«Цареубийца». Шизофрения и убийство России

Сначала политическое заявление: к 100-летию расстрела Императорской Семьи необходимо вынести тело Ленина с Красной площади, снести мавзолей, а на его месте установить памятник святым Царственным страстотерпцам.

Теперь о кино.

«Цареубийца» тот случай, когда на уровне сценария стало понятно – фильм получится. Иначе бы мировые звезды Олег Янковский (император, психиатр) и Малкольм Макдауэлл (больной, Яков Юровский) никогда бы не дали согласие сниматься в столь тяжелой картине. Проблема здесь даже не в том, что они играют по две роли, это для актеров за счастье, а в том – кого они играют. Императора и его убийцу. Самого влиятельного человека в мире и «тварь дрожащую». Еще никогда в кинематографе столь разные характеры не встречались лицом к лицу. Особенно в психушке.

По сюжету – новый главврач психбольницы знакомится с шизофреником, который мнит себя Яковом Юровским. Причем не просто мнит, а рассказывает обстоятельства расстрела Царской Семьи в мельчайших деталях. Главврач берется за пациента и вскоре начинает считать себя… Николаем II. Необычно! Столь тонкий ход позволил Краену Шахназарову и сценаристу Александру Бородянскому глазами палача и жертвы воспроизвести трагедию, случившуюся в Ипатьевском доме в июле 1918 года.

Шизофрения и убийство России. Согласитесь, есть в этом недвусмысленный образ. Особенно если учесть, что кино снималось в начале девяностых, когда снова душевнобольные люди расправлялись со страной. Нет сомнения – это «совпадение» разглядят многие.

Но не все разглядят другой подтекст киноленты: вина за убийство Романовых лежит на всех нас. Поэтому обычный человек вынужден страдать и болеть. Болеть душевно. Вместе со всей страной. Я сейчас не говорю, что мы все виноваты в самом преступлении. Мы не стреляли. Но принимать убийство и убивать – разные ли это вещи? Наши предки приняли его, даже одобрили и стали на крови строить безбожную страну. Мы тоже далеко не ушли, безмолвно шагая по улицам Свердлова и Юровского, спускаясь в метрополитен имени Ленина, всерьез поднимая споры о том, нужно ли вернуть памятник Дзержинскому?

Вот как раз, чтобы таких вопросов не возникало, снимали «Цареубийцу».

…Недавно я начал работу над сценарием фильма про Царскую Семью, и режиссер устроил мне встречу с Александром Бородянским. Он сформулировал для меня основную драму Романовых. После Революции они стали никому не нужны. Разве сегодня все по-другому?

Максим Васюнов

 

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Оставленные всеми

Николай II. Отречение от императора

О книгах Петра Мультатули. Царская Семья

Перед грозой

Полный титул Государя Николая Второго

Мой православный монархизм

Николай II. Опережая время

 

киноПреображение