«Парижские тайны» — этим романом зачитывался Достоевский

Ну вот, теперь я знаю все Парижские тайны. Это лето проходит под знаком Эжена Сю. Сперва гигантский, на 3-х тысячах страниц, Агасфер, который сильно меня впечатлил. А не так давно, около месяца назад, выехав из деревенского затвора в СПб, сходил впервые за три месяца в букинист, и почти первое, что увидел на полке, — это «Парижские тайны» того же автора. «Ну, это судьба» — подумал я, и тут же приобрёл этот двухтомник, объёмом почти 1300 страниц. А сейчас только что перевернул последнюю из них.

В своё время Сю был одним из популярнейших писателей Франции, да и всей Европы. «Парижские тайны» выходили в газете по одной главе на протяжении почти двух лет. За это время тираж газеты вырос в 10 раз. Выход этого романа в свет превратился в своеобразный сериал: публика м нетерпением ждала следующего номера, т.к. каждая глава заканчивалась «на самом интересном месте»; для неграмотных устраивали «громкие читки» — каждому хотелось скорее узнать продолжение. Автору приходила масса писем с советами — как развить дальше сюжет. Это было крупное событие во французской литературе и культуре. Роман породил массу подражаний: от «Лондонских тайн» и «Петербургских трущоб Крестовского (не даром знаменитый телесериал 1990-х по этой книге так и назвали «Петербургские тайны») до «Тайн Нижегородской ярмарки».

Этим романом зачитывался Достоевский, и многое в его произведениях появилось, очевидно, под влиянием Сю, читал и критиковал Белинский, и многие другие люди.

Автор очень интригующе закручивает сюжет, прописывает множество загадок и неожиданных поворотов. Удивляюсь, почему сегодня не снимают сериал по этой книге — тут же готовый сценарий. В романе, как и всегда у Сю, ярко представлен социальный аспект — о проблемах бедных и богатых, о причинах нравственной деградации и возрождения человека. Но самое интересное — это типажи людей. Лично меня особо впечатлили некоторые разбойники. Часть из них — это деградировавшие под воздействием среды, те, кто способен исправиться, но некоторые, типа Сычихи, Грамотея, мамаши Марсиаль — это сущие демоны. В их душах мы видим уже на земле глубины ада. По-моему, таких жутких героев я не встречал во всей мировой литературе. Потом Достоевский разовьёт, отточит эти образы, сделает их более тонкими и у него появятся такие же демоны — Петруша Верховенский, Николай Ставрогин. Но эти герои Сю также не забудутся!

В общем, во всех отношениях литература достойная и поучительная.

Вадим Грачев

культуралитератураобразование