Покаемся — поднимемся с колен (к истории праздника 4 ноября)

Двадцать второго октября (4 ноября по григорианскому календарю) мы будем в очередной раз праздновать День народного единства. Что же это за праздник? Вот цитата из одного современного светского источника: «Почему же спустя почти четыре века решено отмечать этот день как государственный праздник? Принятие такого решения обусловлено потребностью найти замену многострадальному ноябрьскому торжеству, несколько раз менявшему за последние годы своё название, но так и не вписавшемуся в современную российскую действительность». Общаясь со многими соотечественниками, приходишь к выводу, что далеко не все русские люди понимают смысл этого праздника, важнейшее значение этого дня в историософии России.

Замечательная наша современница историк, политик и большой патриот Наталья Алексеевна Нарочницкая недавно сказала, что зачастую обыватель видит только крошечный участок реки под названием История, на котором он живет сегодня. Его не интересует даже ближайшая излучина этой реки. А уж где ее исток и куда она течет – такими вопросами он и вообще никогда не задавался. Читая современные СМИ, чаще всего встречаешь общеизвестные фразы: «изгнание поляков», «конец смуты», «совместные действия россиян, невзирая на конфессии и нации» — это уже попахивает пресловутой толерантностью. В лучшем случае авторы ограничиваются добросовестным пересказом исторических фактов, да ещё и вступают в дискуссию — дескать, 22 октября поляки были изгнаны из Китай-города, а это далеко не главное событие в одолении смуты; мол, уже намного позже церковная и государственная власть приурочила этот праздник ко дню Казанской иконы Божьей Матери, поскольку именно этот образ был у ополченцев, освобождавших Москву от польско-литовских и других захватчиков. Даже такие корифеи исторической науки как Н. М. Карамзин и Н. И. Костомаров почти не показывают духовную подоплёку тех памятных событий. И действительно, почему это вдруг сильное Московское государство, достигшее высокого уровня материального благосостояния, военной мощи, всего лишь из-за династического кризиса подверглось таким потрясениям, что под угрозой было само его существование? Светские источники объясняют весь этот комплекс драматических событий системным кризисом, однако не дают ответа на глубинные вопросы о причинах страшной смуты начала 17-го века.

Подлинные причины сих грозных потрясений мы находим лишь у приснопамятного владыки Иоанна (Снычева), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, в его замечательной историософской работе «Самодержавие духа». Владыка Иоанн предлагает нам взглянуть на те давние события духовными очами. В этом случае вся картина Смутного времени становится вдруг ясной, четко видимой. Нам становятся видны подлинные причины трагедии, ее развитие и пути преодоления этой беды многострадальным русским народом. Итак, будем опираться в своем рассказе на концепцию митрополита Иоанна.

Преддверие смуты

Начнем по порядку. После смерти Грозного и могущественного государя Иоанна Четвертого в 1584 году, к власти приходит его сын царь Феодор Иоаннович, являющийся как бы антиподом отца. Основную идею его царствования, пожалуй, можно выразить словами пьесы А. К. Толстого, где он является главным героем: «Всех примирить, все сгладить». Многие считали этого кроткого царя блаженным, юродивым. У него не было душевных и физических сил полноценно заниматься политикой, государственными делами, поэтому фактически во время его царствования государством управлял брат его жены, царицы Ирины, Борис Годунов (с 1588 года он получил официальное разрешение думы на самостоятельную внешнюю политику). К концу царствования Феодора Иоанновича малолетний сын Иоанна Грозного, царевич Димитрий, был убит в Угличе. Это преступление не разгадано до сих пор. Таким образом, бездетный Феодор Иоаннович остался последним Рюриковичем на российском престоле. Когда он преставился (1598 год), царица Ирина постриглась в монахини и не захотела царствовать, вопреки всем просьбам к ней. Престол московских царей осиротел. Это было неслыханным явлением на Руси. Народ был в страхе. Тогда бояре решают призвать на престол Бориса Годунова. Он отказывается, невзирая ни на какие просьбы и уговоры. Это сейчас, в либерально-демократическую эпоху, мы видим, как власть становится игрушкой в руках сильных мира сего, а в те далекие годы человек понимал, сколь страшно и ответственно перед Богом обладать властью. Царское служение, пожалуй, было одним из самых трудных послушаний для христианина. Бояре не отступают. Решено созвать Земский собор, который выбирает Годунова царем. Он же упорно продолжает отказываться. Тогда соборяне решаются на крайнюю меру – отправляют посольство к Борису Годунову с угрозой, что если он откажется от царствования, тогда Бог его накажет за такое упорное сопротивление, и он будет ответственным за все ужасные события в стране. По слову митрополита Иоанна, только страх Божьего наказания и погибели своей души заставил Годунова принять царский венец. Таким образом, Борис Годунов был законно избранным русским царем. Это подтвердилось и тем, что первые годы его царствования, как говорит Карамзин, были счастливыми и благословенными. Государство российское процветало.

