До свидания, Черногория! Часть 9

Итак, как я уже говорил, ожидался приезд друга Кости из Сербии к нам в Будву, а для меня его приезд означал начало конца пребывания в Черногории, так как через несколько дней мы должны были уехать в Белград, откуда через 2 дня я улетал в Москву.

Черногория

Утром 13 июля я проснулся рано, но на пляж не ходил, поскольку ждал Костю. Милош был в этот день дома. Мы с ним позавтракали и проехали на машине до автобусной остановки встретить Костю. Костя приехал, очарованный Сербией, а я был очарован Черногорией. Мы взахлёб делились друг с другом впечатлениями, удивлялись, смеялись, восхищались. Милош также разделял наши восторги. Ему-то всё это было привычное, своё, а нам многое было интересно и ново. Пятница и суббота прошли в активном посещении пляжей, в прогулках в старую и новую Будву – как днём, так и вечером. Были ещё чудные вечера на балконе с кофе, дынями, арбузами и балканским колоритом.

Особенно из этих дней запомнилось воскресенье, 15 июля. Утром я проснулся под колокольный звон около 8 часов. Это было рано. То ли звонили в старом городе, то ли в монастыре Подмайне (скорее всего именно в нём, так как именно монастырские службы могут начинаться рано). Пошли с Костей к 9 часам в Старый город в Троицкий храм на литургию. Всё здесь было интересно. Стояло жаркое июльское утро, набережная Адриатического моря. Лазоревые волны бьются о берег, а рядом, на площади Старого города, начинается православная литургия на сербском языке. Чувствуешь себя как будто в Византии. Всё было во многом похоже на нашу литургию. Разница только в том, что служат на сербском языке. Давно уже сербы перевели литургию на свой язык. Не знаю, чем они при этом руководствовались, но переводил кто-то чуть ли не из святых. По крайней мере, у нас, не очень хорошо знающих сербский, не возникало каких-то мирских ассоциаций во время этой литургии, как, например, они неизбежно возникли бы, если бы, не дай Бог, служили бы по-русски. А тут нам казалось, что даже и различий-то с церковнославянским языком немного. Отрадно было слушать и славянские возгласы во время службы – оказалось, что сербским батюшкам сослужил один русский, который привёз с собой группу паломников. Потом, после службы, я с особой радостью подходил к нему под благословение.

Побывав на такой благодатной и очень интересной для нас литургии, мы с Костей пришли домой. Дома были Милош, Ацко и мама. Пообедав, Милош предложил поехать на дальний пляж, в нескольких километрах от Будвы. И мы поехали, взяв с собой ещё Стефана – двоюродного брата Милоша. Приехав на пляж, мы обнаружили, что это, собственно, не пляж, а просто красивые прибрежные скалы, о которые бьются мощные волны Адриатики. Не было почти людей кроме нас, не было песка – это обеспечивало поразительно красивый цвет морской волны – что-то сине-голубо-зелёное, аквамариновое, или бирюзовое, или всё это вперемешку. Изумительные цвета! Только из-за этого стоило сюда приехать. Но нут произошёл и интересный инцидент. Среди этих скал был устроен пирс, высотой над уровнем воды метра в три. Кто прыгал с него в море, кто сидел на нём и любовался прекрасными пейзажами. Уходившей вдаль кромкой берега и фантастически красивым морем. Мы с Костей стояли на Пирсе, а Милош, выйдя из воды, поманил нас к краю пирса, заманчиво показывая на воду возле пирса: «Смотрите, смотрите – вот это да!» Мы удивились – что же там такое в воде? Подошли к краю, и этот хитрый черногорец ка-а-ак толкнёт нас изо всех сил с пирса в море! Костя улетел сразу, а я пытался полторы-две секунды балансировать, чтобы не упасть, но тоже тяпнулся в воду вместе с тапками! В полёте я успел захватить руками какой-то трос (думал, наверное, что он меня удержит от падения в воду), но он не помог, потом, уже под водой, я прочертил правой рукой и ногой о стенку пирса, а там, оказывается, всё было усеяно морскими ежами. Нет чтоб улететь как Костя, не сопротивляясь, так надо было тщетно проявить попытки сопротивления со слабой надеждой не плюхнуться в воду. Ничего не помогло! Нацеплял под кожу руки и ноги целый букет иголок от морских ежей. Плюхнулся в воду на глубину метра два, всплыл, выбрался с одним тапком на пирс. Второй тапок подобрал Костя ещё раньше. Сначала был ошарашен неожиданностью, минуты полторы даже сердился на Милоша, но потом всё прошло, и мы долго хохотали. Правда, я хоть и в шутку, но наорал на него за посаженные колючки. Но Милош оправдывался тем, что, дескать, мы же черногорцы, народ, привыкший пятьсот лет обманывать турок, ставшие за это время хитрыми – можем кого угодно обмануть! А вы, русские простофили, так легко поддались на провокацию! Во искупление вины Милош вытаскивал мне из ноги иголки от морских ежей, из руки я вытащил сам. Дома таскал их ещё иголкой, остальных вытаскивал, приехав в Питер, в течении месяца, а последняя вылезла сама, чуть ли не через полгода! Долгую память о Черногории оставил в моём теле братик Милош!

