«Эта замечательная жизнь» — иммунитет к плохому кино

Фильм снят в 1946 году. Сразу после Великой войны. В то время еще умели делать кино. И «Три Де» — это был не формат, а требования морали. Добро, дружба, достоинство — без этих трех «китов» никто даже не отправлялся в киноплавание. Фрэнк Капра, капитан гуманистических фильмов, тем более.

«Эта замечательная жизнь» — история одного парня, который мечтал о карьере в огромном городе, но остался работать в отцовском банке в американской провинции, где все друг друга знают, где поят плохим алкоголем в баре и где сходу отличают хорошего человека от плохого. Он помогает своему отцу не обанкротиться, потом помогает брату стать звездой Америки, потом помогает бедным горожанам купить собственное жилье… Все время и силы тратит на других. Но один в поле не воин – и потому вскоре наш благодетель оказывается банкротом. Ситуация настолько скверная, что ничего кроме самоубийства парню в голову не приходит.

Еще небольшое отступление. Послевоенное время – тот редкий период в мировой культуре, когда художники не сомневались в существовании Бога (в другое время Его обычно все ищут). Не сомневались настолько, что не брезговали в своих произведениях (фильмах, книгах) христианской мистикой. Наоборот – строили на ней целые сюжеты.

Главного героя фильма «Эта замечательная жизнь» спасает ангел. Но не тот, что падает с неба. Ангел в картине, конечно, без крыльев (еще не заработал). Героя спасает тот ангел, который внутри. То есть его же добродетели. По крайней мере, такова мысль режиссера Фрэнка Капра.

На этом поставим точку на туманном объяснении сюжета и, напялив на нос преподавательские очки, поговорим об этом кино как учебнике.

И в самом деле «Это замечательная жизнь» — Библия для сценариста. Там читается все: плохой и хороший человек, борьба с антагонистом и с собой. Конфликт. Перипетии. А еще там есть потрясающая деталь. Это книга Марка Твена. Она появляется несколько раз, как бы невзначай, но «стреляет» в финале – и так оглушительно, что отныне даже у самого непредвзятого киномана появится иммунитет к плохому кино. Это, пожалуй, самая яркая деталь, которую я когда-либо видел в фильмах.

«Эта замечательная жизнь» — фильм для тех, кто чаще грустит, чем радуется. И для тех, кто хочет увидеть классическое американское кино.

Максим Васюнов

 

киноПреображение