По Святой Земле в 2011 году. Часть восьмая. Литургия и Причастие в храме Рождества в Вифлееме. Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Бейт-Джала. Эйн-Керем (Горняя). Монастырь Креста. Троицкий собор

Вифлеемское утро 26 ноября у нас тоже началось рано. Мы причащались на ранней литургии в храме Рождества. Опять же, как и накануне, литургия проходила под главным алтарем, в пещерном храме, над пещерой Рождества. После этого из нашего канонника читали уже в верхнем храме канон Рождеству Христову. Сопровождал нас в этот день Григорий, т. к. у Романа ожидалось пополнение семейства, и он увез свою жену в роддом.

Вифлеем

Наша гостиница находилась, как я уже, кажется, говорил, в шаговой доступности от храма Рождества, и нам доставляло большое удовольствие хождение в храм и обратно пешком, по средневековым улочкам Вифлеема. После литургии, причастия и канона, мы отправились в гостиницу, позавтракали, и в 9.15 у нас был уже очередной выезд. А ехали мы на сей раз вглубь Иудейской пустыни, километров за 30 от Вифлеема, в лавру Саввы Освященного, на родину Богослужебного устава, как сказал о. Геннадий. Этот монастырь смело можно так назвать, поскольку именно там был написан типикон, по которому живут все наши монастыри и храмы, правда, конечно, с определенными послаблениями, ибо современный расслабленный человек выдержать весь устав в строгости не в силах.

Конечно, рассказывая о поездке в Святую Землю сравнивать между собой те, или иные города, храмы, монастыри, объекты – дело не благодарное. Вряд ли стоит говорить, что «больше» понравилось, а что «меньше». Но вот то, что лавра Саввы Освященного произвела очень сильное впечатление, вообще одно из сильнейших для меня – это точно!

Выехав за пределы Вифлеема, мы довольно быстро оказались в пустыне. Пейзаж вокруг был песчано-скалистый, желто-коричневых теплых тонов. Через какое-то время пошли холмы, а потом – горы и серпантин. Наш автобус ехал по узким извилистым дорожкам, петляя на этой ленте, ловко поворачивая между горами и пропастями, чем приводил некоторых из нас в трепет. Но вот примерно через 2/3 пути настали такие места, что наш большой автобус проехать уже не мог. Нас посадили в два микроавтобуса, и мы поехали дальше, совсем уж по узенькой дорожке.

Лавра Саввы Освященного

Наконец, приехали на площадку перед монастырскими стенами. Стены настолько громадные, мощные, что монастырь производит впечатление настоящей крепости, и это не случайно: ведь эти места с очень напряженной политической обстановкой, как в древности, так и сейчас, и инокам постоянно приходится быть начеку. Монастырь, кстати, расположен в Палестинской автономии, и немногочисленные соседи в этой пустыне – исключительно арабы. В былые времена ему приходилось часто выдерживать осады и переносить нападения врагов, как, например, нападение персов во главе с Хосровом в 614 году. Интересно, что у высоких стен, сложенных из мощных пустынных желто-коричневых камней, несколько рядов сверху не скреплены раствором, а просто положены друг на друга. Как нам сказал Григорий, — это для того, чтобы при очередном штурме противник не смог легко попасть внутрь монастыря: если при штурме стен будут хвататься за верхние камни, они будут падать. К тому же защитникам монастыря можно их еще и подтолкнуть.

Лавра Саввы Освященного

Эта лавра поражает во многих отношениях. Основана она примерно в 484 году (!) и за все эти более чем 16 столетий в ней ни на один день не прекращались богослужения и монашеская жизнь (!). Это один из древнейших в мире монастырей, в котором не прерывалась жизнь. Здесь, конечно, ощущается какой-то особый дух, почти двухтысячелетняя «намоленность». В былые времена в лавре подвизалось до 10 тысяч человек! Расположена она на крутом берегу Кедронского потока, который большую часть года находится в пересохшем виде. Весь противоположный берег этого потока напоминает по виду некий рукотворный муравейник – он весь пронизан отдельными монашескими кельями в пещерах. Говорят, что лет 30 назад там еще подвизались иноки. Сегодня все кельи пустые. В самой лавре подвизаются несколько десятков человек.

Лавра Саввы Освященного

На территорию лавры не допускаются женщины, за исключением только одного дня в декабре, когда празднуют память святого Саввы. Но все-таки для них здесь тоже есть духовное утешение. Еще в 5 веке мать преподобного Саввы, местночтимая святая София, когда хотела увидеть сына, не смела войти на территорию лавры, но поднималась на специальную башню, находящуюся неподалеку, и могла издали посмотреть на него.

Пустынь св. Софии — матери преп. Саввы Освященного.

Со временем в этой башне оборудовали даже небольшую гостиницу для сестер-паломниц. Вот и наша группа, состоящая из 25 женщин и 5 мужчин, включая батюшку, перед входом в лавру разделилась. Женщины пошли в башню, а мы, немногочисленные мужчины, — на территорию монастыря. При входе гостеприимные монахи, как и всегда на Востоке, угостили нас рюмочкой ракии и кусочками рахат-лукума.

Входя на территорию лавры, ты попадаешь на довольно просторную площадку, с противоположной стороны которой находится главный храм монастыря, слева, насколько я помню, еще один храм, поменьше – это пещерный храм святителя Николая, а справа – часовня святого Саввы, устроенная на месте его бывшего погребения.

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного.

Интересно, что здесь, в Святой Земле, я встречал много икон, изображающих Успение различных святых. В русской традиции изображают только Успение Божьей Матери, другие неизвестны. Здесь же я видел их несколько. Вот и в этом монастыре есть прекрасная икона – Успение святого Саввы Освященного.

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне, где он был похоронен в 532 году.

За храмом идут, видимо, жилые и хозяйственные постройки, а за ними – выход на красивую галерею, с которой открывается чудесный вид на Кедронский поток и противоположный берег с кельями монахов былых времен, о чем я уже говорил.

Кедронская долина

Что еще интересно – в центре площадки мы заметили небольшой люк, квадратный, размером примерно 70х70 см. По бокам он был обмазан цементом, а в центре была процарапана какая-то дата. Наш гид по монастырю сказал, что это братское кладбище. Вот так монахи даже после смерти проявляют свое смирение. Нет никаких могил, отдельных крестов и т. д. По смерти очередного брата-насельника обители открывают люк и его тело с честью опускают внутрь, на останки других погребенных, его предшественников. Люк снова запечатывают, а сверху пишут кто и когда преставился. Сразу вспоминается как Нил Сорский завещал выкинуть свое тело на съедение волкам (правда, этот его завет был нарушен братией монастыря, и он был с честью погребен). А здесь иноки как бы завещают, чтобы их тела и по смерти попирали ногами – братское кладбище, получается, находится в самом центре обители, где сверху ходят люди.

В монастыре никогда не было и нет электричества. Все освещение за счет свечей, а когда нужно приготовить горячую пищу, это делают, используя дрова. Очень сильно впечатлил пещерный храм святителя Николая, в котором стоят мощевики в виде шкафов, а на полках лежат черепа святых мучеников, пострадавших во время нападения персидского шаха Хосрова в 614 г. Причем, у некоторых в черепах видны отверстия – следы от ударов, прибивших голову насквозь.

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа, отмеченные крестом в лобной части черепа.

В этом небольшом храме ты стоишь в центре, а со всех сторон тебя окружают эти святые мощи мучеников – это незабываемо.

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца.

Далее мы ходили в основной монастырский храм к мощам самого преподобного Саввы. У них тоже непростая история. После преставления основателя монастыря, его мощи несколько столетий пребывали в обители, пока не были изъяты крестоносцами в 1256 году, и увезены в Венецию. Там мощи святого Саввы пребывали ровно 700 лет, пока, наконец, их не вернули на законное место – в 1956 году. Так вот святые могут пострадать не только при жизни, но и после смерти.

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото П. В. Платонова.

Мощи находятся в простом деревянном саркофаге, а сверху покрыты стеклянной крышкой в виде колпака таким образом, что можно увидеть честную главу и руки святого – нетленными.

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Фото В. В. Шелгунова.

После храма мы еще ходили на галерею, и сверху любовались красивым видом на противоположный берег Кедронского потока с пустыми кельями монахов прошлого, на само живописное русло пересохшего потока, на приятную для глаза желто-коричневую гамму красок, изредка сдобренную зеленью малочисленной растительности.

Кедронское ущелье. Фото В. В. Шелгунова

В самом конце Григорий провел нас в еще один пещерный храм, находящийся в верхней части монастыря – это место жизни и погребения известного православного мыслителя и песнотворца Иоанна Дамаскина. Вся его жизнь связана с этой лаврой. Здесь он принял монашеский постриг в 8 веке и прожил 50 лет. Здесь же был и погребен. Все его выдающиеся песнопения и богословские труды были написаны именно в лавре Саввы Освященного. Вот такой нам удалось посетить замечательный древнейший монастырь, где время словно остановилось, и так рядом ощущается Вечность.

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина.

После этого посещения мы выдвинулись назад, чтобы посетить в 10 км. от Вифлеема еще один замечательный монастырь – лавру Феодосия Великого. Этот монастырь на несколько лет старше лавры святого Саввы, основан в 476 г., представляет собой первую в Палестине киновию, то есть общежительный монастырь. Основан он возле пещеры, в которой по преданию останавливались волхвы на обратном пути из Вифлеема, скрываясь от Ирода. В первые века там насчитывалось до 700 насельников, в последующем монастырь запустел, а в 16 в. был разорен турками. В конце 19 в. Иерусалимская патриархия выкупает это место и начинает восстанавливать монастырь. Между прочим, во все годы запустения сохранялись святыни монастыря – пещера волхвов, могила Иоанна Мосха, автора знаменитой книги «Луг духовный», могила святой Софии, той самой, матери Саввы Освященного. Также здесь похоронена и другая замечательная мать – Феодотия, чьими детьми были святые бессребреники Косма и Дамиан. Был здесь погребен и сам святой Феодосий Великий, но позже его мощи были перенесены в Иерусалим, в Храм Гроба Господня.

Лавра Феодосия Великого в Палестине

Кстати, лавра Феодосия Великого особенно дорога русским паломникам по нескольким причинам. Она впервые в русских источниках описана игуменом Даниилом, автором известного Хождения, а это, между прочим, начало 12-го века. В этом монастыре окончила свою земную жизнь во время паломничества преподобная Евфросиния Полоцкая. Она была здесь погребена, и только позже ее мощи были перенесены в Киев, а позже – в Полоцк. Здесь находится икона преподобного Сергия Радонежского, пожертвованная в свое время Великим Князем Сергеем Александровичем. Кстати, во все паломничество мы постоянно встречали здесь следы деятельности Сергея Александровича, Елизаветы Феодоровны и ИППО.

Большим удивлением было также обнаружение захоронения целого святого семейства – преподобных Ксенофонта, Марии и чад их Иоанна и Аркадия. Батюшка сказал, что Мария и Аркадий – это небесные покровители игуменьи Таисии Леушинской по мирскому и иноческому имени. Она отмечала именины и мирские и монашеские в один и тот же день. В миру ее звали Мария, а первое иноческое имя – Аркадия. Такой вот «подарок» послала игуменья Таисия паломникам Леушинского подворья.

Не переставая удивляться всевозможным чудесам и совпадениям, двигаемся дальше. Наш путь неожиданно завел нас в арабский город Бейт-Джала. В программе этот город не стоял, но Григорий решил привезти нас в это редкое место, находящееся между Иерусалимом и Вифлеемом. Город известен еще с ветхозаветных времен, но преимущественно знаменит тем, что в нем останавливался святитель Николай, когда паломничал по Святой Земле перед рукоположением. Прожил он здесь три года. Дом святителя почитался местным населением все время. Позже прямо на его месте был построен храм. После захвата этих земель сарацинами храм пребывал в запустении, но место это всегда почиталось. Бейт-Джала знаменита тем, что это город, в котором всегда подавляющее большинство жителей были православные арабы. И сегодня из 16 тысяч населения – 13 тысяч православные.

Храм святителя Николая, Бейт-Джала

Несмотря на то, что здесь было столько прихожан, турки до начала 20 века запрещали строить новый храм. И, наконец, с приходом англичан, такое разрешение было получено. На месте дома святителя Николая был выстроен большой храм, который является доминантой города. В храме есть частица мощей святителя. Здесь служит батюшка араб, а матушка его – русская, из Санкт-Петербурга, что нам было особенно приятно. Матушка добрая, очень радушная, воплощающая в себе все лучшие качества русского народа. Она усадила нас на скамеечки в храме и долго, увлеченно рассказывала об истории Бейт-Джалы, и о множестве чудес, которые происходят по молитвам к святителю Николаю вплоть до сего дня. Особенно запомнился рассказ как во время 6-дневной войны был мощный обстрел Бейт-Джалы, поминутно летали снаряды. И вот в это страшное время ВСЕ жители города видели над храмом огромный образ святителя Николая, который как бы ловил эти снаряды и скрывал их в своей мантии. И вот что удивительно: при таком мощном обстреле ни один снаряд в Бейт-Джале не разорвался, и свидетелями этого были ВСЕ жители города!

Храм святителя Николая, Бейт-Джала

Почтив память святителя Николая, приложившись к его чудотворной иконе и частице мощей, едем на нашем большом автобусе далее. Путь наш лежит в место Эйн-Керем – это евангельская Горняя, куда Богородица ходила со тщанием, и где «целова Елисавет» — эти слова знают все, кто регулярно ходит в храм.

