инициировали вхождение отрасли народных художественных промыслов в число наиболее пострадавших. Здесь очень помогло Правительство и поддержало нашу инициативу. Только организациям, входящим в федеральный перечень, было дополнительно выделено более 400 млн рублей.

Но самое главное – эта ситуация заставила предприятия НХП пересмотреть традиционные схемы работы, переориентироваться на электронную торговлю. Оказалось, что это более эффективно, чем привычная розничная торговля. К примеру, Гжельский фарфоровый завод, правильно вытроивший систему электронной торговли, за период пандемии увеличил объемы продаж на 30%. Керамисты вообще оказались в большом плюсе. Дело в том, что многие ритейлеры отказались от импортной продукции, потому что сегодня это стало накладно — оказались затруднены логистические, экспедиторские цепочки. И все обратили внимание на российскую керамику, российский фарфор, посуду из стекла, поняв, что отечественные изделия ничуть не хуже, а даже лучше. Спрос резко вырос, объемы продаж увеличились на 30%-40%. Борисовская керамика, Дулевский фарфор увеличили объемы продаж более чем на 30%. Растут объемы, постоянно улучшается качество продукции Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, там очень креативные мастера, все время обновляется ассортимент. Крестецкая строчка у нас в этом году выросла на 80%. В целом, практически все организации федерального перечня демонстрируют в этом году рост объемов реализации. Даже те, у кого был спад по итогам прошлого года, восстановили утраченные объемы. Так что можно сказать, что для многих российских производителей пандемия сыграла положительную роль в развитии бизнеса. Она заставила менять привычные схемы работы, искать новые каналы сбыта. Предприятия смогли оценить ассортимент с точки зрения востребованности и довольно быстро переориентировались на интересы покупателей.

Аверьянова Анастасия Алексеевна, Лидер Молодежного Альянса НХП при Минпромторге РФ, Директор Фонда содействия просвещению и образованию «Русский Наследник», Нургатина Лилия Авфатовна, Заместитель директора департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга РФ.

В целом отрасль в 2020 году «просела» не на ожидаемые 40%, а всего на 14%. Учитывая, что в 2020 году был период затяжных простоев, ограничений – это не так уж плохо. А в этом году мы уже видим рост на 20% по отрасли в целом, а по организациям и того больше – более 30%.

— Принято считать, что с творчеством у нас все очень хорошо, а вот с бизнесом – гораздо хуже. Хватает ли кадров, грамотных специалистов в области маркетинга, продвижения промыслов именно как бизнес-структур? Удается ли сочетать рыночные отношения и традиции?

— Да, предпринимательских компетенций представителям НХП иногда действительно не хватает. Да и в части расширения ассортимента, дизайна и моделирования изделий, повышения их потребительских качеств – нам тоже нужно двигаться активнее. Мы сейчас запускаем сразу несколько образовательных проекта. Этот год для нас пройдет именно под флагом тотального переобучения и повышения своих компетенций. Нашими партнерами здесь являются Высшая школа народных искусств, команда Александра Васильева, команда Fashion Consulting Group, Институт дизайна Высшей школы экономики и многие другие профильные вузы страны, в том числе и региональные. Кроме того, мы встречались с руководством корпорации МСП и договорились, что будем двигаться вместе, формируем дорожную карту совместных действий. Нам нужно обучать, давать знания в области продвижения, маркетинга. Там, где все хорошо с бизнес-подходом – там дела идут. Вот, например, «Крестецкая строчка» (уникальный вид русской народной строчевой вышивки) – они растут, и даже очень уверенно – и сейчас, в пандемию. Из заброшенной, разрушенной фабрики создали современный лофт, где с удовольствием работает и молодежь, даже из столичных городов, восстановили все ушедшие когда-то с фабрики кадры. Создают сейчас новый музейный проект, то есть развивается и туристическая составляющая. И рост оборота – ежегодно серьезный. Совместно с АФК «Система» и Сбербанком совершенно меняют формат компетенций и наши ведущие гжельские фабрики, создавая промышленно-туристический кластер и развивая производство.

Только цифры:

· 412 субъектов деятельности заявили НХП своим видом деятельности по ОКВЭД, в том числе — 366 предприятий и 46 индивидуальных предпринимателей в 2020 году, в 2021 году этот показатель уже 625, в том числе 402 юридических лица и 223 индивидуальных предпринимателей.

· 280 тысяч самозанятых в России – ремесленники, производящие изделия художественной направленности.

— Как повлияет на ситуацию принятие Закона о поддержке традиционных промыслов?

— Мы очень надеялись, что закон «О народно-художественных промыслах» будет принят до конца 2021 года, но, видимо, это случится уже в следующем году – он формирует кардинально новую экосистему народных художественных промыслов.

Наш законопроект уже называют революционным. Он взбудоражил все профессиональное сообщество. У него есть как преданные сторонники, так и ярые противники. Есть те, кто боятся новых механизмов и те, кто очень ждет принятия и вступления нового закона в действие. Конечно, принятие законопроекта нарушит многие «статус-кво». Ведь теперь участниками господдержки смогут стать не только организации федерального перечня, но и все, кто занимается народными художественными промыслами, в том числе и самозанятые. Но это при строгом сохранении тех мер поддержки (и по содержанию, и по объемам!) которых удалось добиться для организаций федерального перечня. Законопроект вводит дополнительные меры поддержки мастерам народных художественных промыслов, их творческим мастерским, науке и образованию в сфере народных художественных промыслов, центрам НХП.

Кроме того, в новый законопроект мы заложили механизм ТЕТРА – территория сохранения и развития традиций федерального проекта. Коротко – территория традиций.

Это механизм поддержки населенных пунктов из числа мест традиционного бытования народных художественных промыслов с численностью не более 100 000 человек с присвоением им статуса «территорий сохранения и развития традиций и укладов бытования» по аналогии с механизмом инициализации и поддержки моногородов. Статус «ТЕТРА» предполагает концентрацию на территории различных инструментов государственной поддержки, что позволит не только сохранить промыслы, но и развить сами территории.

С Нижегородской областью мы уже заключили соглашение, и отдельные механизмы в качестве пилотных были апробированы в регионе. Но для того, чтобы проект заработал в полную силу, должно появиться правовое обоснование, создано лигитимное пространство.

Суть в следующем. У нас существует инструмент Территорий опережающего экономического развития, инструмент Особых экономических зон. Которые как раз направлены на развитие промышленности, экономических механизмов. Также есть механизм исторических городов, где акцент делается на культурное, туристическое развитие, сохранение объектов культурного наследия. А нам нужен механизм, который смог бы объединить возможности всех этих категорий. Территории, где сосредоточены культурные объекты, как правило, являются одновременно местами сохранения и производственных традиций. И наши основные производственные и отраслевые компетенции появились как раз на таких территориях. Из мелких народных промыслов они переросли в более крупные производства. Поэтому мы предложили механизм, который позволяет придавать особый статус территориям, которые являются хранителями наших производственных и культурных компетенций. Мы предлагаем создать на этих территориях особый режим ведения предпринимательской деятельности, который будет направлен на то, чтобы формировать комплексную среду, с одной стороны, сохраняющую нашу идентичность, с другой – на основе наших уникальных культурных кодов дающую жизнь новым видам продукции. Для этого должен быть создан и особый налоговый режим, основанный на принципе резиденства – на базе соглашений между Правительством РФ, местной администрацией и регионом.

Речь идет в первую очередь о малых городах и сельских территориях. Они сегодня находятся в более сложной ситуации, чем крупные населенные пункты, и, теряя их, мы теряем и собственную идентичность. Думаю, что создание режима благоприятствования для развития различных бизнесов и индустрий на основе традиционных компетенций стало бы для них хорошим решением. Это могут быть экологичные производства, гостинично-ресторанный бизнес, туристические объекты, частные музеи, галереи и многие другие направления деятельности, где могут быть использованы элементы местных народных промыслов.

