Наш краевед Станислав Смирнов, который постоянно учится и узнаёт что-то новое, рассказывает об образовании в Пярдомльском погосте.
Любопытное мнение об образовании на территории строящегося города Бокситогорск выражает советский ученый и уважаемый краевед С. В. Кисловский в своих трудах: «До революции никаких школ и культурно-просветительных учреждений в деревнях, вошедших теперь в черту Бокситогорска, не было. Лишь в селе Пярдомля (теперь поселок Тополь) существовала трёхклассная церковно-приходская школа, в которую бегали ребятишки, жившие даже в 15 километрах от неё» [Кисловский С. В. Бокситогорск историко-краеведческий очерк. Лениздат, 1960 г. С.16.].
Именно это описание подстегнуло мой интерес разобраться в вопросе дореволюционного образования на нашей территории.
Об образовании в сельской местности серьёзно заговорили только после отмены крепостного права в 1861 году и учреждения земств в 1864 году. Да, тогда системного образования на селе не было. Но это не говорит о тотальной безграмотности в деревнях. Обучиться грамоте крестьяне могли на службе у помещика или при священнике, или даже при грамотном крестьянине.
Известны факты, когда крестьяне стремились дать образование своим детям и просили грамотных людей дать детям элементарные основы грамотности. Со временем такое обучение стало называться «школы грамоты». Там не было ни единого регламента, ни определённых предметов, ни системы поощрений, поэтому отследить их работу было очень сложно. Но и утверждать, что таких школ не было в нашем крае, нельзя. Тоже самое можно сказать и о воскресных школах при приходе. Возможно, они были и в нашем крае, но документальных подтверждений этому нет.
В разных документах есть упоминания о грамотных крестьянах, находившихся в служении при дворе помещика. Для качественной работы своих дворовых помещик сам лично или за собственные средства обучал нужных ему крестьян. Такие примеры были в нашем крае. Об одном я уже как-то рассказывал: дворовый крестьянин Гавриил Васильевич Крутицкий из сельца Крутик, которого грамоте обучила княжна Мария Петровна Мышецкая [ЦГИА ф.1028 оп.1 д. Ревизские сказки крестьян помещиков с свободных хлебопашцев 08.01.1834 г. С.16.]. После, получив вольную, предприимчивый Гавриил Крутицкий добился, чтобы члены его семьи стали землевладельцами, купцами и даже владельцами усадьбы княжны и ряда иных помещичьих усадеб.
После появления земств, в 1864 году, было выпущено «Положение о народных училищах». Оно и стало импульсом для формирования системы образования в нашем крае. Положение касалось только начального образования. Важным моментом стала возможность открытия школ общественными организациями и частными лицами, что позволило выйти из тени кустарному образованию. Вообще утверждалось 5 типов училищ (школ): воскресные, церковно-приходские, земские, частные и государственные.
Официальная история образования на территории Пярдомльского прихода началась с открытия в селе Пярдомля первой земской школы 2 ноября 1869 года [ЦГИА ф.1034 оп.1 д.148. О Пярдомльской сельской школе. С.49]. В ней могли учиться дети обоих полов, без ограничений по сословиям и вероисповеданию, совершенно бесплатно.
В это время в приходе служил священником Иоанн Михайлович Колмовский. Первая школа располагалась при церкви в нанятом деревянном доме. Школьное помещение состояло из классной и прихожей. Классная комната была светлой с шестью окнами, рассчитанная на 45 учеников. Размеры: длина – 10,5 аршин, ширина – 7,5 аршин и высота – 3,2 аршина. Ученики сидели за семью партами одного размера. Отапливалось помещение железной печью в прихожей. Рядом с классом за капитальной стеной находилась комната священника. А учитель жил отдельно в съёмной комнате.
Школа основана была на средства земства. Попечительского совета в первые годы не было. На содержание школы с крестьян взимался податный сбор в размере 17 рублей 50 копеек. Эти деньги шли на жалованье преподавателю и учебные материалы. На письменные принадлежности и учебники выделялись средства от земства. На те же средства была сформирована библиотека для учеников. Плата с учеников не взималась. Годовой расход на содержание школы составлял 305 рублей [Федорова А.С. Очерк народного образования в Новгородской губернии за 1884/5 учебный год. Новгород, 1887 г. С.248].