Потом мы вернулись обратно, провели чудный остаток дня и вечер на пляже и дома в Будве. А потом наступил последний черногорский день в этом сезоне – понедельник, 16 июля. Милош утром уехал на работу, а вернуться к обеду, попрощаться с нами так, к сожалению, и не смог – у него была встреча с клиентом в Петроваце. Но с остальными мы тепло попрощались, благодарили их от души за такой тёплый приём. Поистине, для меня дорогое семейство Вуйовичей, которое и так было дорогим, стало родным! Дня не проходит, что бы я кого-то из них не вспомнил, кому-то не позвонил, не написал в интернете. Общение наше, особенно с Милошем, идёт чуть ли не каждый день, и, надеюсь, ещё продолжится. Высшей радостью будет тот день, когда они приедут ко мне в гости, и я смогу хоть в какой-то мере отблагодарить их за такое братское, почти родственное, ко мне отношение!

Доехали мы с Костей до города Бар на автобусе. Там сели в поезд, идущий на Белград, и помчались в сторону матушки Сербии и её великой, многострадальной столицы. Но это уже материал для другой заметки. А пока, до свидания, родная моя Черногория! До новых встреч!

Вадим Грачев


Даниле Вуйовичу — 33 года

Моему дорогому черногорскому другу Даниле Вуйовичу сегодня «стукнуло» 33 года, из которых мы знакомы 15 лет. Сколько раз я бывал в Черногории, я даже перестал считать, и все это, за редким исключением, благодаря Дане и его семье.

Встречались мы с ним и в России, в осенней Москве, в Питере холодным снежным декабрём, что было не совсем обычно — куда привычнее в знойной тропической Черногории. Сколько за эти годы всего переговорено, обдумано, выпито, съедено, проехано, сколько было веселья и восторгов Бог весть! Даня, его братья, родители, родственники — это какое-то удивительное чудо! Про каждого из них можно написать целую книгу.



Вот и сегодня пообщались по видеосвязи, поздравил дорогого друга со знаменательной датой, а он сидит в кафе на берегу моря, с братом Милошем, и зовёт в гости. Надеюсь, ещё свидимся! До встречи, брат!

26.06.2022


Весна

Месяц май — это всё ещё весна, хотя такая, что уже почти лето. А ко мне сегодня приехала в гости настоящая Весна! Именно так, только с ударением на первом слоге, зовут маму дорогого друга Милоша. Я уже много писал про Весну, и ещё много напишу. Это лучшая балканская женщина, мировая мама!

Не виделись с ней пять лет. Встречались всегда только в знойной Черногории. Однажды она в разгар лета уехала в горы, не вынеся этого зноя и оставила мне ключи от квартиры на берегу моря, так я и жил там две недели в этой прекрасной большой квартире, утомленный солнцем, спасаясь от жары только в живительных волнах Адриатики.



А сегодня Весна у меня в гостях, даже не верится, но это чудо произошло! Начало положено, ждём продолжения!

Вадим Грачев

18 мая 2023 г.


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

О моих друзьях-черногорцах

О моих друзьях-черногорцах. Часть 2

Моя Черногория. Часть 3

Зимние заметки о летних впечатлениях. Черногория. Часть 4

Черногория. Острог. Часть 5

Как я побывал в античной Иллирии. Черногория. Часть 6

Мои будни в Будве. Черногория. Часть 7

Петров день в Будве. Черногория. Часть 8

О Черногории и черногорцах

путешествия
Комментарии ( 2 )
Добавить комментарий
  • Арамис

    Солнечные, «вкусные» рассказы, особенно, про пляж, кафе и арбузы на балконе:)))) даже самому в Черногорию захотелось этим летом:))) Только почему про черногорцев много написано, а вот черногорки как-то выпали из этой мужской компании? :)))) Только о маме упоминается:)))) Или продолжение следует?:)))

  • Грачев В.С.

    Черногорок много, они все прекрасны настолько, что даже не описать, надо видеть воочию;)