Мы проанализировали, что сегодня мешает развитию не только народных промыслов, но и самих мест традиционного бытования. И увидели, что люди не вполне осознают ценность того, чем владеют. Не умеют на основе доставшегося им уникального наследия создавать локальные бренды. Нужно дать организациям определенные полномочия от государства, чтобы местные локальные сообщества осознали, что они являются носителями традиций. И никто кроме них в России не может создавать какие-то смыслы, связанные с этими промыслами.

И еще одна важная составляющая. В настоящее время ни авторское право, ни патентное право не работают в области народных промыслов, потому что у них нет конкретного автора. Это не новые изобретения, они все существуют на протяжении нескольких веков. И в законопроект мы заложили механизмы, которые позволяют локальным сообществам мастеров, творческим сообществам создавать саморегулируемые организации, которые будут представлять интересы государства по конкретному промыслу. На принципах саморегулирования. Они же будут формировать стандарты, определять художественно-стилевые особенности, которые и станут объектом охраны народных художественных промыслов определенных местностей – они также будут устанавливаться самим локальным сообществом мастеров. Эти организации смогут принимать решения по принятию в члены локального сообщества новых мастеров, которые получат легальное право производить продукцию. В сообществе правом голоса будут обладать и фабрика, и самозанятые, и индивидуальные предприниматели. При этом будет включена, разумеется, и экспертная составляющая.

— У скольких организаций и регионов есть шанс стать участниками проекта ТЕТРА?

— Из общего реестра малых городов и сельских поселений мы выбрали те, которые попадают под критерии уникальности. Это около 370 уникальных мест традиционного бытования — практически во всех регионах России. Эти города и села — основа нашей идентичности, нашей государственности. Их обязательно надо сохранять.

Кроме того, закон даст возможность восстанавливать уже утраченные промыслы, воссоздавать забытые технологии. Сейчас это не входит в приоритеты науки. Поэтому мы заложили в закон, во-первых, отнесение исследований в сфере народно-художественных промыслов в приоритетные научные направления, а во-вторых создали инструмент научно-творческих лабораторий, которые смогут заниматься восстановлением промыслов. Вот лишь один пример — Волховская Шугозерская роспись. Нашлись энтузиасты, решившие восстановить технологию. Это было невероятно сложно, в том числе и административно, но они это сделали. Так что мы считаем, что должен существовать специальный инструмент для восстановления утраченных промыслов, дающий возможность задействовать научно-творческие лаборатории, привлекать технологов, дизайнеров, историков, искусствоведов, маркетологов – создавать временный коллектив, который мог бы не только восстановить утраченный промысел, но и помочь с его коммерциализацией. Чтобы в результате был создан продукт, который будет востребован на потребительском и туристическом рынке.

— Хватает ли сегодня мастеров, владеющих традиционными промыслами? Идет ли молодежь обучаться традиционным видам декоративно-прикладного искусства?

— Эта проблема существует. Для того чтобы вовлекать молодых людей в эту сферу, мы заложили в законопроект поддержку молодежи, в том числе — возможность приравнивать мастеров народно-художественных промыслов к сельским учителям и врачам, с предоставлением им того же набора льгот. Инициировали создание Молодежный альянса народных художественных промыслов при Минпромторге России. Эволюция промыслов без молодежи невозможна. Любой вид творчества не может стоять на месте, ему обязательно нужны свежие идеи, новые смыслы. При этом все исторические культурные коды, конечно, должны быть сохранены. Должны сохраниться художественно-стилевые особенности и технологии, но форма их реализации, воплощения в изделии может и должна быть разнообразной. Мы — за баланс современности и традиций.

Ирина Овечкина (союзженскихсил.рф)

Фонд содействия просвещению и образованию «Русский Наследник» благодарит за поддержку народных Художественных Промыслов и традиций России Минпромторг РФ в лице ее Заместителя директора департамента развития промышленности социально-значимых товаров Лилию Авхатовну Нургатину.

культура