В школьной библиотеке было 65 книг, в их числе учебники: «Народная азбука» Н. Столпянского — 20 шт., «Книга природы» Зобова — 1 шт., «Родное слово» (год 1-й) ) Ушинского – 20 шт., «Родное слово» (год 2-й) Ушинского — 15 шт., «Начальные наставления в Православной Христианской вере» – 30 шт., «География для народных школ» – 4 шт., «Арифметика» Рубасова – 2 шт., «Русская азбука» Золотова – 1 шт., «Азбука» Корфа – 1 шт., «Русская азбука» Ушакова – 7 шт., «Молитвослов» – 10 шт., «Книга природы» Берлина – 1 шт., «Руководство к изучению русской грамоты и счисления» (отдел 2) Главинского – 10 шт., «Руководство к изучению русской грамоты и счисления» (отдел 3) Главинского – 1 шт., «Элементарное объяснение явлений природы» Игнатович – 1 шт., «Устройство, жизнь и содержание человеческого тела» проф. д-ра Бока – 1 шт., «Евангелие на славяно-русском наречии» – 1 шт., «Ящик в пользу раненых и больных воинов» – 1 шт., «Книга для чтения в школах» Водовозова – 1 шт., методичка Арифметики Евтушевского – 1 шт., «Сборник арифметических задач» Евтушевского – 2 шт., «Книга для учителей» (часть 1) Водовозова – 1 шт., «Новый мировой суд» Горбунова – 2 шт., «Чем и как надо удобрять поля, о семенах и посевах» – 2 шт., «Закон Божий» (выпуск 1) Романова – 1 шт., «Закон Божий» (выпуск 2) Романова – 1 шт., «Упрощенная арифметика» – 1 шт., «Букварь для народных школ» – 20 шт., «Евангелие на русском языке» – 7 шт., «Псалтырь на русском языке» – 1 шт., «Объяснение Божественной Литургии» Желобовский – 1 шт., «Объяснение молитв Господней» Желобовский – 1 шт., «Родные Славяне» – 1 шт., «Руководство для обучения пению» Асмакина – 1 шт., «Родной язык» Бунакова – 1 шт., «Книга о Священной земле» – 1 шт. [ ЦГИА ф.1034 оп.1 д.148. О Пярдомльской сельской школе. С.5.]. Пособий для наглядного обучения в библиотеке не было. Учитель также пользовался книгами из других школ и на свои средства выписывал журнал «Ниву». А 1886 году учитель Пярдомльской школы Михаил Быстров выписал дополнительно 5 азбук, составленных Виктором Даниловичем Кренке [ЦГИА ф.1034 оп.1 д.148. О Пярдомльской сельской школе. С.43].
Деятельность церковноприходских и земских школ определялась вышеупомянутым «Положением о начальных народных училищах» от 1864 года и изданием 1874 года. Согласно этим документам в школах преподавались: Закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение. Учебный процесс длился 3 года. Учебный год в школах составлял немного более полугода – примерно с середины сентября до середины мая, но за счёт праздников (Святок, Страстной и Святой недель и иных) из учебного процесса выпадал ещё месяц.
Обучение не было обязательным, поэтому родители часто сами выбирали, когда учиться ребёнку, часто не пускали на учебу из-за работ по хозяйству. Самая лучшая посещаемость была в зимний период. Учились шесть дней в неделю, с отдыхом в воскресение. В день примерно проводилось по 4-6 часовых занятия. Перерывы (перемены) составляли 5-10 минут и час на обед. Домашних заданий не выдавали из-за отсутствия возможности их выполнить в крестьянской избе.
Обучение в школе проводил постоянный народный учитель и приходящий учитель Закона Божия – священник. В редких случаях были отдельные учителя по предметам, к примеру, учитель пения. Церковнослужители по своей должности должны были получать духовное образование, поэтому очень часто они дополняли свои знания курсами и вступали в должность учителей. Это же относится и к выбору профессии их детей.
Первым учителем Пярдомльской земской школы стал Михаил Гаврилович Быстров. Он родился в семье церковнослужителей Пярдомльского прихода. Его дед Василий Дмитриевич Быстров был священником в церкви во имя Воскресения Христова, а отец – дьяконом. Михаил с братом Александром выбрали профессию народного учителя. Александр стал учителем Колбецкой сельской школы, а Михаил – Пярдомльской сельской школы.
