Новый день (25 ноября), уже в Вифлееме, начался еще раньше, чем вчера. В храме Рождества Христова каждый день служится ранняя литургия в 6 утра. Вот на нее мы и поспешали. Здесь, кстати, тоже чувствуешь соседство всех религий. Рядом с гостиницей, видимо, стояла где-то мечеть, поскольку периодически раздавалось громкое пение муэдзинов, усиленное мощными динамиками. Мы проживали совсем рядом с храмом Рождества. С другой стороны от храма, через площадь, стояло какое-то административное арабское здание, поскольку на нем висел большой, на полстены, портрет Ясира Арафата.
Ранняя литургия служится в пещерной части храма, под основным алтарем, прямо в той самой пещере, где родился Спаситель. Там устроен престол. Греческие престолы не похожи на наши, они представляют собой как бы столешницу на четырех высоких ножках. Часто престол устраивают на месте какой-либо великой святыни, как, например, здесь – над яслями Рождества, или на Голгофе – прямо на ее вершине, и такое устройство престола позволяет поклонникам аккуратно, на прикасаясь к престолу, приложиться к самой святыне, пребывающей под ним. С нашими, «закрытыми» престолами, с закрытым алтарем, это невозможно. Здесь как-то все более «мобильно». Есть ведь места, где служат вообще все конфессии (типа храма Гроба Господня), там служба идет на приносимых антиминсах, поэтому и такие священные места доступны для поклонения всем.
Служили литургию, если не ошибаюсь, греки вместе с арабами. Если греческий язык у нас в ментальности где-то всегда рядом, то арабский воспринимать сложновато, кроме разве что слова «Аллах» — это «Господь». Выручало еще в принципе знание литургии – когда видишь все действо, то понимаешь, что происходит, только вместо церковно-славянского языка звучит другой, не совсем понятный. Был на службе и кто-то из архиереев. Когда литургия закончилась, то у нас как раз появилась возможность приложиться к месту Рождества. Оно, как я уже говорил, находится под алтарем. Сделана выемка в виде круга, сантиметров 20-30 в диаметре, от нее расходятся «лучи», сделанные из металла, а в глубине этого отверстия, сантиметрах в 30 – сама пещера с яслями.
После литургии и завтрака мы садимся в автобус, и выполняем следующий пункт программы – отправляемся к югу, в Хеврон. Едем некоторое время, и тут Роман нам объявляет, что на Святой Земле часто случаются всякие чудеса, вот случилось оно и с нами. Нас приглашают к 12 часам на прием к Патриарху Иерусалимскому Феофилу. На самом деле это чудо, конечно «было запланировано». Дело в том, что батюшка должен будет послужить в храмах Иерусалимской Патриархии, а для этого надо получить благословение своего правящего архиерея перед отъездом, а потом еще и специальный документ от Иерусалимского Патриарха. Кроме того, по старой традиции гостеприимства, Иерусалимский Патриарх часто приглашает к себе на прием паломников, ведь они преимущественно и составляют его «паству», постоянных прихожан не так много. Просто заранее время аудиенции не было известно, и вот оно наступило именно сегодня.
И вот нам пришлось развернуть автобус в обратную сторону. До назначенной аудиенции (12 часов) у нас еще оставалось какое-то время, и мы отправились на «Поле пастушков» — это место на восток от Вифлеема, где в древности Руфь собирала колосья. А во время Рождества именно здесь находились пастухи, которым явились ангелы и сообщили Благую Весть о Рождестве Спасителя.
Сейчас на этом месте монастырь Иерусалимской Патриархии, подворье лавры Саввы Освященного.
После посещения этого монастыря, купив большой красивый букет цветов для Патриарха Феофила, мы поехали к нему на аудиенцию. Так мы впервые въехали в Иерусалим.
Само здание Патриархии практически составляет одно целое с храмом Гроба Господня. Снаружи вроде неказистое, а внутри – целые покои, дворец, галереи, внутренний дворик. Нас пригласили в большой тронный зал. Еще никого не было, потом стали подтягиваться и другие паломники. Набралось их довольно много, в том числе несколько десятков батюшек. Мы были приятно удивлены, когда увидели входящими героев знаменитого документального фильма «Форпост» — батюшку и всех детей, которых он воспитывает. Они тоже сподобились паломничать здесь.
