Много лет, ещё со школьного возраста, я интересуюсь историей русского, советского театра. Собрано по этой теме масса книг, прослушаны сотни, если не тысячи аудиозаписей спектаклей. Знаю по голосам всех выдающихся русских, советских актёров.
В наши дни с развитием интернета появилась уникальная возможность получить доступ к скачиванию и прослушиванию значительной части этого аудионаследия, например, на таком чудесном сайте, как Старое радио www.staroeradio.ru Если кто ещё не заходил туда, очень рекомендую. Просто дух захватывает от перечня аудиозаписей! Всего лишь в разделе «Коллекция» надо набрать любое интересующее вас имя актёра, или автора и к вашему вниманию будет масса уникальных аудиозаписей с конца 19-го века до наших дней! Сегодня я начал слушать цикл передач, посвящённых 75-летнему юбилею МХАТ, который проходил в «махровые» советские годы — 1973 году. В этих передачах ведущий разбирает историю МХАТа, опираясь на аудиозаписи спектаклей, на фрагменты из них. В силу того, что передача записана во времена «развитого социализма», довелось мне прослушать и много «Ленинианы», то есть, фрагментов спектаклей, где фигурирует Ленин. Эти спектакли любили ставить во МХАТе, особенно в эпоху его творческого застоя, ко всевозможным датам.
С большим любопытством прослушал эти записи с точки зрения их моральной архаичности. МХАТ, вообще-то, величайший театр мира, и актёрское мастерство у его артистов, даже в те годы было непревзойдённым. Но до чего же нелепыми и смешными сегодня выглядят эти «ленинские», революционные спектакли. До чего же наивен и пуст их сюжет. Как можно было вообще ставить такую макулатуру и называть её великим достижением советского театра.
Вот знаменитый «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Разъярённая толпа бандитов-большевиков на колокольне какого-то храма поймала некоего американца, которого поначалу считает шпионом, но когда он начинает лепетать что-то вроде «Ленин, большевикь, буржуй долой», все сразу становятся добрыми, предлагают накормить и отпустить его.
В спектакле «Беспокойная старость» 75-летний старик-профессор Полежаев, поддерживающий большевиков, отвергнут «буржуазными» учёными, в одиночестве с женой отмечает свой юбилей. И вдруг раздаётся звонок — звонит Ленин, поздравляет, поддерживает его, осуждает «буржуазных» учёных. Профессор вдохновлён, готов к новым трудам на благо коммунистов! Просто поразительно.
В спектакле «Кремлёвские куранты» Ленин, Джержинский и другие «товарищи» укоряют старого инженера Забелина (которого, кстати, играет гениальный Борис Ливанов), что в революционные годы отошёл от работы, а надо строить электростанции для социалистической родины. Ему становится стыдно и он идёт трудиться. А приглашённому старому часовщику (в талантливом исполнении Бориса Петкера) предлагают починить кремлёвские куранты на Спасской башне, да не просто, а чтобы они играли Интернационал. Вдохновлённый часовщик настолько рад, что бежит сейчас же в Спасскую башню, даже отказываясь от гонорара!
И уж совсем поразительна сцена из спектакля «Третья патетическая», где к Ленину, находящемуся на лечении после ранения в санатории, приходит посетительница (в исполнении талантливой Ангелины Степановой) и умоляет его отменить смертный приговор для её брата, который уличён во взяточничестве. Ленин начинает «промывать мозги» посетительнице, утверждая, что взятки брать плохо, что её брат преступник, что его следует расстрелять. Говорит, что он не обладает верховной властью, а обладает ею ЦИК, куда он и рекомендует ей обратиться. И тут она произносит просто убийственную фразу: «Нет, в ЦИК я уже не пойду. Мне достаточно было поговорить с Вами. Ведь Вы же Ленин!» Я был потрясён этой фразой! Выходит, что Ленин для неё высший авторитет, Господь Бог, после которого в другие инстанции обращаться уже нет смысла. и если Ленин так решил, значит брат должен погибнуть.
Поразительно слушать такие записи. Это своеобразные исторические документы той эпохи. Идейно-нравственное содержание этих спектаклей иначе, как «Великая ложь» невозможно назвать! Сегодня они вызывают любопытство с внутренним возгласом: «Неужели люди в это верили и ходили на такие спектакли?» Не даром, видимо, одно время билеты во МХАТ за копеечную цену продавали «в нагрузку» — если берёшь билет, например, на престижный спектакль в «Современник», то «В нагрузку» ты обязан купить билет во МХАТ. Так же я помню, как у меня в деревне «В нагрузку» к индийскому чаю продавали протухшую селёдку, которую покупатели тут же возле магазина дружно бросали в кучу!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ: