Взбаламученное море и Владимир Мономах

Готовясь к 200-летнему юбилею Алексея Феофилактовича Писемского, закончил чтение его романа «Взбаламученное море». Книга эта знаменита тем, что была запрещена в Советском Союзе (не то, чтобы запрещена, но не переиздавалась ни разу, и даже в собрание сочинений Писемского в 9-ти томах не вошла).

Причина такого негласного запрета — антинигилистическая направленность романа. Чтобы прочесть (запретный плод всегда сладок), пришлось разыскать этот роман в издании А. Ф. Маркса 1910 года. Конечно, в советские годы такую «крамолу» не могли издать. Нас же учил какой-нибудь, скажем, Тургенев, что нигилисты, революционеры — это так круто! Базаров руководствуется высшими идеалами служения народу (впрочем весьма абстрактному), а тут показано какими же эти нигилисты были на самом деле, и как ими становились. Сам автор пишет в конце романа, что если в нем «и не отразилась вся Россия, то зато тщательно собрана вся её ложь».

Роман состоит из шести частей. В нём нет положительных героев, и из-за этого тяжело читается, всё время «не хватает воздуха» — был бы хоть Зосима, или Лиза Калитина — было бы легче, чем пробираться сквозь этот паноптикум. В первых четырёх частях герои мотаются по своей судьбе, развращаются, прожигают жизнь и деньги. В последних двух частях эти процессы усиливаются, и они входят в непосредственный контакт с эмигрантами — революционерами. Здесь автор беспощадно показывает всю их безнравственность и весь скудный «духовный багаж» (за редким исключением).

Последние главы романа особенно интересны. Явно угадываются идеи «Бесов» Достоевского, которые выйдут десятилетием позже. Многие фрагменты последних глав настолько актуальны и сегодня, 150 лет спустя, что хочется их выписать в отдельную заметку, если позволит время. В общем, интересный роман, хотя первые две трети немного утомляют. В целом стоит его прочитать, и надо не забывать, что наряду с «раскрученной» нигилистической литературой 19-го века был куда более интересный и актуальный сегодня пласт и антинигилистических произведений. Так будем же их читать, чтобы выравнять баланс!


Сегодня «день дочиток». Закончил читать начатую ещё в прошлом году книгу полюбившегося мне историка Алексея Карпова о Владимире Мономахе.

Карпов — один из главных современных исследователей истории Древней Руси. На основании анализа всех имеющихся в обороте, зачастую весьма скудных, исторических источников он с исчерпывающей полнотой (насколько это возможно) воссоздаёт черты биографии Великого Князя Киевского. Часто ему приходится продираться сквозь многостолетние штампы восприятия исторической действительности. Жизнь Князя показана в виде летописи — по годам. В книге постепенно вырастает исполинская фигура Владимира Мономаха — одного из великих и мудрых русских правителей, которому ради общего русского дела часто приходилось смирять гордыню, уступать, прощать, иногда — наказывать, а иногда даже прощать убийц собственного сына. Благодаря этому, он запомнился как один из лучших в русской истории.

В книге также приведены все древнерусские тексты, связанные с именем Мономаха — его знаменитое Поучение, и многое другое. Также подробно разбирается «Легенда о Мономаховых дарах» — знаменитой шапке и пр.

Книга достойная, рекомендуется к прочтению всем, любящим Россию и её историю!


Дочитал интересную книгу С. В. Алексеева «Праславяне» (2015), где он пытается реконструировать происхождение, черты истории и культуры славян того периода, когда они уже отделялись от индоевропейской общности.

Для этого он использует данные немногочисленных письменных источников, археологию, лингвистику, фольклор, генетику. Автор приходит к выводу, что колыбель славянства — Поморская культура, и позднее — культура Подклешевых погребений. Охватывает период с 1 тыс. до н. э и до 11 века н. э.

Книга весьма интересна как раз тем, что вбирает в себя все возможные источники, базируясь на которых, автор и строит свои выводы. Он, конечно, не претендует на истину в последней инстанции, и готов к дальнейшим обсуждениям и дискуссиям.


Закончив недавно чтение книги о Владимире Мономахе, я перепрыгнул на несколько столетий вперёд, и начал читать знаменательную книгу. Всем, кто изучает эпоху Государя Николая Второго, хорошо известна книга Любомира Григорьевича Бескровного «Русская армия и флот в начале 20-го века».

Но не все знают, что у этого автора написаны и ещё две книги с аналогичным названием — про армию и флот в 18 и 19 веках. Книги эти редкие, малотиражные, фундаментальные, основанные на огромном количестве документального материала, правдивые и красноречивые. На одну из них мне ранее приходилось ссылаться, когда я сравнивал военные обязанности великороссов с малороссами, белорусами, инородцами и иноверцами в 19-м веке. В книге Бескровный четко, с документами в руках показывает, что львиная доля тяжелейшей военной повинности ложилась именно на плечи великоросса, так что русский человек уже и тогда проливал свою кровь за всеобщее благо Империи. А теперь открою книгу, посвящённую 18-му веку, и посмотрю, что же творилось там. Резюме по прочтении также доложу.


Благодаря дорогому другу, приехавшему из Москвы, наши библиотеки пополнились очередными тремя томами полного собрания сочинений Петра Николаевича Краснова.

Оно доведено уже до 17-го тома, и это ещё меньше половины. Эти три тома, два из которых датированы 2021-м годом, содержат главное произведение автора — роман «От Двуглавого Орла к красному знамени». Будем с радостью читать, и ждём следующих выпусков. Тираж издания всего 500 экземпляров.


Центральная

Помню времена в начале 1980-х, когда в нашем маленьком городе рабочий, выйдя с завода, подходил к киоску Союзпечати, протягивал в окошечко монету, и говорил:

— Центральную, пожалуйста.

Мне никто не объяснял, но я уже тогда, будучи малым ребёнком, откуда-то знал, что «Центральная» — это газета «Правда» (в отличие от местной, которую местные жители в шутку называли «кляузник»), и в этом уже тогда я ощущал какое-то имперское величие нашей страны, понимал, что через эту газету я мистически связан с Москвой, а Калининград с Дальним Востоком, Север — с Югом: везде покупают и читают «Центральную». Не то, чтобы понимал, но где-то в подсознании это ощущалось. Имперское самосознание, таким образом, складывалось в самые ранние годы!


Чувствую своё родство с Эразмом Роттердамским:)

Вадим Грачев

историякультуралитератураобразование