Грех цареотступничества

Но продлилась эта идиллия не долго. Летом 1604 года беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Димитрия, воспользовавшись поддержкой польских магнатов и тайно приняв католичество, нападает на русские земли. В это же время он женится на дочери одного из магнатов Марине Мнишек. Одолеть этого врага казалось делом немудреным, да только как на беду, 13 апреля 1605 года умирает Борис Годунов. По закону власть должна перейти к его малолетнему сыну, Феодору. Но вот здесь и совершилось злодеяние, в котором владыка Иоанн видит корень всех бед, причину последующих страшных событий. Царевич Феодор вместе с матерью был убит сторонниками самозванца. Патриарх Иов, бесстрашно обличавший Лжедмитрия, был низложен. Был возведен лжепатриарх Игнатий, совершивший «венчание на царство» Лжедмитрия. Состоялось клятвопреступление. Русский народ отрекся от династии Годуновых, которой присягал на верность на Земском соборе. Незнание духовных законов, как и незнание гражданских законов, не освобождает от вины в их нарушении. В скором времени Господь тяжело наказал нашу страну смутой и потрясениями, дабы, пройдя через это горнило испытаний, народ одумался, покаялся в грехе цареотступничества и обрел долгожданный покой.

Святые патриархи

Насильно низложенный патриарх Иов снял с себя панагию и положил ее к Владимирской иконе Божьей Матери со словами: «Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и двенадцать лет хранил целость веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему». Смута углублялась. Самозванец был низложен, на престол возвели «боярского царя» Василия Шуйского, который был первым царем, поклявшимся ограничить свое самодержавие боярской думой. На патриарший престол возведен митрополит Казанский Гермоген, человек праведной жизни, молитвенник, исповедник веры. Он, еще, будучи приходским священником, в Казани принимал участие в прославлении обретенной Казанской иконы Божьей Матери в 1579 году. Против Шуйского поднялось восстание под предводительством Ивана Болотникова. Патриарх Гермоген осенью 1606 года устанавливает шестидневный пост, в храмах служатся молебны, после чего войско Болотникова успешно разбито. Затем появился второй самозванец с польскими авантюристами, выдававший себя за царевича Димитрия. За помощью в борьбе против Лжедмитрия второго, которого еще называли Тушинским вором, московское правительство обратилось к Швеции, а поскольку Речь Посполитая находилась с ней в состоянии войны, это было использовано королем Сигизмундом как повод для открытой интервенции в Россию.

Огромную роль в борьбе против захватчиков сыграл молодой талантливый полководец Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, безвременно умерший во время борьбы за Смоленск в 1610 году. Василий Шуйский был свергнут, насильно пострижен в монахи и скончался два года спустя. К власти пришла «семибоярщина», которая признала русским царем польского королевича Владислава. В сентябре 1610 года вероломные бояре пустили поляков в Москву. С севера нападали шведы, захватив огромные территории, которые до Петра Первого находились потом под их властью. В это самое тяжелое время патриарх Гермоген проявил себя как истинный патриот, исповедник православной веры. Семибоярщина желала возвести на российский престол польского королевича Владислава, патриарх же был сторонником Михаила Феодоровича Романова. Однако к его голосу мало кто прислушивался. К полякам было отправлено посольство с приглашением Владислава при условии, что он примет православную веру. Король Сигизмунд вообще отказался отдавать престол сыну, а собрался занять его сам. Естественно, ни о каком православии и речи не было. Патриарх начинает обращаться с посланиями к духовенству и пастве с призывами защищать Родину. Начинают собирать ополчение. Поляки приказывают патриарху запретить войскам идти в Москву, он же стойко отвергает их предложения и продолжает взывать к пастве. Тогда в 1611 году патриарха насильно низводят с престола, помещают под домашний арест, а позже в тюрьму, где морят его голодом. Священномученик Гермоген преставился 17 февраля 1612 года. Его имя становится знаменем, которое объединяет нацию.

Покаяние русского народа

По мере нарастания смуты, у русского народа начинало пробуждаться покаянное чувство. Так, еще летом 1606 года патриархом Гермогеном были прославлены нетленные мощи мученика царевича Димитрия, дабы заградить дорогу всем настоящим и будущим Лжедмитриям. Прах семейства Годуновых был с почестями погребен в Троице-Сергиевой лавре. В Успенском соборе Кремля 20 февраля 1607 года состоялось замечательное событие: перед бывшим патриархом Иовом была зачитана покаянная грамота русского народа в грехе цареотступничества. Святитель как милосердный отец принял раскаяние своей паствы и увещевал ее впредь не изменять законному царю. Летом того же года он преставился. Патриарх Гермоген всегда оставался сторонником законной власти, предпочитая Василия Шуйского, и даже польского королевича Владислава при условии принятия им православной веры боярскому самоуправству и безвластию. Во время смуты народ и войско неоднократно налагали на себя посты, пребывали в молитвах и уповали на Божью помощь.

