В чём успех «Чебурашки»?

«Чебурашка» стал самым кассовым фильмом в истории российского проката. А в чём успех и успех ли это?

С момента старта картина уже собрала 3 082 245 827 рублей, тогда как предыдущий лидер — фильм «Холоп» — остановился на отметке 3 082 031 790 рублей. Разница на первый взгляд небольшая, но это те самые доли секунды, которые на финише соревнований решают судьбу золотых медалей. Именно поэтому в последние дни кинематографисты с таким азартом следили за цифрами проката, которые ежедневно обновляет Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. И вот по итогам десяти дней стало понятно — абсолютным чемпионом становится «Чебурашка». Именно по нему отныне все будут измерять успех нашего кино.

А в чём успех и успех ли это? Те самые миллиарды, а также рейтинги — на «Кинопоиске» «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко набирает 7,9 балла, для сравнения: у «Легенды 17» 8 баллов — однозначно говорят, что киностудия «Yellow, Black and White» вместе с партнёрами создала очередной хит. Именно очередной, ведь это та самая компания, которая сняла того же «Холопа» и не менее успешного «Последнего богатыря» со всеми его продолжениями. На ТВ «Yellow, Black and White» тоже среди чемпионов — сериалы «Кухня», «Отель Элеон», «Ивановы-Ивановы»… То есть, что и как приготовить для семейной аудитории, эти ребята знают.

И всё же сегодня, когда стало известно о новом рекорде в кинопрокате, представители киноиндустрии принялись расщеплять «Чебурашку» не просто на составляющие успеха, а даже на атомы, ведь каждая мелочь нужна не только в новогоднем салате. Первыми, кто среагировал на рекорд, были представители киностудии «Союзмультфильм». Напомним, студия выступила в качестве партнёра фильма «Чебурашка», и, конечно, нельзя забывать, что именно на этой фабрике анимации был снят первый мультфильм по книге Эдуарда Успенского об обаятельном ушастике.

Председатель Совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва уверена, что здесь сработал тот самый зрительский запрос на знакомых, аутентичных героев, на котором уже не первый год зарабатывают кинокомпании и телеканалы, — сняты продолжения или новые версии практически всех советских кинохитов, а новинки не обходятся без прямых цитат классиков, прежде всего Гайдая, Данелия и Рязанова.

Юлиана Слащёва и Чебурашка. Фото: Софья Анцупова.

Соотечественники любят ностальгировать, так что главное — в нужное время зрителю давать возможность встретиться с прошлым. «И Чебурашка как нельзя лучше подходит на эту роль. Это невероятно трогательный персонаж, олицетворяющий вечный сюжет об одиночестве и обретении друзей», — считает руководитель «Союзмультфильма». — «Интуиция творческой группы студии «Yellow, Black and White», а также наша совместная, чуткая работа с образом персонажа позволили сохранить ДНК классики, создав при этом совершенно новый мир, в котором можно найти множество аллюзий к различным произведениям».

Тут нельзя не заметить, что именно за некоторые аллюзии зрители и критикуют «Чебурашку», называя то, как были поданы отдельные цитаты из той же «Иронии судьбы», пошлостью. И здесь зрители правы. Потому что «тепленькая пошла» — это как раз в той самой ДНК и, когда другой герой национального кода повторяет другого, но при этом, извините, мочится — это, скорее, не про интуицию, а про её отсутствие. Или попросту — безвкусица.

Актёр и депутат Дмитрий Певцов в своих постах в социальных сетях не оставил от «Чебурашки» и мокрого места, назвав его «скучным, бессмысленным, местами очень пошлым фильмом». Актёр уверен при этом, что «в этой безвкусной скучнятине Чебурашка вообще не нужен», что в картине можно было обойтись любым зверьком, «а можно и вообще без животных обойтись — это же бред». Как пример безвкусицы Певцов привел финал фильма — по сути, экранизированный старый анекдот про крокодила Гену, который везёт Чебурашку на руле мотороллера, их останавливает гаишник и говорит: «Снимите этого с руля». К счастью для зрителей, помнящих времена, когда отечественное кино было интеллигентным, создатели «Чебурашки» не стали рассказывать анекдот до конца.

Чьи ещё уши можно было увидеть в «Чебурашке»? Я смотрел этот фильм в кинотеатре одного из торговых центров 7 января, зал был полон, вокруг сидели и дети, и взрослые, и совсем взрослые. И наблюдать, как реагировали разные поколения, было отдельным удовольствием. Дети глазели на яркую картинку и плакали над «бедненьким» зверочеловеком, бабушки с дедушками, а также аудитория 50+ любовались блестящими актёрскими работами, Сергей Гармаш, Елена Яковлева, Фёдор Добронравов были и правда неотразимы.

Но вот папы и мамы, тридцатилетние и сорокалетние, к поколению которых отношусь и я, не то чтобы наблюдали за приключениями «Чебурашки» равнодушно, но и сказать, что смотрели широко открытыми глазами, тоже нельзя. Тут всё просто: всё это мы уже видели — я не про ушастого героя, я про все эти декорации, шоколадные фабрики, дендрарии, апельсиновые дожди. Про сценарные ходы с героями, которые, конечно, не такие, а другие, и за каждым есть своя трагедия, но вот — бац, и все раскрывается, а если вдруг кто-то не понял, почему герои в первой части фильма были другими, то заботливый герой за кадром ещё раз все расскажет… Это всё западное кино, рождественские мелодрамы, которыми мы наелись давно, и вряд ли «Чебурашка» в это меню добавил разнообразия.

Сработал зрительский запрос на знакомых, аутентичных героев. Но всё же, судя по тем же итогам, создателям фильма удалось соблюсти баланс между условным «Голливудом» и старым добрым советским героем.

Тем временем стало понятно, что новогодний блокбастер — только начало. О том, что Чебурашка вернулся всерьёз и надолго, намекнули в «Союзмультфильме». «Уверена, у легендарного героя появилось множество поклонников, которым мы в скором времени предложим новые проекты о его приключениях», — сказала председатель Совета директоров киностудии Юлиана Слащёва.

Что ж, Ген, «отдохнём и ещё раз переделаем».

Максим Васюнов, «Российская газета» (rg.ru)

Как водитель с улицы попал на экран к Чебурашке

кинокультура