Добротные русские люди. Белов Василий Иванович (1932-2021)

Наступил день 23 октября 2022 г., а это значит, что сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения великого русского писателя, одного из последних корифеев Русского Слова – Василия Ивановича Белова.

Мы часто говорим о русской культуре, о русском мире, о духовных скрепах и ценностях. Так вот, Василий Иванович Белов всегда в центре этих понятий. Без него сложно представить русскую культуру. Он является одним из самых ярких и самобытных русских писателей 20 – начала 21 веков наряду с Федором Абрамовым, Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым и другими корифеями.

Эти люди отстаивали русский мир и культуру в своих произведениях в самые трудные советские времена, а их называли полуофициально-полупрезрительно «деревенщики». Но для широкого читателя, любившего их произведения, даже этот «титул» наполнился совсем другим смыслом и стал любимым. В те годы, когда работал Белов и его сотоварищи, Русь в основном все еще оставалась деревенской. Это сейчас деревня почти исчезла, а тогда именно в деревнях обитал русский дух. Нам, жителям Русского Севера, Василий Белов особенно близок – ведь он описал нашу родную жизнь, культуру, его герои говорят так же, как и мы в деревнях разговариваем. Потому нам кажется, что все его произведения – это не авторский вымысел, а кусочки живой жизни. За это мы и любим его «Привычное дело», «Целуются зори», «Плотницкие рассказы», его большие романы и маленькие рассказы, публицистику.

Отдельно, особняком стоит его «Лад» — очерки о народной эстетике, как назвал их автор. На самом же деле там не только эстетика, но и этика и духовность, и вообще, «Лад» — это учебник жизни. Я бы на месте правительства каждому человеку, скажем, при получении паспорта дарил бы беловский «Лад» в качестве приложения, как учебник жизни. Тогда бы уж точно в нашем обществе меньше было проблем. Ведь эта книга, как «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни. Сейчас, перед тем, как писать эту заметку, я перелистал семитомное собрание сочинений Белова, и особенно зачитался «Ладом», так и прилипла к нему душа. Со временем из прочитанного что-то забывается, поэтому, конечно, надо иметь это полное собрание (ставшее, кстати, итоговым, поскольку вышло как раз в год смерти писателя), и регулярно его перечитывать. Некоторые экранизации его произведений тоже хочется смотреть всегда, особенно гениального «Африканыча».

Белов вообще какой-то весь коренной, русский, почвенный, действительно – эпицентр русского духа. Помню, где-то в середине 1990-х, когда уже умирала русская деревня, когда в магазинах были полупустые полки, по улицам городов ходили бандиты, а по телевизору показывали всякую западную мерзость, вдруг на первом канале пробился порыв свежего ветра, засиял лучик русского солнца – показали передачу «Играй, гармонь» из Вологды. И, конечно, без Белова она не обошлась. Василий Иваныч взял в руки свою старенькую гармонь, да так грянул «русского», что моя бабушка тут же, не задумываясь стала плясать под беловскую гармонь, льющуюся из черно-белого лампового телевизора. В конце концов, она так разошлась, топнула по половницам, что в телевизоре перегорела какая-то лампа, и он перестал показывать, пришлось потом вызывать мастера. Но бабушка была страшно довольна: ведь Белов играл по-настоящему, как наш деревенский гармонист, и она вспомнила свою молодость в этой пляске.

Василий Иванович Белов ушел от нас почти сразу после своего 80-летия, 10 лет назад. Его нет с нами, но живут его книги, произведения, идеи, мысли. Нас вдохновляют его герои, а жизнь русская по-прежнему жительствует, и, несмотря на все трудности, все трагические события, всегда есть вера в наше будущее, есть надежда и вдохновение, в том числе и вдохновение от личности Василия Белова.

Вадим Грачев

Памяти Александры Ивановны Мартьяновой (Беловой)

культуралитератураобразование