Михаил Гаврилович получил образование в Тихвинском Духовном училище, окончил его в 1867 году. В 1874 году получил свидетельство на звание учителя от Училищного Совета и посвятил свою жизнь преподаванию. Принимал участие в учительских съездах в Череповце в 1869 и 1871 годах и в Новгороде в 1872 году. Содержание получал от Тихвинского земства в размере 240 рублей. В последние годы преподавания Михаил Гаврилович также являлся учителем в Почаевской школе. Проработав всю жизнь учителем, к 1913 году он ушёл за штат и проживал в деревне Селище недалеко от Пярдомльской школы. Одна из его дочерей, Анна, вышла замуж за учителя Черенской церковно-приходской школы Ивана Михайловича Осипова [ЦГИА ф.19. оп.127 д.2907. Метрическая книга по Пярдомльской церкви 1907-1913 гг. С.104]. А другая дочь, Мария, вышла замуж за псаломщика прихода Сенно Александра Ильина Кабачинского [ЦГИА ф.19 оп.127 д.2907. Метрическая книга по Пярдомльской церкви 1907-1913 гг. С.257], который в дальнейшем стал дьячком Пярдомльского прихода и преподавателем пения в Пярдомльской школе. Тётя Михаила Гаврилова, Мария Васильевна Быстрова, в 1893 году была учительницей в Пярдомльской и Крутицкой школах.
В первые годы учителем Закона Божия был священник Павел Степанович Соболев [Федорова А.С. Очерк народного образования в Новгородской губернии за 1884/5 учебный год. Новгород, 1887 г. С.248.]. Образование он получил в среднем отделении Новгородской Духовной Семинарии в 1862 году. В год давал 60 уроков за вознаграждение в 20-25 рублей. Проживал рядом с классом. Ушёл из священников Пярдомльского прихода и законоучителей в 1886 году.
Первые шаги всенародного образования были связаны с духовным образованием. Наша страна тут не стала исключением. Хотя в России на протяжении долгого времени шла борьба сторонников светского и духовного начального образования.13 июня 1884 года Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах», это и положило начало формирования системы церковно-приходских школ как начального образования, в особенности в сельской местности. Развитие земских школ было замедлено.
Церковно-приходские школы были в подчинении Священного Синода. Они делились на два типа: одноклассные с обучением в два года и двухклассные с обучением в четыре года. В одноклассных изучали предметы: Закон Божий (изучение молитв, священная история и объяснение богослужения), церковное пение, письмо, арифметику и чтение. В двухклассных школах добавлялся предмет истории церкви и отечества. А с 1902 года к уже имеющимся предметам добавлялось в одноклассных школах рукоделье (для девочек), в двухклассных – география, черчение и рисование [Народная школа: руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ, настольная справочная книга: в 2-х т. Т. 1: Законоположения и распоряжения о начальных народных училищах и церковноприходских школах. Сост. А. Анастасиев. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Товарищество типолитографии Владимир Чичерин, 1910. С.401–406.].
Специфика обучения в церковно-приходских школах заключалась в том, что главным предметом был Закон Божий, а все остальные предметы, за исключением арифметики, служили дополнением к основному предмету. Целью обучения в церковно-приходских школах определялось «утверждение в народе православного учения веры и нравственности и сообщение первоначальных полезных сведений, внушение детям любви к церкви и богослужению» [Правила о церковноприходских школах от 13 июня 1884 года// Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. – Т. IV. – Санкт-Петербург: В Государственной Типографии, 1887. С. 372.].
Епархиальное руководство обязывало открывать в каждом приходе школы либо церковно-приходские, либо школы грамотности, хотя средства на это не выделяло. Трудности с поиском учителя, оплатой его услуг и обеспечением работы школы ложились на приход, в частности, на священника. Часто священники прибегали к открытию школ грамотности, которые требовали меньших вложений и имели меньше чётких регламентов. Сам священник порой выступал не только учителем предмета Закона Божьего, но и иных предметов.
Обучение могло быть индивидуальным, но, как правило, всё же коллективным. Школа по очереди располагалась в домах учеников, «кочуя» из избы в избу [УДК: 94(47) ББК: 63.3(2)51 Житенев Т.Е. Школы грамоты в российской империи конца XIX — начала ХХ века. С.1.]. За этот период однозначных документов не нашлось. Скорее всего, Пярдомльская церковная школа зародилась примерно в это время и являлась дополнением к образованию в земской школе.
В учебный год 1884-1885 в Пярдомльской земской школе обучалось: 37 мальчиков, 4 девочки. Большинство учеников в возрасте 11-12 лет. Из них по сословиям: духовного – 1 ребенок, крестьянского – 40, все они православные. Ученики набраны из селений Кондратово, Усадище, Остров, Великий Двор, Новая, Крутик, Междуречье, Бор и Подсосна. Приюта при школе не было, ученики после занятий расходились по домам. Школу ученики посещали не исправно, в особенности в сентябре, апреле и мае. Пропускали уроки: по болезни, по воле родителей и по случаю работ. Окончили курс 6 мальчиков и 1 девочка в возрасте 9-13 лет. До окончания курса вышли и остались дома как работники и няньки 3 мальчика и 1 девочка.
Учебный год длился с 15 сентября до 24 мая, в нём было 174 учебных дня. В день занятия длились по 6 часов, также получали уроки на дом. Приём в школу допускался лишь в начале года [Федорова А. С. Очерк народного образования в Новгородской губернии за 1884/5 учебный год. Новгород, 1887г. С.249.]. Программа предметов и учебный план земской школы были утверждены Министерством народного просвещения намного позже, чем аналогичное положение в церковно-приходских школах, только в 1897 году.
На территории, приписанной к Пярдомльскому приходу, было известно о существовании 5 школ: при церкви была открыта земская школа, которая в дальнейшем получила статус церковно-приходской, и 4 земских, которые располагались в селениях Крутик, Бор, Задорье и Почаево. Прямых документов о школах сохранилось совсем мало, поэтому информация о них взята из косвенных документов.
Немного подробнее об этих школах. Первой стала вышеупомянутая Пярдомльская земская школа, которая начала свою работу в 1869 году. Затем под общим названием с земской школой, была открыта церковно-приходская школа. В учебном году 1907/1908 числились одновременно и земская Пярдомльская школа, и церковно-приходская Пярдомльская школа с приписанными учениками из одних и тех же деревень. Позднее земская школа отделилась, а здание при церкви было отдано под церковно-приходскую школу. В 1915 году здание школы было перестроено, и с этого момента до 1 мая 1918 года она просуществовала в статусе церковно-приходской школы, а с мая 1918 года продолжила работу уже как советская трудовая школа. Год закрытия неизвестен.
Следующая школа, как и все последующие, была просто земской, она была открыта в деревне Крутик. Первое упоминание о ней от 1893 года. Но есть информация, что она работала не каждый год, видимо, не всегда был набор. В мае 1918 года также получила статус трудовой школы. Крутицкая школа функционировала и в советское время, точный год закрытия неизвестен.
Третьей школой, начавшей работу с 1900 года, стала школа в усадище Почаево. Она также работала не всё время, в 1908 году о ней нет информации, хотя известно, что она была открыта до 1911 года.
Одновременно в 1903 году были открыты ещё две школы – в усадище Бор и деревне Задорье, то есть в самых отдалённых селениях Пярдомльского прихода. В советское время также продолжили свою работу как трудовые школы.
Земские школы находились на содержании у земств и под контролем чиновников Министерства народного образования. Финансирование школ шло из нескольких источников: сельские общества, волости и земства. Поначалу государство не принимало участие в финансировании, но со временем всё изменилось. С конца XIX века земства занимались построением школьной системы, прорабатывали все детали. Тогда даже были разработаны типовые планы школьных зданий.
С учебного 1900-го года заведующим и законоучителем в Пярдомльской и Почаевской земских школах стал вновь поставленный священник Владимир Васильевич Новорусский, а народными учителями продолжали работать Михаил Быстров и его тётя Мария Быстрова. С 1903 года отец Владимир становится учителем Закона Божиего в новых Борской и Задорьской земских школах. Проработал он до начала марта 1907 года.
Классы Крутицкой, Почаевской и Борской школ были расположены в усадьбах Крутицких. Крутицкие вышли из тех самых крестьян, получивших образование у своей помещицы. Они стали большими землевладельцами, купцами и меценатами нашего края. В одно время представители рода служили старостами при Пярдомльской церкви, в жизнь которой внесли существенный вклад, в том числе в образование населения.
В целом по стране с образованием населения было сложно. Грамотность в то время подразумевала под собой умение писать и читать. Перепись 1894 года показала, что в Российской Империи было всего 21% грамотного населения. Необходимо было реформировать систему образования. Реформы начала XX века были нацелены на всеобщее начальное образование. Изменения начались в 1908 году, а к 1918 году планировалось завершить реформу, по крайней мере в европейской части России. По новым нормативам школьной системы к одному учителю было приписано 50 учеников, норма для обучения была 4 года, одна школа обслуживала селения в радиусе 3 км. Соблюдая эти и ещё ряд норм, школы могли претендовать на существенные государственные гранты.
Так, в Пярдомльской школе в учебный 1907 год обучалось 25 учеников, а в учебный 1908 год в новом наборе было уже 78, кроме того, в школе вместо одного учителя стало два. К школе Пярдомля были приписаны дети из селений: погоста Пярдомля, из деревень Крутик, Губа, Новая, Новинка, Подсосна, Усадище, Селище, Кондратово, Лопастиха, Мулявино, поселок Великий Двор и усадьба Великий Двор [РБК ББК Ч424(28)7,0. Школьная сеть Тихвинского уезда. Новгород, 1908г. С.10-11.].
В Борской школе обучалось 29 учеников, а на новый 1908 год набрали 43 ученика. Учитель там по-прежнему оставался один. К школе были приписаны дети селений: Бор, Большой Остров, Межуречье, Русско, поселок Малый Остров и усадище Бор [РБК ББК Ч424(28)7,0. Школьная сеть Тихвинского уезда. Новгород, 1908 г. С.14-15.].
В Задорьской земской школе было 16 учеников, а по новому набору уже 21. К школе были приписаны дети всего одного селения Задорье, которых обучал один учитель [РБК ББК Ч424(28)7,0. Школьная сеть Тихвинского уезда. Новгород, 1908г. С.10-11.].
В этом отчёте не указаны действующие школы в Крутике и Почаево. Поскольку вариант с недобором детей маловероятен (ведь во всех других школах детей было много), скорее всего эти школы просто не вписывались в новый закон из-за территориального принципа: Крутицкая и Почаевская школы расположены в менее трех км от Пярдомльской школы. А значит размер субсидий от государства для Крутика и Почаево, был сокращён.
Новым заведующим Пярдомльской школой в период реформ стал священник Михаил Николаевич Модестов. Он проработал с 2 мая 1907 года до 25 апреля 1915 года. Состоял законоучителем в Задорьской и Борской земских школах с 1 сентября 1913 года. Также в 1913 году в Борской земской школе указана народной учительницей Евгения Семёновна (Кудрявцева) по мужу Трофимова [ЦГИА ф.19 оп.127 д.2907 Метрические книги церкви Воскресения Христова, селение Пярдомля, Тихвинский уезд, Новгородская губерния: 1907 – 1913гг. С.256].
Ещё в 1896 году на должность учителя пения в Пярдомльской школе был поставлен Михаил Петрович Осипов, проработавший до 25 октября 1898 года. После он был переведён на должность учителя церковно-приходской Пярдомльской школы, где и проработал до 1910 года. Обучать пению для него было любимым занятием, и с 1911 года он вновь преподавал пение только уже ученикам церковной школы. Также с конца этого года Михаил Осипов состоял Законоучителем в Крутицкой земской школе, а в Борской одновременно с Михаилом Модестовым с 1 октября 1913 года. В октябре 1915 года вступил в должность заведующего уже церковно-приходской Пярдомльской школой. За преподавание Закона Божиего в двух земских школах получал 120 рублей, а в церковной 30 рублей. В трёх школах в неделю он давал 18 часов уроков [ЦГИА ф.1941 оп.1 д.20. Клировые ведомости церкви Воскресения Христова с. Пярдомли (Пярдомльский погост) С.17об.].
В 1915 году на средства Священного Синода в Пярдомльском приходе при церкви во имя Воскресения Христова было построено новое здание для церковно-приходской школы, одноэтажное деревянное, совмещённое с квартирой для учителя. Новое здание школы было на каменном фундаменте из булыжников и покрыто лучиной. Длина составляла 6 сажень, ширина 3 сажени, высота от фундамента до крыши 1 и 2/3 сажени. В здании было 10 окон, размерами 2 аршина на 1 и 1/4 аршина с двойными рамами. Дверей одностворчатых – 4 штуки. Отапливалось помещение русской печью и голландской. К основному зданию примыкала пристройка из тёса длиною в сажень и шириною в 2 аршина, высотою в сажень [РГИА ф.799 оп.33 д.1057 Страховые документы на церковное имущество по Череповецкому, Тихвинскому и Устюженскому уезду Новгородской епархии. С.78.]. Содержание составляло: от Синода 510 рублей и от церкви 50 рублей [ГАНО ф.480 оп.1 д.4297 Церковные ведомости города Тихвин и его уезда Новгородской епархии, 1916 год. С.274об.].
В 1915 году в церковной школе обучалось 19 мальчиков и 18 девочек, а в трёх земских – 42 мальчика и 32 девочки. Всего обучалось 111 человек.
В церковных ведомостях за 1916 год числятся четыре школы: первая школа – церковно-приходская при церкви; вторая – Крутицкая земская в трёх верстах от церкви в деревне Крутик; третья – Борская земская в четырёх верстах от церкви в усадище Бор; четвёртая школа – Задорская в шести верстах от церкви в деревне Задорье. В первых трёх школах законоучителем состоял штатский священник Михаил Осипов. Во всех школах шло по 6 уроков в неделю. Закон Божий в Задорской школе с сентября 1913 года преподавала учительница Мария Богданова с разрешения Епархиального начальства. Все школы в этом году были одноклассные, что подразумевало два года обучения [ГАНО ф.480 оп.1 д.4297 Церковные ведомости города Тихвин и его уезда Новгородской епархии, 1916 год. С.274об.].
После Октябрьской революции образованием стала заниматься уже советская власть. Церковно-приходские и земские школы подвели под единый советский стандарт трудовых школ. Кроме того, в нескольких школах был убран предмет Закон Божий. Так, в мае 1918 года отец Михаил Осипов был уволен с должности учителя Закона Божьего в Крутицкой и Борской земских школах [ЦГИА ф.1941 оп.1 д.20 Клировые ведомости церкви Воскресения Христово села Пярдомля (погост Пярдомля), 1919 – 1921г. С.17об.].
В первые годы советской власти на приписанной к церкви территории работали уже 7 школ. При церкви и в деревнях: Крутик, Бор, Задорье, а также вновь открытые в деревнях: Губа, Подсосна и Межуречье. Закон Божий преподавали только в двух школах и то под присмотром советской власти [ЦГИА ф.1941 оп.1 д.20 Клировые ведомости церкви Воскресения Христово села Пярдомля (погост Пярдомля), 1919 – 1921г. С.9об.]. К 1924 году большинство школ было закрыто. Без перерывов продолжали свою работу Пярдомльская школа при церкви и Борская. Позднее были открыты школы в Задорье и Крутике. У Крутицких отняли усадьбы Бор и Крутик, затем школы в этих усадьбах были выданы советской властью за вновь открытые, про прежнюю их историю забыли.
В 1919 году на должность псаломщика из Сенновского прихода пришёл Александр Ильич Кабачинский, жена его Мария Михайловна (Быстрова) была дочерью народного учителя. Он сразу принялся за любимое дело – руководить хором и обучать желающих церковному пению. Но в планах новой власти было полностью ликвидировать духовное обучение. В 1921 году Александра забрали по мобилизации в Красную Армию [ЦГИА ф.1941 оп.1 д.20 Клировые ведомости церкви Воскресения Христово села Пярдомля (погост Пярдомля), 1919 – 1921г. С.18об.].
При советской власти первое время в основной Пярдомльской школе учительницей была М. А. Пестова, а с 1927-го на её место была поставлена О. М. Быстрова-Пареевская.
Задорская школа осенью 1924 года была закрыта [ЦГА ф.7997 оп.1 д.50. Отчеты о работе городских пунктов по ликвидации неграмотности и школ малограмотных. С.20.]. По требованию жителей деревни через время школа возобновила работу. На должность учительницы пришла племянница священника и заведующего церковно-приходской школы Владимира Васильевича Новорусского, Ольга Дмитриевна. Позже она стала заведующей школой. Ольга Дмитриевна проработала в школе всю жизнь – до её закрытия.
Возвращаясь к цитате советского ученого Кисловского… Ошибки в описании системы образования в нашем крае, думаю, появились под влиянием общепринятой точки зрения о том, что в деревнях до прихода советской власти образования не было.
Однако к 1917 году в радиусе 15 км от будущего города Бокситогорск в архивных документах указаны: одна школа в поселении Тополь (кладбище «Тополь») и в деревне Крутик, одна – в усадище Почаево (она была закрыта в 1911 году). Ещё были приписаны к Пярдомльскому приходу школы в Бору и Задорье (это меньше 3 км от города). Кроме того, школы были и в соседних приходах: в Колбецком – Колбецкая, Носовская, Дороховская и Жилотовская и в приходе Сенно – Сенновская и Батьковская. Получается, советский ученый забыл упомянуть о девяти (!) школах. Видимо, такое мнение было удобно и поэтому долгое время не вызывало вопросов. Также к числу неточностей относится и то, что Крутицкая, Борская и Задорская школы записаны, как школы, открытые Советской властью. Хотя архивы говорят об обратном.
Материал подготовил Станислав Смирнов
Пикалёвский краеведческий музей (vk.com/@museum_pikalevo)