Преподобный Сергий Радонежский – спаситель России

В лихую годину не оставил в беде свое Отечество преподобный Сергий Радонежский. Он является ключевой фигурой в спасении России. В те годы в Нижнем Новгороде жил благочестивый человек Кузьма Минин. Дома у него была специальная комната для молитв, где он часто проводил целые ночи в молитве о спасении Родины. Однажды во сне ему явился преподобный Сергий и приказал собирать ополчение для похода на Москву. Минин усомнился, тогда преподобный еще раз приказал ему исполнить повеленное. Промыслительно как раз в это время Минина избирают земским старостой в Нижнем Новгороде, у него появляются полномочия собирать ополчение и средства на борьбу с врагом. Он с горячим сердцем берется за это дело. Во главе войска становится опытный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Подходя к Москве, ополчение останавливается в Сергиевом посаде, чтобы отслужить молебен преподобному Сергию. В начале молебна со стороны Москвы начинает дуть сильнейший ветер, что многими воспринято как дурное предзнаменование (тем более что первое ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова потерпело неудачу). Но как только молебен закончился, и архимандрит Дионисий стал благословлять воинов, вдруг ветер резко изменился и стал попутным. Войско, подкрепленное духовно, двинулось на Москву. До этого польские войска во главе с Сапегой и Лисовским осаждали Троице-Сергиеву лавру, как форпост русского оружия и духовности, пятнадцать с половиной месяцев. К концу обороны насельники были уже измождены, однако не сдали святыню. Много раз преподобный являлся своей пастве, укрепляя и ободряя ее. Многие видели, как они с преподобным Никоном ходят вдоль стен лавры с золотым кадилом и кропят их святой водой. В другой раз видели трех святых на конях, поскакавших в Москву за подмогой, посланных преподобным Сергием. Наконец, накануне решающего сражения, которое произошло 22 октября 1612 года, после трехдневного поста и усердных молитв всего войска, преподобный явился греческому архиепископу Арсению, находившемуся в Кремле, и объявил, что завтра враг будет выбит из Китай-города. Уже в феврале 1613 года на Земском соборе был избран русским царем Михаил Феодорович Романов.

Казанская икона Божьей Матери

Не случайно именно Казанская икона Божьей Матери явилась покровительницей России в смутное время. Промыслительно она была явлена еще в конце царствования Иоанна Грозного, а первым прославившим ее был священник Ермолай, будущий священномученик Гермоген. Именно эта икона оказалась в ополчении Минина и Пожарского, именно перед ней молилось войско накануне взятия Китай-города. Это событие и отмечено в нашем церковном календаре 22 октября, или 4 ноября по григорианскому календарю. Всегда в грозную годину она была защитницей России. Ключевые события связаны с этой иконой и во время Северной войны со шведами, и наполеоновского нашествия, и гитлеровской агрессии.

Подлинное значение праздника 4 ноября

В Смутное время, по слову митрополита Иоанна (Снычева), русский народ был наказан Богом за грехи. Слово «наказание» родственно слову «наказ», то есть, люди получили от Бога наказ – как поступать не нужно. С Божьей помощью смута прекратилась, как только народ раскаялся в содеянных грехах. На одоление смуты ушло семь лет. Наша современная смута длится уже почти сто лет. И пока еще не видно широкого народного покаяния, как было 400 лет назад. Народ, как и в начале 17 века, отступил от царя. «День народного единства» — название праздника звучит замечательно. Но только подлинное единство как раз и возможно в покаянии, молитве, в любви к своей Родине, а не во внешнем вавилонском объединении всех и вся, греха и добродетели. Сегодня наша жизнь во многом похожа на жизнь наших предков в Смутное время. У нас есть свои самозванцы и тушинские воры, есть сапеги и лисовские, есть прокопии ляпуновы и иваны болотниковы, призывающие совершить ратный подвиг без подвига духовного, что приведет народ в очередной тупик. Но, к счастью, есть у нас и свои Иовы и Гермогены, призывающие Русь к покаянию, где-то в недрах народных скрыты до времени Минины и Пожарские, есть у нас вечный заступник, игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский, который по преданию спасет свое Отечество и в третий раз, как он спасал его от татарского и польского нашествий. И, конечно же, есть у нас Заступница Усердная, Пресвятая Богородица, к чудотворному Казанскому образу которой должны мы все припадать с горячей молитвой о своем Отечестве!

Литература:
1. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская Симфония, СПб. – «Царское дело», 2004.
2. Нечволодов А. Сказания о русской земле. Том 4., М. – «Православная книга», 1992.
3. Карамзин Н. М. История Государства Российского, М. – Эксмо, 2002.
4. Карташев А. В. История русской церкви, М. – Эксмо, 2004.
5. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, М – Эксмо, 2005.
6. Тальберг Н. Д. История русской церкви, М. – издательство Сретенского монастыря, 2004.

Вадим Грачев

 

историяобразованиеПреображение