Из Каны Галилейской мы быстро переместились в Назарет. Это третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема город в Святой Земле. Он тоже использовался некоторыми для названия христиан – назаритяне, назореи. Собственно говоря, и булгаковское Га-Ноцри – это не что иное, как человек из Назарета.
Был уже разгар дня. Назарет запомнился яркой, солнечной погодой, теплом. К счастью, это был конец ноября, поэтому не было удушающей жары, и погода была великолепна. Этот город известен тем, что именно в нем происходили события, связанные с Благовещением. Роман рассказывал нам, что по преданию Благовещение происходило как бы в два этапа. Существует два места, связанные с этим праздником. Сначала Богородица услышала глас Архангела Гавриила, придя за водой на источник. Именно поэтому в нашей иконографии развился этот тип – Благовещение у источника (колодца). Над этим колодцем стоит православный храм, а рядом, на улице, насколько мне помнится, сделан реконструированный колодец ветхозаветных времен с бьющими тремя родниками.
Другое место Благовещения, где Богородице уже явился воочию Архангел Гавриил – это ее дом. Когда она шла от источника домой, то размышляла об этом, а пришед домой, раскрыла Священное Писание, и читала пророчества об этих событиях. На месте дома Богородицы, соответственно, находится католический храм.
Роман рассказывал нам о значимости воды в Святой Земле, о том, что нам, русским, у которых этой воды «пруд пруди», никогда не понять отношение к воде жителей пустыни. Здесь колодец, источник – это священное место, у которого прекращались сражения, объявлялось перемирие. Зачастую на целый город был один источник. Он должен быть также и за пределами города, чтобы путник мог напиться при закрытых городских воротах, если это была ночь.
После этой беседы мы пошли в православный храм. Оказывается, этот храм – национальный оплот православных арабов в Святой Земле. Именно здесь они отстояли себе право служить литургию на арабском языке, иметь арабские надписи на иконах (этого добиться у греков Иерусалимского патриархата очень и очень непросто). В храм по ступенькам нужно не подниматься, а опускаться – признак особой древности. Кроме того, в ходе реконструкции была обнаружена система водоснабжения 1-го века, что еще раз подтверждает косвенно истинность этого места.
Внутри храма нами была также обнаружена русская икона Благовещения. Выяснилось, что это дар Великого Князя Сергея Александровича. Все советские годы, когда в России это имя нельзя было упоминать, либо можно было говорить о нем только в негативном аспекте, здесь, под спудом хранилась память об этом замечательном человеке. Ведь он был в свое время главой Императорского Православного Палестинского Общества, очень много сделал для развития этих мест, для связи их с Россией, а его жена, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, нашла здесь вечное пристанище после своей мученической смерти в России в 1918 г.
Рядом с храмом находится Сергиевское подворье, которых здесь несколько. Нам немного рассказывали об истории Святой Земли, о том, что с 1917 по 1947 гг. этими землями в основном владели англичане, организовали скаутское движение среди молодежи. В храме батюшкой был отслужен молебен, а также всеми паломниками пропет акафист Божьей Матери. Все это происходило под журчание благодатного источника, как и 2000 лет назад.
Из храма мы пошли дальше, и зашли в так называемые Мастерские Иосифа, где сейчас находится митрополия Иерусалимской церкви, храм 40 мучеников. Здесь нас ждало еще одно интересное открытие. Все знают, что в Писании Иосиф назван плотником. Многие вспомнят картины и иконы, связанные с жизнью Святого Семейства, где Иосиф изображен занимающимся столярной работой, с рубанком в руках, со стружками на полу. И вот каково же было наше удивление, когда мы узнали, что все это не более чем, как сейчас модно говорить, фейк! Иосиф никогда не был древоделом по одной простой причине – в тех пустынных местах почти нет строительного деревянного материала. В греческом оригинале Евангелия он назван словом «тектон», что в переводе означает «строитель», «каменотес». Вот оно что, оказывается он был каменщиком! И вот эта старинная каменоломня в предании четко обозначается Мастерской Иосифа. В связи с этим более глубоко начинаешь понимать многие «строительные» термины Евангелия – про дом, построенный на песке (то есть без фундамента), про камень «егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» и др. Откуда же получилась такая ошибка? А все очень просто. Когда переводили это слово «тектон» для нас, северных славян, у которых в подавляющем большинстве все делалось из дерева, то и написали – «плотник», поскольку строительное ремесло у нас в основном ассоциируется с деревом. Так вот на Святой Земле Евангелие не только «материализуется», но еще и некоторые неточности перевода корректируются.
Далее, по пути от Мастерских Иосифа мы видели церковь на месте бывшей в ветхозаветные времена Назаретской синагоги, а также и сам дом Иосифа, но там долго наше внимание не задержалось. День уже перевалил далеко за середину, если не сказать проще – вечерело. Наш маршрут лежал далее. Неожиданно, по предложению нашего гида, Романа, нам представилась возможность посетить гору Свержения.
Святая Земля известна несколькими особенно важными горами, которые имеют названия (Ермон, Фавор, Кармил, Елеон), либо безымянными, известными по событиям, которые на них происходили (Нагорная проповедь, Гора Искушения). Ко второму типу гор относится и эта. О ней мало кто знает, узнают только паломники, прибывающие в Назарет.