Но вот вошел Патриарх Иерусалимский Феофил, все встали. Начался прием. Патриарх нас приветствовал, говорил добрые слова духовного наставления о том, что все посещают замечательные святые места здесь, и главное сокровище, которое отсюда увозят, — это крепкая вера. Организаторы попросили нашего батюшку (поскольку у нас, кажется, у единственных был букет цветов) сказать ответное слово Патриарху. Отец Геннадий, как всегда, очень красиво и глубоко сказал слово от русских паломников. Патриарх говорит по-английски, батюшка – по-русски, а Екатерина, секретарь батюшки, была переводчиком. Наверное, никогда еще ей не приходилось быть переводчицей у самого Патриарха.
После этого Его Святейшество благословил батюшек (подарив им красивые наперсные кресты), иноков, а потом и нас, простых мирян. Причем, каждого из нас он благословлял лично, а также вручал фотографию Кувуклии и деревянный небольшой крестик на веревочке. Потом мы еще попросили разрешения сфотографироваться с Патриархом. Он любезно на это согласился. Я сейчас точно не помню, но, кажется, кто-то из его пресс-службы сделал профессиональную фотографию, мы заплатили за это какую-то небольшую сумму и через 1-2 дня каждому из нас была вручена большая красивая наша коллективная фотография, вложенная в глянцевый футляр, на котором изображены главные святыни Палестины. И сейчас все это хранится у меня как доброе воспоминание о той поездке. В нашей группе, как я говорил, мужчин было мало, поэтому батюшку и нас, немногочисленных мужчин, поставили совсем рядом с Патриархом, я стоял второй от него, после о. Геннадия.
После этого батюшка получил бумагу в канцелярии Патриарха с правом служить на время паломничества во всех храмах Иерусалимской Патриархии. А также нам было позволено погулять по резиденции – по галереям и дворикам, там было очень красиво.
Теперь, наконец-то, мы могли отправиться в вожделенный Хеврон. Расположен он километрах в 60 к югу от Иерусалима. Хеврон был первым местом, где поселился праотец Авраам, а также его потомки – Исаак и Иаков. Здесь же все они нашли и земное упокоение после смерти. Пещера патриархов находится в Хевроне в виде особого мавзолея Махпела. Это место является предметом поклонения евреев, мусульман и христиан. В таких местах всегда чувствуется напряжение, иногда случаются и эксцессы, и даже трагедии. Поскольку заканчивалась пятница, и начиналась суббота, попасть в пещеру праотцев у нас не было возможности. Однако никто не возбранял нам отправиться к другой не менее значимой святыне – к Мамврийскому дубу.
Мамврийский дуб – последний представитель дубовой рощи Мамвре – того места, где Бог-Троица явился Аврааму в виде трех ангелов, что изображено, например, на великой иконе Андрея Рублева. Участок с Мамврийским дубом был выкуплен замечательным русским духовным деятелем архимандритом Антонином (Капустиным), начальником Русской Духовной Миссии, при содействии его верного духовного чада, православного араба, Якуба Халеби, гражданина турецкой империи. В 19 веке по закону приобретать земли здесь мог только гражданин турецкой империи, поэтому Якуб благополучно выкупал участки земли с духовно значимыми объектами, а потом жертвовал их Русской Духовной Миссии, или лично отцу Антонину. Своих денег, конечно, у него было не много, и эти деньги иногда по копейке собирали по всей России. В итоге, к 1917-му году, уже после смерти обоих собирателей, в Святой Земле до четверти всех земель принадлежало Русской Духовной Миссии. И все это было бездарно утрачено во времена Хрущева, обменяно на два теплохода с гнилыми апельсинами. В нашем паломничестве мы еще много раз слышали и с благодарностью вспоминали эти имена – архимандрита Антонина и его верного помощника Якуба Халеби, которого русский народ на свой манер назвал Яковом Егоровичем.
Рядом с Мамврийским дубом находится монастырь, посвященный Святой Троице, с храмом Святых Праотцев. Наверное, таких больше нет нигде. Этот храм построен в 1914 г., и является последним русским храмом, построенным в Святой Земле до революции. Один из приделов в монастырском храме посвящен святителю Николаю, поскольку средства на строительство жаловал сам государь Николай Второй. Большим удивлением для нас было встретить в этом храме среди прочих икон Божьей Матери и Леушинскую – мы ехали группой паломников от Леушинского подворья. Здесь же Роман рассказывал нам, что когда Господь создавал человека (Адама) из праха земного, то по преданию это происходило как раз в Хевроне, именно его земля дала начало Адаму и всему человечеству.
После посещения храма на территории монастыря Роман показал нам уникальный объект – пещеру для захоронений людей времен Христа. Тут находился и камень для помазания, и камень, которым была закрыта пещера. Он предложил нескольким женщинам, как мироносицам, попробовать отвалить этот камень (до этого он много раз водил сюда экскурсии, и никому этого сделать не удавалось). Это как бы иллюстрировало Евангельские события. Каково же было удивление, когда наши матушки, поднатужившись, практически отвалили камень от гроба. Роман сказал, что это случилось в первый раз. Да, есть и сейчас женщины в русских селеньях…
В конце концов, мы подошли уже к самому дубу. Говорят, еще несколько лет назад он распускался, хоть и немного, но теперь совсем засох, его ствол весь пронизан небольшими отверстиями – очевидно следы работы каких-то жучков. Дуб кряжистый, витой, стоит на подпорках, ствол скреплен кольцами, ветки почти все обломаны. Однако Роман обратил наше внимание на то, что внизу идет молодая поросль, а значит, корень дуба жив, и есть еще надежда. Ведь по преданию, когда окончательно засохнет Мамврийский дуб, то наступят последние времена. Так вот смотришь на него, и возникает аллюзия с духовным состоянием человечества: когда-то оно было пышным, процветающим, а ныне вот как этот засохший дуб.
Под конец к нам подошел местный житель, Анвар, лет 60-65. Он сказал, что живет здесь рядом, а его род является своеобразным хранителем этого дуба. Иногда он даже защищает русских от попыток агрессивного поведения мусульман: дескать, это мой участок, а я сдаю его русским в аренду, и это как-то улаживает конфликты. Сам он одет довольно-таки по-деревенски, окружен толпой внуков, производит колоритное впечатление. После этого мы поехали назад, в Вифлеем. Но день на этом еще не кончился, хотя уже вечерело.
По возвращении в Вифлеем, мы приехали еще раз в храм Рождества, где Роман рассказывал нам историю, водил по приделам. Заходили на солею, прикладывались к иконостасу. В целом поражает не только его старина, но и какое-то запустение что ли, брошенность как бы. Но и этому есть объяснение. Роман говорил, что такие святыни, которые принадлежат православным и католикам совместно, всегда вызывают некую ожесточенность. Если, например, православные начнут уборку, ремонт, восстановительные работы, то этим как бы намекнут, что храм больше принадлежит им, чем вызовут конфронтацию со стороны католиков, и наоборот. Поэтому и создается впечатление заброшенности. Даже главная святыня – Кувуклия в храме Воскресения в Иерусалиме долгое время стояла в лесах, готовая вот-вот рухнуть. Он вспомнил также, что ровно по этим же причинам началась и Крымская война – из-за права хранить ключи именно от этого храма, где мы сейчас и находимся. В такие минуты понимаешь, что действительно, это место и по сей день, и до скончания века очень
важно в судьбах всего мира.
После этого мы вернулись на ужин в гостиницу, делились впечатлениями, вспоминали о. Иоанна Миронова, которому в этот день исполнялось 85 лет. После ужина еще ходили с батюшкой к храму Рождества поздно вечером, и у его паперти читали правило к причастию – это сильно впечатлило. Потом, на обратном пути, зашли в сувенирную лавку, приобрели что-то себе на память. Хозяин лавки православный араб, его сын – певец, пел песни о Христе, чем привел в восторг нашу группу, особенно ее наиболее многочисленную часть – женскую. После этого уже пошли окончательно по своим кельям — на ночлег.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети