Варвара Массалитинова – забытая русская душа

Бывают такие личности, с которыми столкнешься хоть один раз, запомнишь на всю жизнь. Так бывает и в жизни, и в искусстве. Те, кто видел такие фильмы, как «Гроза», «Александр Невский», а особенно «Детство Горького» и «В людях», никогда не забудут образы, созданные грандиозной актрисой Варварой Осиповной Массалитиновой.

Обычно у нас бывает так, что впечатление, произведенное сыгранной ролью, мы невольно переносим и на самого актера. Так у меня было и с Массалитиновой. Когда я смотрю на ее Кабаниху в «Грозе», с ее тяжелым взглядом исподлобья, с резким злобным голосом, она производит отталкивающее впечатление. Так и кажется, что это глыба, кусок скалы, который раздавит и Катерину, и Тихона, и всех остальных героев фильма. Наверное, это одна из самых тяжелых Кабаних за всю историю пьесы. Надо сказать, что этот фильм режиссера Петрова я недолюбливаю, невзирая на звездный состав: уж очень гнетущее впечатление он производит, в том числе, и в первую очередь, благодаря игре Массалитиновой. После этой роли как-то даже к самой актрисе относишься настороженно: где же она нашла такие мрачные краски для своей роли – не иначе как из запасов своей души. Может быть, так и продолжал бы я относиться к личности Массалитиновой. Но позже увидел две роли в кино, которые как мощный теплый летний ливень смыли мое прежнее отношение, и украсили, теперь уже навсегда, для меня образ Массалитиновой в другие краски.

В фильме-эпопее «Александр Невский» Эйзенштейна она играет один из самых эпических образов – Амелфу Тимофеевну, мать народного героя Василия Буслаева. И времени-то экранного у нее очень мало, всего несколько фраз произносит. Но как мастерски это сделано, какими яркими мазками: «Мой Васька нигде вторым не был» — это подкрепляет претензию сына на знатную невесту. Тут гордость, какая-то внутренняя энергетика, радость от победы над врагами, радость за сына-храбреца. «Осрамил мать-то. Хотела свадьбу сыграть» — это реакция на отказ сына от знатной невесты. На лицо сразу словно туча находит. И тут же, когда видит, что сыну приглянулась другая, не менее достойная невеста, с еще большим восторгом: «Хороша девка!» Всего два слова, а как сказано, с какой внутренней «энергетикой», с каким обоснованием! Можно бы много еще говорить об этой Амелфе Тимофеевне, о ее эпических движениях, жестах, мимике, общем антураже, но никакие слова не передадут тот русский дух, который почил на этой крошечной роли в исполнении грандиозной русской актрисы.

А другая изумительная роль Массалитиновой, большая, одна из главных, вершина ее кинематографической карьеры, отмеченная государственными наградами – это бабушка Горького Акулина Ивановна. Удивительно, что если «Александр Невский» и сегодня довольно известный фильм, то трилогия Марка Донского о Горьком напрочь забыта. В 1990-е годы, когда я начал серьезно увлекаться Малым театром, его актерами, то эту роль Массалитиновой изучал только по картинкам в книге «Актеры советского кино». И только сейчас, в благодатную эпоху интернета, мы можем увидеть и сколько угодно пересматривать этот шедевр. Роль настолько грандиозна, пронизана народным юмором, мудростью, как всегда у Массалитиновой – эпичностью, что ее просто невозможно рассказать в двух словах, об этом надо писать специально. Но, благо, каждый сегодня может посмотреть сам. Только одно предостережение к желающим посмотреть трилогию о детстве Горького. В интернете есть два варианта этого фильма: оригинальный, с подлинными голосами актеров 1930-х годов, и фальшивый (иначе не назвать!) – реставрированный, где все роли переозвучены в поздние годы другими актерами. Ни в коем случае не смотрите эту версию, смотрите только оригинал. Я не представляю, кому могла прийти в голову мысль сделать эту варварскую переозвучку! Все впечатление теряется. Массалитинова ведь великая мастерица Малого театра, ее надо не только смотреть, но и слушать. Ее низкий, богатый обертонами голос сам по себе – явление искусства!

Масалитинова родилась в Ельце, жила в Томске, потом в Москве. Она своей талантливой душой впитала в себя русский дух, а потом щедро одаривала нас им со сцены. Так удачно, что она попала в Малый театр – оазис подлинной русской культуры, русского духа. В другом театре ее трудно себе представить.

Ее жизнь и судьба, по сути, не описаны. Есть маленькая книжечка 1951 года, посвященная ее творчеству. Эта библиографическая редкость имеется у меня в библиотеке, недавно я ее с интересом читал. Есть разрозненные страницы в сборниках воспоминаний, картинки, фотографии в интернете. Знаю, что родной брат ее, Николай Осипович Массалитинов, был эмигрантом, жил до конца дней в Болгарии, был там крупным театральным деятелем. Жила она уже очень давно: с 1878 по 1945 годы. Сегодня практически забыта. Нет передач по телевидению, нет книг, никто уже не помнит ее театральных работ. Осталось только то немногое, что написано, и остались ее киноработы – немногочисленные, но очень яркие, есть фрагменты аудиозаписей с ее сочным, красочным, незабываемым голосом. Для меня некоторые образы Массалитиновой, особенно два шедевра, упомянутые мною, стали символами России, русской женщины. Когда смотришь на Амелфу Тимофеевну, то вспоминаешь и Марфу-посадницу, и боярыню Морозову, и царевну Софью, и огромное количество великих русских женщин, высокого духа, широкого сердца, мощных, незабываемых. И даже те, кто никогда ничего о Массалитиновой не знал, увидев ее киноработы, на мой взгляд, никогда не забудут этой замечательной русской артистки.

Прилагаю к этой заметке маленький шедевр – запись с голосом двух великих Варвар Малого театра – Массалитиновой и Рыжовой, как и полагается, из пьесы Островского «В чужом пиру похмелье».

https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2017/03/Stsena-iz-spektaklya---V-chuzhom-piru-pohmele--.mp3

Вадим Грачев

 

кинокультуратеатр
Комментарии ( 5 )
Добавить комментарий
  • Л.В.

    Увидела фото с Алешей Пешковым и сразу же вспомнила эту прекрасную актрису! Она по-моему играла и в фильмах-сказках. В исторических картинах — в основном суровые роли мне запомнились, жестких боярынь… Спасибо, что напоминаете о больших талантах. Это важно, особенно, для молодежи.

    • Владимир

      Массалитинова, Рыжова — это величина! А еще какая замечательная актриса Рина Зеленая! Незабываемая миссис Хадсон, черепаха Тортилла:) Вроде бы у Рины Зеленой и не было больших ролей в карьере, чаще эпизоды, а так полюбилась! Прекрасный, верующий человек! Хотелось бы, чтобы её имя также почаще вспоминалось в СМИ.

  • Грачев В.С.

    Она играла бабушку Горького в первых двух сериях трехсерийного фильма Марка Донского о Горьком. Это была вершина ее кинематографической карьеры, за эту роль она получила государственные награды. Спасибо, что Вы ее помните. Замечательная актриса!

  • MickeyKar

    Я с Вами полностью согласен.

  • Эдуард

    Никогда о такой не слышал. Спасибо, что просвещаете.