Вместе по жизни — мои новые книги

Когда пребываешь в научном поле не один десяток лет, то наука для тебя — это не только научные статьи, книги, конференции. Наука — это ещё и живые люди, общение, дружба. Владимира Михайловича Шестакова я знаю более 20 лет. Познакомились с ним ещё в 20-м веке, незадолго до защиты его докторской диссертации. У нас был общий научный руководитель, академик Людвиг Северович Жебровский, и это нас сразу сроднило. С Владимиром Михайловичем нас объединяет также большая любовь к истории науки, к нашим учителям.

Недавно он выпустил книгу воспоминаний, в которой рассказывает о своём жизненном пути, о науке, учителях и коллегах. В этой книге автор цитирует и некоторые мои материалы, что мне тоже очень приятно. Было огромной радостью получить сегодня эту книгу, а также и ещё одну небольшую монографию по профессии в подарок от автора по почте. Владимир Михайлович талантливый учёный, доктор биологических наук, профессор, педагог, поэт, писатель и просто очень хороший человек. Зная его как столь многогранную личность, я всегда горжусь нашим многолетним общением. Здоровья Вам, Владимир Михайлович, творческих успехов, талантливых учеников, и до новых встреч!


Закончил чтение книги «Восточнославянские племена» П. Н. Третьякова. М: Издательство Академии Наук, 1953. Автора интересует история славянских племён на территории нашей страны до образования древнерусского государства. Рассмотрение вопроса начинается ещё с 1 тыс. до н.э.

Книга написана ясным и чётким языком, приводятся все, известные на тот момент исторические источники, начиная с Геродота и других античных авторов. Широко используется археология, поскольку сам автор — археолог. Интересно почитать о скифском и сарматском времени, об антах, о всех древнерусских племенах (о каждом из них идёт отдельный краткий разговор). Автор предполагает, что все известные нам племена существовали с древнейший времён, и лишь в объединённом виде именовались антами, а потом славянами.

Конечно, книга выдержана в духе времени и марксистской доктрины, иначе бы её не выпустили. Часто встречаются цитаты из Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Камня на камне не оставлено от Норманнской теории. Только что вышла известная статья Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», поэтому автор обильно её цитирует. Как известно, в этой статье Сталин развенчивает культ академика Марра и разбивает его псевдонаучные историко-лингвистические штудии. Третьяков тут же искренне кается: дескать, и я многогрешный, разделял ошибочные воззрения Марра, заблуждался, и только великая работа гениального Сталина открыла мне глаза на истинное положение вещей! И тут же критикует других марристов, заодно ещё на всякий случай пиная и другого демона от истории — Покровского.

Конечно, везде, чуть ли на с Геродота он выискивает пресловутые «производительные силы» и «производственные отношения», впихивая историю славян в прокрустово ложе Марксизма. Всех ученых до 1917 года клеймит термином «буржуазные», утверждая, что они все были слепы и не понимали истинного положения вещей.

Но если все эти заклинания отбросить, которых в общем-то не так и много, то с фактологической и логической точек зрения это вполне интересная книга. Личность Третьякова-историка всё же вырастает выше пресловутого марксизма, и сегодня работа эта читается с интересом.


Моя Дурылиана пополнилась сегодня ещё одной редкой книгой. Здесь собрано множество небольших работ Сергея Николаевича о писателях, драматургах, актёрах, и других людях искусства.

Какие-то из них были в архивных материалах, и никогда не публиковались; другие опубликованы давно, в узкоспециальных малотиражных изданиях, и тоже неизвестны широкому читателю. На страницах книги рассыпаны десятки статей о замечательных людях, написанные ёмким, лаконичным и глубоким дурылинским языком. Настоящий подарок!


Прочитав на днях книгу П. Н. Третьякова о восточно-славянских племенах, познакомился и с первым её изданием, «марристским».

Надо отметить, что в целом книга «не испорчена», т.к. псевдонаучным концепциям Н. Я. Марра посвящено 2-3 странички в начале, а далее в тексте я насчитал только четыре упоминания Марра, буквально по 1-2 строчки. Так что при переиздании всё это легко выбрасывалось. Любопытно отношение советских авторов ко всем ученым вообще, которые писали, скажем до революции. Его можно выразить словами одной киногероини Рины Зелёной: «В общем, хорошо. Но… нехорошо!» про любого «буржуазного» ученого сначала говорится, что он молодец, очень многое понимал и описывал правильно, а потом идёт «но… нехорошо», и этого ученого бомбят с позиций марксизма-ленинизма.

В этой книге почти отсутствуют иллюстрации, которых очень много введено во второе издание, и в целом она примерно на треть меньше по объёму. Так что, безусловно, второе издание намного лучше.


Познакомившись с двумя изданиями книги П. Н. Третьякова о восточнославянских племенах, освоил и ещё одну его работу — тоненькую книжечку на 141 с, посвящённую особенностям расселения славянских племён в верховьях Днепра и некоторых смежных территориях.

Эта работа вышла уже после смерти автора под редакцией Б. А. Рыбакова и Э. А. Сымоновича. Она не закончена, но в ней много интересной информации, основанной на археологических данных, как о расселении славян, так и взаимодействии их с соседними племенами.

Одна из главных мыслей автора о том, что Черняховские племена — это всё-таки готы, и спустя несколько столетий после них славяне заняли эту территорию. Взгляды автора на Черняховскую культуру менялись, в 1940-е-1950-е он относил её к славянам, но позже, при более детальном исследовании вопроса, опираясь на широкие раскопки, пришёл к другим выводам.


Русские эмигранты после революции 1917 года говорили, что они не в изгнании, а в послании. Они видели свою миссию в том, чтобы нести русскую культуру и русский дух в зарубежные страны. Нет худа без добра: благодаря этому сведения о русском мире разнеслись по всей планете. Многие иностранцы открыли для себя другую Россию через живое общение с русскими.

В конце 2000-х издательство вече выпустило целую серию из 18 книг под общим названием «Русские за границей». Почти каждая книга начинается словом «Русский (Русская)», а дальше добавляется: Австралия, Лондон, Париж, Африка, Америка, Финляндия и т.д., всего 18 объектов географии, охватывающих почти весь мир. За эти годы я собрал 14 книг из 18. Ещё надо добрать 4. Не удалось пока прочесть все подряд, но выборочно я к ним часто обращаюсь. Там много уникальных сведений, фотографий, человеческих судеб. Иногда предыстория русских в этих местах начиналась очень давно, но особенно приумножилась в 20-м веке. Обо всём этом изложено в данной серии. Думаю, что это один из уникальных, оригинальных и наиболее интересных издательских проектов последнего времени. В своё время после серии фильмов Никиты Михалкова «Русские без России» интерес к этой теме всколыхнулся, и эти книги хорошо его дополняют.


Вот такие замечательные книжечки выпускали в середине 20 века для детей среднего школьного возраста. В ненавязчивой увлекательной форме рассказывается о жизни славян, о городищах, курганах, войне и мирной жизни, о торгах, о материальной и духовной культуре. Упоминаются даже Маврикий, Прокопий Кесарийский, Ибн Фадлан и другие авторы. Много говорится об археологии.

Вадим Грачев

историякультуралитературанаукаобразование