Жизнь и поэзия Жуковского

За этот год прочитал ещё одну книгу — исследование литературоведа Ирины Михайловны Семенко о жизни и поэзии Жуковского.

Много ли мы знаем о Жуковском? Сын дворянина и пленной турчанки. «Победителю ученику от побеждённого учителя» — надпись его Пушкину. «Солнце русской поэзии закатилось» — его высказывание о смерти Пушкина. Эти и другие фразы-штампы хорошо помнит всякий мало-мальски образованный человек. Баллада «Светлана», переводчик баллад Шиллера, «Одиссеи» Гомера. А больше, пожалуй, широкий читатель ничего и не скажет о Жуковском.

В 1975 г. вышла вот эта небольшая книжечка Семенко об одном из наших гениальных поэтов. Состоит она из трёх частей.

Одна треть (80 стр.) посвящена биографии поэта, и она для меня самая интересная. Рассказывается о происхождении и воспитании Жуковского, о первых ростках его поэтического творчества, о несчастной любви, о корнях его лирики. Между прочим, несмотря на то, что книга вышла в 1975 г., написана биография Василия Андреевича достаточно объективно. Не скрывается (и не осуждается) его глубокий монархизм, цельное православное мировоззрение, пламенный патриотизм. Особенно отмечено, что Жуковский уделял огромное значение личности монарха, поэтому когда он получил приглашение стать главным наставником и учителем наследника престола (будущего Александра Второго), то воспринял это как главное дело своей жизни. В связи с этим он не только оставил все свои прочие дела, но даже перестал писать стихи, отдавшись весь без остатка своей главной миссии в жизни. Любопытно, что без всякой цензуры описана ненависть Жуковского к Гейне, которого он называл не иначе как сатаной. В нем он видел, невзирая на громадный талант, могильщика поэзии и духовного мертвеца. Удивительно, что всё это было свободно напечатано в этой книге.

Вторая часть книги (наименее для меня интересная) посвящена разбору поэзии Жуковского. Показано как поэт вырос из сентиментализма и стал главой романтической школы в русской поэзии. Показаны его корни, а самое главное — влияние на Пушкина, Лермонтова, Фета, Козлова, Тютчева и многих других вплоть до Некрасова и Блока. Довольно подробно (но, на мой взгляд, нудновато) анализируются тексты его произведений, подсчитываются частоты употребления тех или иных слов, показано как Жуковский расширил рамки прежней поэзии, стал применять старые слова с новым смыслом. Сопоставлены размеры стихов, устойчивые словосочетания и отдельные слова и понятия, темы стихов с таковыми же у других поэтов. Таким образом показано громадное влияние Жуковского на многих последующих поэтов.

Последняя треть книги посвящена характеристике отдельных произведений поэта. В общем и целом книга полезная. Благодаря ей намного лучше понимаешь и поэзию Жуковского, и лучше узнаёшь канву его биографии, и обогащаешься новым знанием. После этой книги уже не терпится обратиться к собранию сочинений Жуковского в двух томах, которое имеется у меня в библиотеке. Теперь чтение будет ещё более осмысленным.

Вадим Грачев

историякультуралитератураобразование