Место встречи Пресвятой Девы Марии с праведной Елизаветой. Здесь построена церковь Посещения.

В Горней есть русский монастырь, где настоятельствует матушка Георгия, но туда мы поедем чуть позже, а пока посещаем места, связанные с пребыванием Захарии и Елизаветы, где проходило детство Иоанна Крестителя.

Горняя, Эйн-Карем

Здесь находится францисканский монастырь с красивыми дорожками, клумбами цветов, с карпами кои, плавающими в пруду. Побывали мы в пещере, где скрывалась Елизавета с младенцем Иоанном во время известных происков Ирода. Поднимались и к гробнице Елизаветы, в которой она была погребена после успения.

Гробница праведной Елизаветы в монастыре Святого Иоанна Крестителя в Пустыни, Эйн-Керем, Иерусалим.

После Горней мы еще посетили монастырь Креста, названный так от того, что расположен на месте, где росло древо Животворящего креста. По преданию он существует с первых веков христианства, научно доказано, что существовал уже в 7 веке. С давних пор этот монастырь являлся центром присутствия Грузии на Святой Земле, хотя и принадлежит Иерусалимской патриархии. Здесь некоторое время жил грузинский поэт Шота Руставели. Из нашего каноника мы читали здесь Канон Честному и Животворящему Кресту Господню.

Монастырь Святого Креста

Закончился для нас этот длинный и насыщенный день вечером присутствием на службе в Троицком соборе Русской Духовной Миссии.

Подворье Русской Духовной Миссии, Троицкий собор Иерусалима.

После чего мы, уставшие, и, как всегда, насыщенные впечатлениями, отправились на отдых в гостиницу. Но ночевать мы там не собирались. Нас ждала литургия и причастие в Храме Гроба Господня предстоящей ночью, а посему надо было лишь отдохнуть несколько часов и успеть подготовиться к причастию.

В правиле ко причастию среди прочих молитв читается псалом 115, где есть такие слова: Тебѣ́ пожру́ же́ртву хвалы́, и во и́мя Госпо́дне призову́. Моли́твы моя́ Го́сподеви возда́мъ предъ всѣ́ми людьми́ Его́, во дво́рѣхъ до́му Госпо́дня, посредѣ́ тебе́, Иерусали́ме. И вот ты, стоя в гостинице, посреди Иерусалима, недалеко от Храма Гроба Господня, произносишь эти слова, как бы обращаясь к самому Иерусалиму, и понимаешь, что сейчас на тебе точно исполняются эти слова царя Давида – ведь ты находишься именно во дво́рѣхъ до́му Госпо́дня, посредѣ́ тебе́, Иерусали́ме!

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог

По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю

По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская

По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека

По Святой Земле в 2011 году. Часть пятая. У Марии Магдалины. Гора Ермон. Врата ада. Кесария Филиппова. Начало Иордана. Генисарет. Страна Гадаринская (Гергесинская)

По Святой Земле В 2011 году. Часть шестая. Табга. Место покаяния апостола Петра. Капернаум. Самария. Сихем. Вифлеем

По Святой Земле в 2011 году. Часть седьмая. Ранняя литургия в Вифлееме. На приеме у Патриарха Иерусалимского. Хеврон. Мамврийский дуб

По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня

По Святой Земле в 2011 году. Часть десятая. На горе Сион. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Гробница Царя Давида. Сионская горница

По Святой Земле в 2011 году. Часть одиннадцатая. Идем «В Горняя со тщанием». В гостях у матушки Георгии. Вечерний Иерусалим

По Святой Земле в 2011 году. Часть двенадцатая. Катамон. Симеон Богоприимец. Гефсимания. Русский монастырь Марии Магдалины. У мощей Елизаветы Федоровны

По Святой Земле в 2011 году. Часть тринадцатая. Русская свеча на Елеонской горе. Игуменья Тамара (Княжна Татьяна Константиновна Романова)

По Святой Земле в 2011 году. Часть четырнадцатая. Часовня на месте Вознесения. В гостях у греческого батюшки. Преподобная Пелагия. У Стены Плача. Via Dolorosa

По Святой Земле в 2011 году. Часть пятнадцатая. Вифавара. У Герасима Иорданского. В Иерихоне. Вифания. Ночная литургия на Голгофе

По Святой Земле в 2011 году. Часть шестнадцатая. Фаранская лавра. Анафоф. Вифезда

По Святой Земле в 2011 году. Часть семнадцатая. Эпилог, или как я был в гостях у тети

Преображениепутешествия