История рода Канделябровых

В истории нашего края необычные фамилии встречаются довольно часто. Одна из таких – Канделябровы. Как вы знаете, канделябр – это декоративная подставка с разветвлениями / рожками для нескольких свечей. Логично, что родоначальник фамилии Канделябровы был как-то связан подсвечником… Изучив историю этого рода в нашей местности, с уверенностью могу сказать лишь одно, что фамилия имеет отношение не к обычным канделябрам, а к церковным. Род Канделябровых берёт своё начало из нижних чинов служителей сельской церкви – пономарей. Позже в роду появляются дьячки, священники, а затем представитель Канделябровых оказывается и в списках священномучеников.

Свято-Троицкий женский скит в Сенно — скит Тихвинского Введенского женского монастыря.

Но давайте сначала представим места, где жил род церковнослужителей Канделябровых. Это два соседствующих приходах, Пярдомльский и Сенновский. С глубокой древности вся эта территория была приписана к одному из самых больших старинных погостов – Климецкий в Колбегах. На территории погоста со временем выделились четыре выставки, две из которых самые ранние, о которых и пойдет речь, это Пярдомльская и Сенновская. Первое упоминание о выставках приходится на 1582-83 годы в Писцовой книге Новгородского уезда. Пярдомльская выставка с первой церковью во имя Воскресения Христова располагалась в деревне Холм Горушка (будущее село Пярдомля, позднее деревня Тополь), находившейся во владении помещичьих родов Палицыных и Борисовых. [1] Сенновская выставка с церковью во имя Флора и Лавра «стоит без пения» и расположена в деревне Юрятино Большой Двор (будущее село Сенно), на тот момент во владении помещика Селивачёва. [2]

Во время церковных реформ Пярдомльский и Сенновский приходы были выделены отдельными погостами. Из-за малочисленности Сенновского погоста его на время оставляли без причта под контроль церковнослужителей Пярдомльского прихода. Даже были попытки полностью его закрыть, но прихожане отстояли свой приход. На протяжении XIX века оба прихода работали в постоянной связке, часто подменяя вакантные должности, а то и полным причтом служили в соседней церкви.

В 1868 году в церкви во имя Воскресения Христова Пярдомльского погоста служили священник Иоанн Михайлович Колмовский, дьякон сын бывшего священника сей церкви Гавриил Васильевич Быстров и пономарь Михаил Раевский. Михаил Раевский прослужил в приходе четыре года и в апреле 1868 года был переведён на новое место службы. На его должность псаломщика Пярдомльского прихода был назначен 40-летний Иван Николаевич Канделябров. [3] Иван Николаевич прослужил в приходе 27 лет и стал родоначальником рода церковнослужителей.

О семье Ивана Николаевича Канделяброва, как и про него самого, известно мало. Его место рождения и откуда он приехал, мы не знаем. У Ивана была жена Анна Ивановна и сын Василий. Василий Иванович родился 1 января 1859 года, но где он родился, тоже неясно. Проследить родословные связи церковнослужителей очень сложно, ведь их направляли на служение в разные приходы. Видимо, так и Иван Николаевич однажды перевёз свою семью в Пярдомльский приход. Он умер 24 ноября 1895 года от болезни почек и был похоронен на приходском Пярдомльском кладбище. [4]

Более подробную информацию можно отыскать о жизни его сына – Василия Ивановича Канделяброва. Известно, что Василия отправили на обучение в Тихвинское Духовное училище. В 1873 году за неуспеваемость его уволили с 2-го класса училища. Спустя почти десять лет, в декабре 1882 года, его назначили на должность исполняющего обязанности псаломщика Сенновского прихода. [5] А 13 ноября 1883 года Василия Канделяброва определили псаломщиком в Свято-Троицкую церковь Сенновского прихода. В приходе он служил долгое время, хотя это служение не было безукоризненным. За склонность к винопитию и за опущения по службе его на месяц отправили в клиросное послушание в Реконьский монастырь и поставили под присмотр Благочинного. 10 декабря 1911 года по прошению Василия Ивановича уволили за штат. Он стал получать из казны пенсию 66 рублей и из эмеритальской кассы 48 рублей. Продолжал жить в селе Сенно в собственном доме со своей большой семьёй.

В браке с Серафимой Фёдоровной у Василия Ивановича родилось семь детей – две девочки и пять мальчиков. Один мальчик Алексей умер в младенчестве от коликов, ему было всего 5 дней. [6] Старшая Елизавета родилась в 1886 году. [7] В 1913 году она вышла замуж за псаломщика Павла Ивановича Безсонова, с которым стала жить по месту его службы. Вторая дочь, которая была на 10 лет младше, стала учительницей в церковной школе [8], а позже в Озерской школе. [9]

Старший из сыновей Василий Васильевич Канделябров родился 23 марта 1889 года в селе Сенно. Через два дня его крестили, таинство крещения провёл священник Троицкой церкви Василий Соловьёв и его отец псаломщик Василий Канделябров. Восприемниками стали друг семьи, учитель Пярдомльской сельской школы, Михаил Гаврилович Быстров и бабушка Анна Ивановна Канделяброва. [10] Василий Васильевич, как старший сын псаломщика, в 1899 году был зачислен в Тихвинское Духовное училище. После окончания училища поступил в Новгородскую Духовную семинарию. После второго класса с начала 1906 года он был определён исполняющим обязанности псаломщика в Кабожскую Дмитровскую церковь Боровического уезда. Был утверждён на должность 3 октября 1910 года. Служа псаломщиком, Василий Васильевич Канделябров с 29 ноября 1912 года стал преподавать закон Божий в двух земских школах: Часовенской и Овинецкой. За службу он получил содержание из казны 100 рублей, за требоисправление 124 рубля 4 копейки и за обучение 120 рублей в год, всего 344 рубля 4 копейки в год. Там же в Кабоже Василий Васильевич сыграл свадьбу с Александрой Яковлевной. [11] У них родились две дочки: Анна (19 июля 1911 г. р.) и Елизавета (30 августа 1914 г. р.). [12]

Спокойной жизни церковнослужителей, как и всей страны, пришёл конец с началом Первой мировой войны, затем Октябрьской революцией и приходом советской власти. Есть информация об участии в боевых действиях двух сыновей Василия – Сергея (1891 г. р.) [13] и Николая (1893 г. р.) [14]. Николай Васильевич Канделябров служил в 253-м пехотном Перекопском полку. В 1915 году Николай указан в списках пропавших. [15] Затем он оказался в лагере в Бойен в Восточной Пруссии. [16] В конце войны Николай смог вернуться домой, но радость от возвращения не была долгой. В это время в мире вспыхнула пандемия «испанки». В ноябре 1918 года от болезни умер Николай Васильевич в возрасте 24 лет, через неделю умерла его мама Серафима Фёдоровна в возрасте 55 лет. [17]

Сергей Васильевич Канделябров во время Первой мировой войны служил в 148-м пехотном Каспийском полку. Как и брат был пленён и помещён в лагерь Клейнмюнхен в Австро-Венгрии. [18] О Сергее известно меньше всего. Скорее всего, этому послужил его переезд в соседнею деревню Сёгла. Получилось, что он как бы отделился от семьи, которая оказалась в немилости у советской власти. У Сергея родилось трое сыновей: Иван, Александр, и Василий. Жена Сергея умерла в начале Великой Отечественной. Сам Сергей умер в конце войны, так и не дождавшись с фронта старшего сына Ивана. Ивана Сергеевича Канделяброва перезахоронили на Братском кладбище города Бокситогорска. Александр Сергеевич Канделябров всю жизнь проработал на алюминиевом заводе города Бокситогорска. Его жена Мария Фёдоровна (в девичестве Бойцова) была родом из деревни Семёновское. У них в браке родилось двое детей: Юрий и Любовь. Есть и потомки. Эта семья Канделябровых приходится родней моей жены по материнской линии.

Семья Александра Сергеевича Канделяброва. Фотография Л. А. Никитиной (в дев. Канделяброва).

Младший из братьев, Владимир Васильевич Канделябров, родился 13 июля 1901 года, его брат Сергей стал ему восприемником (крёстным папой) [19]. Учился Владимир в Соминской трёхклассной школе. [20] Пока отец служил псаломщиком, жил на его доход, после ухода отца с должности в семье основные доходы были от братьев и сестер, работавших на барина. До 19 лет Владимир жил с родителями и работал у барина. В 1920 году добровольно пошёл в Красную Армию, где служил в легкой артиллерийской дивизии №53. В это же время на службе в Красной Армии находился его брат Сергей. [21] В 1922 году Владимир был уволен в бессрочный отпуск. В 1923 году сыграл свадьбу с Антониной, в браке у них родились Серафим (1925 г. р.) и Михаил (1927 г. р.). После службы Владимир устроился фининспектором при Тихвинском опродкоме. С 1927 года работал счетоводом в Сенновском сельскохозяйственном товариществе. [22]

9 ноября 1917 года Василий Васильевич Канделябров был переведён в должность псаломщика в Воскресенскую церковь Лученского погоста (сейчас это территория города Пикалёво). Через пару лет, 9 сентября 1919 года, Василия перевели в Сенновский приход, куда он перевёз всю свою семью и поселился в отцовском доме.

К 1922 году все трое братьев оказались дома при отце, у всех были свои семьи, свои хозяйства, но отчий дом никто не забывал. Со временем жизнь становилось всё сложнее. Всё больше усугублялось положение церковнослужителей. На них был возложен новый налог, как на «представителей нетрудового элемента». Также на них, как на семью церковнослужителей, налагалась общественная трудовая повинность, к примеру заготовка дров. Односельчанин рассказывал про старшего из братьев Василия Васильевича: «Будучи дьячком, он занимался сельским хозяйством. Человек он работящий, всё делал своими силами. Как служитель культа он облагался твёрдым заданием по лесозаготовкам, ездил вместе со мною на собственной лошади в Мурманскую область на заготовки леса. Работал он на лесозаготовке хорошо». [23]

В 1928 году в Сенновском приходе умер священник Северьян Николаев, он много лет прослужил в приходе верой и правдой. На его должность поставили Василия Васильевича Канделяброва. И это притом, что у Василия было незаконченное среднее духовное образование. Но, во-первых, своими трудами на должности псаломщика (дьячка) он заслужил уважение прихожан. А во-вторых, в стране из-за закрытия духовных училищ образовался дефицит квалифицированных кадров. На освободившееся место помощника священника в 1929 году исполняющим обязанности псаломщика был поставлен его брат Владимир Васильевич Канделябров.

Гонения на духовенство ужесточались. Почти сразу семью Владимира Канделяброва (в составе четырёх человек) лишили права голоса. Чтобы снять с семьи тяжесть наказания 15 января 1930 года Владимир отказался от служения в церкви и стал заниматься исключительно сельскохозяйственными работами. [24]

Обложка Личного дела Владимира Васильевича Канделяброва. Источник: ЛОГАФ ф. Р-986 оп. 4 д. 374

Василий Васильевич Канделябров впервые предстал перед Тихвинским народным судом в 1936 году. Причиной стали найденные записи о смерти в его церкви во время обыска. Ещё в первые годы советской власти был создан новый орган – ЗАГС, который лишил церковь последних административных функций. С того момента церкви запрещалось производить записи о рождении, браке, смерти без особого разрешения ЗАГС. За присвоение административных функций Василия Канделяброва оштрафовали тогда на 300 рублей.

В 1937 году прошла новая волна арестов церковнослужителей, да и не только. Второй и последний арест Василия Канделяброва состоялся 3 ноября 1937 года за «контрреволюционную деятельность». В протоколе допроса Василия Васильевича записано всего два вопроса: о его социальном происхождении и о его знакомствах. Отвечая на второй вопрос, отец Василий указал трёх уже арестованных священников: Сарва, Панасевич и Бессонов, а также двух членов церковной двадцатки Сенновской церкви. Отец Василий пояснил: «Наша связь заключалась в посещении друг друга». [25]

В это время в Тихвине шло громкое групповое дело «Протоиерея Иоанна Сарва и других». По этому делу в городскую тюрьму попало 14 человек: 7 священников, игуменья и 6 мирян. Среди них был и Василий Канделябров за признание в дружбе с Иваном Романовичем. Из списка обвинённых священников живым уже никто не вернулся.

По делу отца Василия Канделяброва был допрошен некий свидетель, который рассказал о фактах контрреволюционной деятельности священника. Но, как и указанные факты, так и сам свидетель были очень сомнительными. Кроме того, доказательство виновности отца Василия в участии в контрреволюционной группе строилось на показаниях свидетеля Ф. и обвиняемого священника Пярдомльского прихода Михаила Ивановского. Но отцу Василию так и не было озвучено обвинение. Появление в последний момент сомнительного свидетеля и прекращение допросов самого обвиняемого наводит на мысль о гибели священника во время пыток. Окончательный приговор по ст. 58-10 УК РСФСР был вынесен 25 ноября и приведён в исполнение 3 декабря 1937 года.

При пересмотре дела Василия Васильевича Канделяброва в 1962 году выяснилось, что «он по существу предъявленного обвинения вообще не допрашивался». Также исследователь жизни священномученика Василия иеромонах Нестор (Кумыш) предполагает, что приговор и акт о расстреле были составлены «задним числом» после неожиданной смерти арестанта. [26]

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года Василий Васильевич Канделябров причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Икона священномученика Василия Сенновского. Фотография В. В. Жабаровой

Потомки братьев Канделябровых живут на нашей земле и по сей день. На месте Пярдомльского погоста образовалось Бокситогорское городское кладбище «Тополь», уже не каждый житель города вспомнит о том, что тут когда-то стоял погостный храм, который являлся по сути духовным центром. Сенновский погост не канул в историю, как Пярдомльский. Он преобразился, стал скитом женского Введенского монастыря.

Свято-Троицкий женский скит в Сенно — скит Тихвинского Введенского женского монастыря.

На месте родового дома Канделябровых при деревне Сенно стоит памятный крест.

Материал подготовил Станислав Смирнов

Редакторы: Татьяна Смирнова, Яна Шувалова


ПРИМЕЧАНИЕ К ТЕКСТУ

[1] РГАДА Фонд 1209 опись №1 дело № 8564. С. 448 об.

[2] РГАДА Фонд 1209 опись № 1 дело № 8564. С. 453.

[3] ЦГИА ф. 19 оп. 129 д. 179. С. 6.

[4] ЦГИА ф. 19 оп. 129 д. 179. С. 277.

[5] ЦГИА ф. 19 оп. 129 д. 179. С. 172.

[6] ЦГИА ф. 19 оп. 129 д. 179. С. 389.

[7] ЦГИА ф. 19 оп. 129 д. 179. С. 169.

[8] ГАНО ф. 480 оп. 1 д. 4297. С. 349.

[9] ЦГИА ф. 1941 оп. 1 д. 27. С. 15.

[10] ЦГИА ф. 19 оп. 125 д. 1332. С. 39 об. — 40.

[11] НГОМЗ ф. 14 оп. 1 д. 109. С. 190.

[12] ЦГИА ф. 1941 оп. 1 д. 24.

[13] ЦГИА ф. 19. оп. 129. д. 180. С. 96.

[14] ЦГИА ф. 19. оп. 129. д. 180. С. 165.

[15] РГВИА ф. 16196 оп. 1 д. 434 док. 960. С. 125.

[16] РГВИА ф. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (пленные) ящик 6617-А.

[17] ЦГИА ф. 19 оп. 127 д. 3756. С. 236.

[18] РГВИА ф. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (пленных) ящик 6144-К.

[19] ЦГИА ф. 19. оп. 129. д. 181. С. 123.

[20] ГАНО С. 348.

[21] ЦГИА ф. 1941 оп. 1 д. 27. С. 14 об.

[22] ЛОГАФ ф. Р-986 оп. 4 д. 374 С. 5-5 об.

[23] Нестор (Кумыш), иеромонах, Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб: Сатис, Держава. 2003. С. 230.

[24] ЛОГАФ ф. Р-986 оп. 4 д. 374 С. 1-6

[25] Иванова И. А. «Тихвинские новомученики», 2020 г. С. 46-47.

[26] Нестор (Кумыш), иеромонах. Новомученики Санкт-петербургской епархии. СПб., 2003. С. 228.

генеалогияисториякраеведениеобразованиеПреображение