По Святой Земле в 2011 году. Часть десятая. На горе Сион. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Гробница Царя Давида. Сионская горница

Продолжаю описывать нашу паломническую поездку в Святую Землю – Израиль-Палестину в 2011 г. На сей раз расскажу, как мы были «настоящими сионистами», поскольку посетили гору Сион.

Сион — гора в Иерусалиме

Немного поспав после ночной литургии и причастия в Храме Гроба Господня, а также после длительной экскурсии по нему, 27 ноября, в воскресенье, мы вновь отправились в путь, тоже в пределах Иерусалима. Путь наш лежал в одно из самых чтимых мест в Святой Земле – на гору Сион. По дороге мы проезжали мельком Елеонскую гору, русские монастыри, остатки храма Соломона – на это все нам указывал наш путевод, и сюда мы приедем позже. И вот мы уже у подножия Сиона.

Надо сказать, что когда мы произносим это словосочетание «гора Сион», то в мыслях возникает образ такой же, как и горы Фавор, Ермон, Кармил. Даже когда я набрал в интернете это словосочетание, чтобы проиллюстрировать свой рассказ, то в 90% случаев я нахожу изображение какой-то очень красивой, впечатляющей горы, скалами уходящей в небо. Но на самом деле все это не так. Возможно, в древности Сион и была такой горой – высокой, пустынной, живописной. На самом деле сегодня это всего лишь небольшой холм на окраине Иерусалима, густо застроенный, в основном древними зданиями. И это не случайно, ибо здесь переплелись три мировых религии, и до сих пор отношения между ними весьма напряженные, особенно это видно здесь, на горе Сион, в некоторых ее местах надо быть предельно аккуратным, чтобы не пострадать морально, а иногда и физически.

Конечно, восходя на Сион, испытываешь священный трепет. Ведь еще до Рождества Христова здесь стоял дворец Царя Давида, здесь им написаны многие псалмы. Очевидно, здесь происходила и знаменитая история Давида, связанная с Вирсавией и ее мужем Урией Хеттянином, которого Давид послал на верную погибель. После этой темной истории пророк Нафан обличил Давида, и он написал образец покаяния, одну из вершин духовной лирики, молитвы и мировой поэзии – пятидесятый псалом. Здесь происходило и много новозаветных событий, которые мы упомянем в ходе нашего рассказа.

На Сионе, по преданию, стоял дом апостола Иоанна Богослова, в котором жила после известных событий оставшуюся часть своей земной жизни Богородица. Здесь же случилось и ее Успение – событие, которое так широко празднуется на Руси, и которое вызвало к жизни у нас целый пласт духовной, да и светской культуры (праздник, иконы, песнопения, тропарь, акафист, фамилия Успенский и т. д.) – корни этого события лежат именно здесь, на горе Сион. Конечно, на таком чтимом месте стоит храм Успения. В византийские времена это был православный храм. Потом он несколько раз разрушался мусульманами, отстраивался христианами.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Иерусалим.

Последнее его восстановление, уже в католическом виде, произошло в 1910 г. Орденом бенедиктинцев при помощи германского императора Вильгельма. Храм как бы сочетает в себе и католические и православные черты. При входе ты попадаешь в само помещение храма, где, кстати, висят иконы греческого письма – они у католиков иногда тоже встречаются, но, конечно, такого почитания, как в православии, не имеют. Ярусом ниже, в крипте, — самое главное помещение этого храма – место Успения Богоматери. Представляет из себя сень, окруженную шестью столпами, в центре которой камень, на котором и произошло Успение, а на нем скульптурное изображение Богородицы на смертном одре. Выше изображен Христос, как это и бывает на иконах данного праздника.

Место Успения Богоматери

Здесь о. Геннадий освятил ту самую икону Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», которую мы привезли из Санкт-Петербурга в подарок на 80-летие игумении Георгии. Это было очень символично и подходяще. Отец Геннадий сказал: «Как у нас удивительно получилось: ночью молились в храме Гроба Господня, а днем в храме Гроба Богоматери!».

Место Успения Богоматери

В храме по католическому обычаю было много алтарей, в разных сторонах, вокруг места Успения. Были фрески апостолов и вознесения души Богородицы – как на одноименной иконе. Рядом с храмом находится одно из самых «престижных» христианских кладбищ.

Недалеко от храма Успения Пресвятой Богородицы, на вершине Сиона, расположено еще одно уникальное место – гробница Царя Давида, а над ней, в этом же здании, которое построено еще крестоносцами, находится знаменитая Сионская Горница, в которой также происходило много евангельских событий.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (гора Сион).

Гробница Давида – одно из наиболее почитаемых мест иудеями. К тому же за долгие сотни лет это место успело побывать в собственности всех трех религий, поэтому атмосфера здесь особенно напряженная, иногда возникают межрелигиозные конфликты. Наш гид, на сей раз это вновь был Григорий, предупредил, чтобы мы припрятали кресты, у кого они есть, а крестились бы только перед входом в помещение, поскольку оно теперь считается синагогой, и креститься там нельзя. Даже нашу Леушинскую икону пришлось прикрыть, чтобы она не была заметна.

Гробница Царя Давида

При входе мы обнаружили, что в помещение ведут две разных двери – оказывается, это для того, чтобы мужчины и женщины входили отдельно. Само помещение тоже разделено перегородкой, которая идет до самой гробницы, расположенной в конце. По иудейским канонам мужчины и женщины не должны молиться вместе, потому здесь и соблюдена такая предосторожность. Поскольку, как я уже упоминал, в нашей группе нас, мужчин, было мало, то мы спокойно зашли в помещение, дошли до гробницы, и увидели, что ни одного человека кроме нас здесь нет, поэтому батюшкой были возглашены молитвословия Царю Давиду, а потом мы решились и вовсе на дерзкий поступок: икона Леушинской Божьей Матери была поставлена на саму гробницу, и была вознесена молитва и ей. Мы даже успели сфотографировать этот момент. Григорий был удивлен, и сказал, что такого здесь не было, видимо, со времен Крестоносцев!

Гробница Царя Давида

Далее мы вышли из помещения Гробницы, увидели напротив нее стоящую ешиву – иудейскую религиозную школу, а рядом – памятник Царю Давиду, держащему в руках псалтирь. Это было необычно, потому что по иудейским традициям людей не изображают, памятники не ставят. Оказалось, что памятник был поставлен в 2008 г. одним из благотворительных российских фондов. Долго шли препирательства – какой памятник можно поставить, какой нельзя. Почему-то считается, что может стоять памятник, у которого есть дефект уха, или носа. Было сделано так, что часть уха прикрыта спадающими волосами, якобы это дефект. Памятник установили, кстати, при большой группе русских паломников, 140 человек, из которых 40 были священники и епископы. Были даже о. Александр Шаргунов и о. Димитрий Смирнов. Но местным ортодоксам все-таки что-то пришлось «не по душе», и они вскоре отбили нос Царю Давиду. Так он и стоял с отбитым своими же потомками носом. Мы фотографировались возле него, и, конечно с Леушинской иконой.

Памятник Царю Давиду, Леушинская икона Божией Матери.

И, наконец, нам предстояло посетить третье священное место этой горы – Сионскую Горницу. Она расположена в том же здании, что и Гробница Давида, в верхнем этаже. Место это абсолютно уникальное. Здесь происходили многие ключевые события христианства: умовение ног апостолам, Тайная Вечеря, явления Христа апостолам после Воскресения, избрание апостола Матфея, схождение Святого Духа в день Пятидесятницы, и многое другое. Сионская Горница – это первая христианская церковь на Земле, в ней впервые была совершена Евхаристия.

Сионская Горница

Конечно, в течение столетий Сионская Горница разрушалась и восстанавливалась, но, тем не менее, даже современный ее облик – это францисканская постройка 14-го века, впечатляет. В настоящее время она принадлежит правительству Израиля, то есть, ни одна конфессия ею не владеет. В нее бесплатный свободный вход, поэтому там всегда много народу. Уже после нашей поездки, в 2014 г. папа Римский совершил там мессу, что вызвало возмущение ортодоксальных иудеев. После этого христианам запрещено было читать вслух религиозные тексты и молитвы, можно только шепотом. А тогда, в 2011 г., все было еще по-другому. Во время нашего посещения Сионская Горница была полна людей – одновременно там пребывали несколько экскурсионных разноязычных групп, говорили довольно громко. На этом фоне батюшка читал Апостол – то место, где говорится о сошествии Святого Духа, а потом мы все громко пропели тропарь Пятидесятнице. В этом шуме и гаме, среди разноязычных групп туристов было ощущение, подобное тому, что мы находимся именно в тот самый момент, когда апостолы стали говорить на разных языках после сошествия Святого Духа! Чудеса на Святой Земле продолжаются.

Продолжение следует…

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

По Святой Земле в 2011. Часть первая. Пролог

По Святой Земле в 2011 году. Часть вторая. Как мы оказались в раю

По Святой Земле в 2011 году. Часть третья. Кана Галилейская

По Святой Земле в 2011 году. Часть четвёртая. Назарет. Гора Свержения. Фавор. Гробница Мелхиседека

По Святой Земле в 2011 году. Часть пятая. У Марии Магдалины. Гора Ермон. Врата ада. Кесария Филиппова. Начало Иордана. Генисарет. Страна Гадаринская (Гергесинская)

По Святой Земле В 2011 году. Часть шестая. Табга. Место покаяния апостола Петра. Капернаум. Самария. Сихем. Вифлеем

По Святой Земле в 2011 году. Часть седьмая. Ранняя литургия в Вифлееме. На приеме у Патриарха Иерусалимского. Хеврон. Мамврийский дуб

По Святой Земле в 2011 году. Часть восьмая. Литургия и причастие в храме Рождества в Вифлееме. Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Бейт-Джала. Эйн-Керем (Горняя). Монастырь Креста. Троицкий собор

По Святой Земле в 2011 году. Часть девятая. Литургия и Причастие у Гроба Господня

По Святой Земле в 2011 году. Часть одиннадцатая. Идем «В Горняя со тщанием». В гостях у матушки Георгии. Вечерний Иерусалим

Преображениепутешествия