Однажды, когда Господь проповедовал в Назаретской синагоге, объясняя фрагмент книги пророка Исаии о Мессии, говоря, что именно на нем и сбылось это пророчество, разгневанные иудеи схватили его и отвели на вершину этой горы, желая столкнуть вниз (свергнуть) и побить камнями. Но он, как гласит Писание, чудесным образом удалился от них. Местное предание говорит, что он спрыгнул и остался невредим. После этого Он в Назарет уже более никогда не возвращался.
Вечер, уже начало понемногу темнеть, а мы поднимается на эту мрачноватую гору, высотой около 400 м. над уровнем моря. Наверх ведет каменистая тропинка, вдоль которой заросли кустов и деревьев. Тропинка серпантинная, чем выше, тем растительности становится меньше. Из земли выступают большие камни – остатки горных пород. Вот, наконец, поднялись туда. С этой горы открывается превосходный вид на Изреельскую долину, а также на другие известные горы – Фавор и Кармил. Слушаем чтение батюшкой соответствующего фрагмента из Евангелия от Луки. Потом, поглядев с трепетом и восторгом на окрестные виды, спускаемся вниз, практически уже в темноте.
Далее по маршруту было запланировано посещение горы Фавор, но на дворе была уже ночь. Была дилемма – то ли подниматься на Фавор в ночных сумерках, то ли отложить посещение горы на завтра. Но ведь если программу сдвинуть, то что-то из завтрашних мест тоже будет упущено. Поэтому решили подниматься ночью. Обычно, как говорил Роман, здесь работают местные таксисты, и за небольшую плату везут паломников на вершину Фавора. В данное же время таксистов уже не было. Все же Роман дозвонился до кого-то из них, и было решено так: часть паломников, кто в возрасте, и кому подниматься пешком тяжело, поедут на такси, а те, кто помоложе, будут восходить пешком. Пешее восхождение занимает минут 40, иногда час. Для тех же, кто пошустрее – минут 30. Поднимались все с Иисусовой молитвой – это вроде бы тоже традиция. Пошли все вместе, но потом процессия растянулась. Группа же на такси поднялась минут за 10, и ждала нас наверху.
Итак, поднимались мы ночью. Дорога вверх широкая, машинная, так что сбиться с пути невозможно. Где-то в лесной заросли есть вообще прямая тропинка вверх, но, понятно, что она сейчас явно нам не подходила. Мы шли средним темпом вверх. Постепенно Назарет, все пригородные деревушки, пейзажи, насколько их было видно в ночной темноте при лунном освещении, оставались внизу, а таинственная дорога вела нас вверх и вверх. Насколько я помню, в окрестностях было видно много огоньков из самого города и из окрестных селений. По-моему, сильное впечатление производили голоса муэдзинов, призывавших с минаретов мусульман к ночной молитве. Тут на каждом шагу чувствуешь присутствие трех основных религий, всех конфессий. Все это вместе производило сильное впечатление, и запомнились все эти события навсегда.
Вот, наконец, обе наши группы объединились на вершине Фавора. Конечно, в ночной темноте сверху особо много не увидишь – только отдаленные огоньки и смутные силуэты. На вершине Фавора находятся два монастыря – православный и католический, но оба они, конечно, закрыты. Роман сказал, что здесь есть еще одно таинственное, малоизвестное, но очень значимое место, которое, кстати, всегда открыто – это пещера-гробница одного из самых загадочных людей Ветхого Завета – Мелхиседека.
По преданию известно, что у него не было земных отца и матери, у его жизни не было ни начала ни конца, на время потопа он был вознесен на Небо, и еще много интересных и загадочных подробностей. Самое, может быть, важное – это то, что по возвращении Авраама с одного из сражений, его встретил Мелхиседек с хлебом и вином – это был прообраз будущей Евхаристии.
«Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». (Быт. 14, 18-20).
Иисус Христос иногда называется Священником по чину Мелхиседекову. И вот такое место, как гробница Мелхиседека, нам предстояло посетить.
Перед пещерой был отгорожен небольшой дворик, а внутри — подобие храма с престолом и жертвенником. Здесь совершается служба на память святых Праотец. В этом месте мы читали из нашего каноника Канон Преображению Господню. Ночь простиралась над Фавором, Назаретом и всей Палестиной. Надо было поторапливаться – ждали местные таксисты, которые должны были отвезти вниз ту группу, которая была менее мобильна. Мы же (другая половина) спускались вместе с батюшкой пешком. Спуск с горы всегда легче и быстрее, чем подъем. В голове крутились размышления о том, что в день Преображения Господня, 19 августа, на Фаворе всегда бывает видно облако, вспоминались также и всевозможные спекуляции, скептические статьи на эту тему. Каково же было наше удивление, когда мы, почти уже спустившись вниз, обернулись на вершину горы, и, о чудо, — увидели небольшое облачко, нависшее ровно над вершиной Фавора! Это я свидетельствую как очевидец! Окрыленные и одухотворенные, поздней ночью мы вернулись на ночлег в нашу гостиницу в Тверии.
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог
По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю
По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская
По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня
По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда
По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети