Выходные в Черногории, или спасибо кошкам! Часть четвертая

Начался октябрь, воскресенье, первое число. Мы проснулись утром, было снова тепло и солнечно. Бобан поехал навестить бабушку, а мы с Али пока остались дома. Позавтракали, попили кофе. Сидели и разговаривали часа два, пока не вернулся Бобан. Али – интересный, умный, веселый собеседник, поэтому посидеть с ним за столом, или на крылечке с чашечкой кофе – большое удовольствие. Потом приехал Бобан, мы сели в машину и поехали сначала в Подгорицу, где забрали Владана, а затем отправились в Будву. Погода была чудесная, теплая. Пейзаж по дороге был бело-коричневых тонов: белый цвет – это горные разработки вдоль дороги, коричневый – сами скалы, плюс подвыгоревшая за лето трава. Кроме этого была местами кайма из зеленых пока еще деревьев, сверху – светло-голубое небо и желто-белое солнце, одним словом, все эти тона были прямо противоположными той достаточно депрессивной цветовой гамме в начале октября в Санкт-Петербурге.

Приехали в Будву, сразу на пляж. Там встретились с Милошем, Дашей, Данилой – братом Милоша. Было еще настолько тепло, что мы с огромным удовольствием купались в море. Как же прекрасно отдыхать на пляже в Черногории первого октября! Нет той летней страшной жары, температура воздуха градусов 25, вода – градусов 20. То, что больше всего бросается в глаза – это отсутствие туристов, отдыхающих на пляже было раз-два и обчелся. Все пространство пляжа свободно, пляжные кафе – полупустые. Мы выбрали уютное кафе на берегу, уселись в удобные кресла, заказали по чашке кофе, сидели, непринужденно общались, слушали плеск волн, грелись в лучах солнца, перевалившего уже на вторую сторону неба, ибо время было уже послеобеденное. Так бы хотелось остановить это, одно из самых прекрасных, мгновение. Продлевая удовольствие от общения, мы еще поехали в одно из кафе в центре Будвы, заказали себе обед, одной из главных частей которого были настоящие черногорские чевапчичи – обжаренные на углях небольшие колбаски из фарша.

После этого мы с Али решили в благодарность маме и тете Бобана подарить замечательные цветы, не просто срезанные, а растущие, в горшочках – кажется, орхидеи. Попрощались с Милошем, Дашей, Данилой, поехали вчетвером в Подгорицу, где нас покинул на время Владан, а мы поехали домой к Бобану. Подарили цветы, собрали наши вещи. Мама Бобана собрала по сумке с подарками мне и Али. Прекрасные черногорские подарки: сыр, пршут, кофе, концентрированный сок местных фруктов, ракия, потом еще долгое время дома нам напоминали о замечательной Черногории и наших удивительных друзьях.

Уже поздно вечером поехали вновь в Подгорицу на двух машинах. Мама и тетя Бобана поехали нас проводить, также в аэропорт подъехал и Владан. Я впервые улетал из Подгорицы, до этого я пользовался только аэропортом Тивата. Аэропорт тоже не очень большой. Осенью рейсов немного. Мы прошли регистрацию, сдали багаж, и сели в местном кафе попить кофе на прощание. Хорошо посидели, пообщались, и вот наступило время прощания. От души поблагодарили Владана, маму и тетю Бобана за столь радушный прием, и за саму возможность провести так потрясающе эти выходные в Черногории!

Но на этом наше путешествие не окончилось. Летели мы с пересадкой через Стамбул. Вылетели из Подгорицы часов в 10 вечера, дорога до Стамбула заняла часа полтора, прилетели около полуночи. Пролетали Болгарию, Грецию, Эгейское море, и вот показался на горизонте конец моря, и «берег турецкий». Мы приземлились в Стамбуле. Для меня, прочитавшего пятитомник Ф.И. Успенского «История Византийской империи», читавшего Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского, Феофилакта Симокатту, Анну Комнину, Никифора Вриенния, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, имеющего на полке десятки номеров «Византийского Временника», и сотни книг о Византии, конечно, это особенный город. Это Константинополь, Второй Рим, столица огромной, и единственной в мире Империи. С особенным трепетом я сошел с трапа самолета, и, хотя и не прикоснулся к византийской земле, поскольку ночью было бессмысленно ехать в город, но с жадностью вдыхал этот воздух, пытался ощутить дух этой местности, представлял, сколько помнит эта священная для нас Земля!

В аэропорту Стамбула мы провели 9 часов, ожидая следующий рейс. Мне показалось, что таких гигантских аэропортов я еще не видел. Одних только выходов к самолетам мы насчитали свыше 700. Местные рабочие передвигаются по территории не пешком, а на специальных автоматических самокатах – для быстроты – настолько велик этот аэропорт. Было ощущение, что это один из главных в мире пересадочных пунктов, ворота как в Европу, так и в Азию и Африку. Очевидно, нет прямых рейсов из Европы в Азию, в Африку, и наоборот, или из Африки в Азию – все пересаживаются в Стамбуле. Каких только людей мы там не встретили – всех рас и помесей, в различных национальных костюмах и обычных одеждах, различного разреза глаз, цвета кожи, самых разнообразных языков! Это гигантский мировой Вавилон! Тысячи и тысячи людей!

Аэропорт бесплатно кормит тех, кто проводит в его стенах более 6 часов, поэтому ночью нас еще и кормили. Али разговаривал с турками в кафе, аэропорту на азербайджанском языке, и с улыбкой поведал нам, что они, конечно, все понимают, но воспринимают его как некоего «недотурка». Языки эти родственны, наверное, как русский с белорусским. Взглянув в небо в любой момент, можно было увидеть одновременно три самолета: первый садится, второй приближается к посадке и третий замаячил на горизонте. Погуляли мы по этому гигантскому аэропорту, подивились всем его чудесам, выходили в курилку под открытым небом посмотреть издалека на бывшую византийскую столицу, а дальше нашли пустой терминал, поспали там на креслах. Али улетал на несколько часов раньше нас. Сходили вместе с ним до регистрации, тепло попрощались с нашим замечательным спутником, он полетел в Москву. А мы с Бобаном, спустя несколько часов, вылетели в Питер. Проведя в небе чуть больше трех часов, мы вернулись в нашу осеннюю прохладную Северную Столицу, даже сам и себе не веря, что у нас были такие чудесные выходные, словно мы побывали в сказке!