Всеволод Крестовский — какая уникальная, многогранная личность!

Сколько себя помню, мне всегда, ещё с детских лет, нравилось творчество Фаины Георгиевны Раневской. Пересмотрел все фильмы и видеозаписи с её участием, переслушал аудиозаписи по многу раз, перечитал всё, что вышло о ней в печати.

Фаина Георгиевна Раневская

Особенно интересны были воспоминания Сергея Юрского, где он рассказывает о последних месяцах и днях Фаины Георгиевны. Он вспоминал, что уже незадолго до смерти, в больнице Раневская напевала ему, как бы прощаясь с ним, старинный романс «Дай мне ручку, каждый пальчик — Я их все перецелую. Обниму тебя ещё раз, и уйду, и затоскую». Как говорила Фаина Георгиевна, этот романс в её молодые годы ей задушевно напевал великий русский артист Владимир Николаевич Давыдов. Этот грустный романс очень точно отобразил настроение Юрского, когда он прощался с Раневской навсегда.

И вот с большим интересом я узнаю, пролистывая сборник «Песни русских поэтов» из серии «Библиотека поэта», что у этого стихотворения есть автор — Всеволод Владимирович Крестовский. Да ещё оказалось, что это перевод-переложение из Гейне. Листая дальше этот сборник, я также с интересом обнаруживаю, что Всеволод Крестовский автор и другого стихотворения, ставшего популярнейшей народной песней — «Ванька-ключник». Так и хочется запеть: «В саду ягода-малина под прикрытием росла. Свет-княгиня молодая с князем в тереме жила».

Поэт Всеволод Владимирович Крестовский

А потом, в 1990-е годы имя Крестовского прославилось на всю нашу страну, благодаря популярному сериалу «Петербургские тайны», снятому по его роману «Петербургские трущобы». Так во второй раз я услышал это имя.

Вот скупая биографическая справка всё из того же сборника. Родился в 1840 году в селе Малая Березайка Таращинского уезда Киевской губернии, умер в 1895 году в Варшаве. Учился на филологическом факультете Петербургского университета, с 1868 состоял на военной службе и участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 годов в качестве историографа военных действий при штабе главнокомандующего. Позже служил в Петербурге, Туркестане, в корпусе пограничной стражи. Писать начал смолоду. Сотрудничал во многих периодических изданиях. Отдельным изданием вышел сборник его стихов. Широкую известность ему принёс уже упоминавшийся роман «Петербургские трущобы» («Отечественные записки», 1864-1867)

Дальше в биографии идёт очень характерная для советских времён и многое объясняющая в дальнейшей судьбе его произведений фраза: «Критическое отношение прогрессивной общественности встретили его антинигилистические романы «Панургово стадо» и «Две силы» (дилогия «Кровавый пуф», СПб, 1875)».

Очевидно, консервативно-почвенническое сознание Крестовского не восприняло дьявольскую логику нигилизма, и он, подобно другим выдающимся русским писателям — Писемскому, Лескову, Достоевскому — ответил на эту проблему своими романами. Очевидно, что эти «реакционные» романы так и не переиздавались, как в советские годы, так и сегодня, ибо враги русского консерватизма не дремлют. Очень бы хотелось узнать поподробнее и его биографию и познакомиться с его творчеством. Очевидно, это был выдающийся русский писатель-мыслитель. К сожалению, сегодня незаслуженно забыт.

Недавно прогуливались с друзьями по Литераторским мосткам Волковского кладбища в Питере и случайно обнаружили могилу Крестовского. Это уже третье напоминание о его личности. И вот сегодня, в который раз перелистывая сборник «Песни русских поэтов» (который я настоятельно рекомендую всем разыскать и читать постоянно — столько там интересной информации! Оказывается, у подавляющего большинства русских народных песен есть авторы стихов, про которых мы мало чего знаем), я решил написать эту заметку и почтить память великого сына России!

Вадим Грачев

 

культуралитературатеатр
Комментарии ( 1 )
Добавить комментарий
  • Грачев В.С.

    Многие романы Крестовского, к счастью, уже переизданы.