О фильме «София» и интересе к русской истории

Посмотрел на днях 8-серийный телевизионный фильм «София», посвященный Софье Палеолог, Ивану Третьему и всей эпохе второй половины 15-го – начала 16-го столетий в русской истории. Вообще я современное кино смотрю мало, поскольку знаю, что в нем мало чего хорошего. Как начнешь, бывает, смотреть какой-нибудь новомодный фильм, так и выключишь: то беспросветный мрак, чернуха, то ложь об истории, то порнография, то «кровавое месиво», то слабый и наивный фильм. У меня даже родился афоризм: «Чем больше я смотрю новые фильмы, тем больше я люблю старые».

Однако о фильме «София» я такого сказать не могу. Фильм мне весьма понравился. Он и не слишком растянут: на фоне современных сериалов, идущих годами, восемь серий – это немного. Длинные фильмы я не люблю. В нем почти нет и перечисленных мною недостатков. Сюжет написан достаточно интересно. Правда, мне кажется, что некоторые образы написаны в сценарии более сильно, чем их воплотили артисты. Но речь не об этом.

Самое важное, что я вынес из этого фильма, и что проходит красной строкой через все восемь серий – это то, что происходит смена времени, наступают новые времена. Русь, как личинка, находившаяся в оболочке из монголо-татарского ига, вдруг разрывает эту оболочку и достаточно быстро превращается в мощную, красивую бабочку. Воплотителем Божьего Промысла о русской истории встает Великий Князь Иван Васильевич Третий. Фигура мощная, титаническая. Это первый собиратель русских земель, объединитель Руси. Он нашел силы преодолеть феодальную раздробленность. Мы ощущаем в поступках Ивана Третьего буквально «биение истории». Он первым почувствовал себя человеком нового времени. Он один титаническими усилиями строит новую Россию. Вся старая парадигма висит на нем как тяжкие вериги, тянет его вниз: братья, которые требуют свои земли, мать, которая просит его «жить по-старому», монголы, требующие дань, привыкшие, что Русь 300 лет была у них в подчинении. А он как исполин строит новую Россию. И, как знать, возможно, та «прививка византизма» в виде женитьбы на Софье Палеолог и стала толчком для этого великого исторического дела!

В фильме очень хорошо, на мой взгляд, сыграны мать Ивана – Мария Ярославна, дьяк Курицын, Елена Волошанка (получился жуткий образ при внешней красивости), Иван Молодой (он, на мой взгляд, сыгран вообще превосходно, в отличие от довольно бесцветного исторического образа – получился такой светлый отрок, мученик, словно сошедший с картин Нестерова).

Главная заслуга фильма, на мой взгляд, в том, что он всколыхнул интерес к истории. Лично я, просматривая фильм, обложился историческими книгами, вооружился интернетом, иногда даже останавливал фильм, чтобы «свериться с оригиналом». Захотелось «покопаться» также и в соседних эпохах. Наконец-то все эти софьи витовтовны, иваны красные, василии темные, шемяки и вассианы, о которых мы слышим чуть ли не с детства, встали на свои места. Наконец, я вообще на листе бумаги карандашом начертил схему русской истории от Рюрика до Ивана Третьего в виде преемственности от правителя к правителю, указав годы их жизни.

Было очень интересно, просматривая фильм, изучая эпоху, установить и некоторые исторические «ляпы». Этот фильм был своего рода экзаменом по истории: проверь, правильно это, или нет. Наверное, в любом историческом фильме они присутствуют, это неизбежно. В конце концов, фильм снимается «по мотивам» истории, не должен во всем совпадать. Итак, что мне удалось установить.

1. Дмитрий Иванович внук родился в 1483 году, а Иван Молодой, его отец, умер в 1490-м. Соответственно, к моменту смерти отца ему было уже 7 лет. В фильме же мы видим, что накануне своей смерти Иван Молодой играет с новорожденным сыном, лежащим в зыбке.

2. Софья Палеолог была отправлена в Белозерский монастырь не по причине неверности, как это показано в фильме, а во время угрозы нападения хана Ахмата на Москву. Было его указание в случае взятия Москвы Софье бежать далее, к морю.

3. Сватовство Ивана Третьего к Софье Палеолог было в 1469 году (начало фильма), заканчивается же фильм, судя по всему, рубежом 15-16 веков. То есть, между 1 и 8 сериями фильма проходит порядка 30 лет, однако «возраст» героев в фильме не меняется, кажется, что все это происходит за несколько лет.

4. Иван Молодой умирает от «ломоты в ногах», а в фильме мы видим как его отравила Елена Волошанка по наущению дьяка Курицына.

5. Софья Палеолог родила Ивану Третьему девять детей, однако в фильме никого кроме наследника Василия мы не видим, нет даже никакого намека на других детей.

6. Ересь жидовствующих, которая поразила значительный слой верхушки общества на рубеже 15-16 веков, названа в фильме «новгородской ересью», что строго говоря, не является нарушением – такое название тоже встречается в источниках. Но суть ереси не раскрывается, показаны только некие туманные намёки. Для того чтобы с ней разобраться, нужно читать «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого.

Можно найти и другие несоответствия, но такую цель я себе не ставил. Это скорее некая игра, тест на знание истории: найди столько-то отличий.

Подводя итог можно сказать, что фильм очень полезный, нужный. При внимательном просмотре подготовленным зрителем он дает много информации к размышлению. У фильма есть высокие идеи, сверхзадача. Он всколыхнул интерес к истории. Меня он подвиг к прочтению «Просветителя» преподобного Иосифа Волоцкого, книги А.А. Зимина «Витязь на распутье», а также я стал подумывать о цикле романов Дмитрия Балашова «Государи московские». Часть из них я читал раньше, но они уже забылись, а некоторые и вовсе не читал.

Всем очень рекомендую посмотреть этот замечательный фильм и погрузиться в ту, важнейшую для истории России великую эпоху.

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Мой читательский дневник. Про Ивана Третьего

Мой читательский дневник: между адом и раем

Мой читательский дневник. Владимир Солоухин «Двадцать пять на двадцать пять»

историякино