Вот и Спартак ушёл от нас…

Никто не вечен. Вот и Спартак — Кирк Дуглас ушёл от нас на 104-м году жизни. Старейшей из актёров осталась теперь его ровесница Оливия де Хевиленд, игравшая Мелани в «Унесённых ветром». Спартака, помнится, показывали в кинотеатре в детстве, в начале 1980-х. С тех пор помню этого актёра. У него был интересный жизненный путь.

БИОГРАФИЯ КИРКА ДУГЛАСА

9 декабря 1916, Амстердам, Нью-Йорк, США — 5 февраля 2020, Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния, США.

Настоящее имя Иссур Гершелевич Даниелович, впоследствии Иссур Данилович Демский.

Американский актёр, отец известного актёра Майкла Дугласа (род. 25.09.1944).

Иссур был четвёртым ребёнком в бедной еврейской семье. Его родители Гершл Даниелович и Брайна Даниелович (урождённая Санглель) эмигрировали в США из Гомеля (Беларусь) после женитьбы в 1908 году. Иссур был единственным мальчиком, помимо него в семье росли шесть девочек. Родители впоследствии поменяли семейную фамилию и американизировали имена, став Хэрри и Бертой Демскими (Demsky).

Одно время Иссур работал профессиональным борцом, во время Второй мировой войны служил на флоте.
Учился в университете Св. Лаврентия, в Американской академии драматического искусства в Нью-Йорке.

В 1943 году женился на актрисе Дайане Дилл, родом с Бермудских островов.
С 1941 года — в театре, с 1945 году выступал на Бродвее, первоначально под своим настоящим именем Изи Демский (Izzy Demsky). Лорен Бэколл, старая знакомая и одноклассница, помогла ему перебраться в Голливуд.

Если учесть, что дебют Кирка Дугласа в кинематографе состоялся, когда Иссуру Демски (так Дугласа звали в то время) минуло тридцать лет, то станет ясно, что к этому он шел долго и трудно, перепробовав немало профессий и занятий в жизни, прежде чем судьба улыбнулась ему. Иссур успел поработать на шахте, разнорабочим, повоевать (окончание второй мировой войны застало его в военно-морских силах США в районе Тихого океана). Впрочем, впоследствии актер не раз говорил, что накопленный жизненный опыт весьма ему пригодился в творческой работе.

Так или иначе, но свое решение связать жизнь сначала с театром, а потом и с кино Иссур принимал в зрелом возрасте, тщательно взвесив все «за» и «против». Но слишком велико было желание молодого человека посвятить свою жизнь искусству. Еще учась в университете Св. Лаврентия, он поражал своих учителей удивительной собранностью, упорством в достижении цели и огромным желанием учиться. Немудрено, что это старание было замечено, и преподаватели рекомендовали студента театральным менеджерам. Дебют Демски состоялся в 1941 году на Бродвее и прошел небезуспешно. Конечно, до настоящего триумфа было далеко, но и критика, и зрители благосклонно встретили появление новичка на сцене. Сухощавый, поджарый юноша с запоминающимся лицом: худым, нервным, с быстрым взглядом чуть прищуренных глаз, горбоносый, с характерной ямочкой на подбородке, он не был похож на слащавого героя-любовника. Да и не стремился походить на него. Скорее он вызывал ассоциации с людьми, порожденными нищетой и бесправием, — голодными, ожесточившимися, разуверившимися парнями, которые стремились любой ценой проложить себе путь наверх, урвать у жизни свой кусочек счастья. Казалось, они существовали подобно сжатой пружине: прищуренные глаза внимательно ощупывают окружающих: нет ли какого-то подвоха; на лице застыло выражение недоверия, а постоянная «боевая стойка» говорит о том, что его герой никогда и никому не доверяет… Слишком много горечи и разочарований выпало на его долю ранее.

Первые роли в фильмах «Странная любовь Марты Айверс» (1946), «Я всегда одинок» (1947), «Письмо к трем женам» (1949) были своеобразной генеральной репетицией к главной роли Дугласа 40-х годов — образу Миджа Келли в знакомом нам фильме «Чемпион» (1949).

По признанию самого Дугласа, большую часть сыгранных им ролей составляют «сукины дети». Успех «Чемпиона» был развит актером в последующих фильмах, где варьировался практически тот же образ — безжалостного индивидуалиста. Таковы его Джим 0’Коннор из «Стеклянного зверинца» (1951), герои «Большого карнавала» (1950), «Детективной истории» (1951), «Человека без звезды» (1955) и др.

В 50-е годы актер снискал шумную известность как «человек действия». Подростки и юноши высоко оценили его решительного и хитроумного Одиссея («Улисс», в нашем прокате — «Странствия Одиссея», 1953), также благородного Спартака («Спартак»‘, 1960), неустрашимого скандинавского мореплавателя Эйнара из знакомых нам «Викингов» (1958).

Однако творческий диапазон актера оказался гораздо шире рамок приключенческого фильма, и вскоре он доказал это. Роль безумного и гениального Ван Гога в «Жажде жизни»‘ (1956) принесла актеру премию ньюйоркских критиков.

Дуглас доказал свою способность создавать сложные психологические образы, сыграв также полковника Дэкса в антивоенном фильме «Тропами славы» (1957) и особенно — раздвоенного, рефлектирующего интеллигента в картине Э. Казана «Сделка» (1969).

Попробовал Дуглас свои силы и в режиссуре. Его картины «Бездельник» (1972) и «Отряд» (1976), где он сыграл и главных героев, имели хороший прокат.

Прекрасно проявил себя актер и как деловой человек: в 60 — 70-е годы он был президентом сразу четырех коммерческих фирм. И как проницательно заметил Э. Казан, «лучший товар, который Кирк продает, это он сам».

В 1980-е гг. практически перестал сниматься и занялся политической и благотворительной деятельностью.

Имея за плечами долгую жизнь, актер не только не потерял чувства юмора, но наоборот, почти в 70 лет дебютировал в комедии «Крутые парни» (1986).

В 1988 году выпустил автобиографическую книгу «Сын старьевщика».


ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Почетный «Оскар» (1995)

Номинация на «Оскар»:

1949 — Лучший актер («Чемпион»)

1952 — Лучший актер («Злые и красивые»)

1956 — Лучший актер («Жажда жизни»)

Премия «Золотой глобус» (1956):

Лучший актер, драма («Жажда жизни»)

Номинация на «Золотой глобус»:

1951 — Лучший актер, драма («Детективная история»)

1985 — Лучший актер мини-сериала / фильма на ТВ («Эймос»)

Номинация на «BAFTA» (1962):

Лучший иностранный актер («Одинокие отважны»)

Номинация на «Сатурн» (1980):

Лучший актер («Последний отсчет»)

Премия Гильдии киноактеров (1998):

За достижения всей жизни

Номинация на «Эмми»:

1985 — Лучший актер в мини-сериале/телефильме («Эймос»)

1991 — Лучший актер в драматическом сериале («Байки из склепа»)

1999 — Лучший приглашенный актер в драматическом сериале («Прикосновение ангела»)

Почетный «Сезар» (1979)

Сан-Себастьян, 1958:

Приз Зулуеты за лучшую мужскую роль («Викинги»)

Берлинский кинофестиваль, 2001:

Почетный Золотой Медведь


Подготовил Вадим Грачев (использованы материалы kino-teatr.ru)

кинокультура