«Пармская обитель» и Достоевский

В очередной раз убеждаешься как велик Достоевский в сравнении, скажем со Стендалем. Посмотрел сейчас фильм «Пармская обитель» с Жераром Филиппом в главной роли. В обоих произведениях схожая ситуация: главный герой убивает мерзкого, как бы вредного для общества человека. Но только если для Раскольникова — это начало перерождения, переосмысления жизни, покаяние, то у Стендаля нет даже и намека на то, что Фабрицио покаялся, или хотя бы смутился.

И даже наоборот, будучи посажен в тюрьму и осужден, он резко возмущается: как это его, такого хорошего, могли упрятать в кутузку! И, кстати, так, на минуточку, этот человек учился 4 года на священника в семинарии.

Единственная как бы светлая героиня этого романа — Клелия Конти, возлюбленная Фабрицио, уже будучи женой маркиза Крешенци, сперва пытается отстранится от Фабрицио — она ведь давала клятву Мадонне, если та спасет Фабрицио, никогда больше его не видеть, а быть верной мужу. И что же в конце? Она говорит: «Это не Мадонна, а я его спасла.» Но хоть в самом конце она все же едет к мужу, оставляя Фабрицио.

В итоге смотришь на всё это как на некую бразильскую мыльную оперу. Правда, сюжет увлекательный, захватывает, но никакого катарсиса не испытываешь. Как ни крути, но очень многие произведения французской литературы вызывают в душе только одно слово — пошлость.


Кстати, приближается 200-летие Фёдора Михайловича Достоевского. Огромная радость видеть, что есть в публичном пространстве России не только гламурная плесень, но и достойные, умные люди, как герои этой передачи. Думаю, если бы Фёдор Михайлович узнал их, то испытал бы радость.

Наблюдатель. Фильм «Бесы» Владимира Хотиненко

Гости: режиссёр Владимир Хотиненко, актёры Евгений Ткачук и Антон Шагин.
Ведущий: Андрей Максимов.

(Можно посмотреть здесь: youtube.com/watch?v=i9WCZghKneM)


А ещё в преддверии 200-летия Фёдора Михайловича, вспоминаем его любимый образ — косые лучи заходящего солнца. С. Н. Дурылин написал об этом целое исследование: все ключевые события в жизни героев Достоевского происходили на фоне косых лучей заходящего солнца.

Вадим Грачев

кинокультуралитератураПреображение