О Ермоловой

Закончил чтение громадной, на 650 страницах, книги Сергея Николаевича Дурылина о величайшей русской актрисе, Марии Николаевне Ермоловой. В наступающем году ей исполнится 170 лет со дня рождения, а книга написана к 100-летию, соответственно, и книге будет юбилей — 70 лет.

Из всех театроведческих работ Дурылина эта самая капитальная, итог всей его жизни. Он очень спешил, чтобы успеть ее написать, понимая, что жить осталось немного. Слава Богу, успел, и ещё более года прожил после этого.

Ещё лет 30-40 назад жили люди, которые помнили игру Ермоловой на сцене. Сегодняшнему обывателю это имя уже вряд ли что и скажет. А между тем, на современников оно действовало магически. Е. Н. Гоголева, в ранней молодости видевшая последние роли Ермоловой, и даже игравшая с ней, буквально не могла без слёз вспоминать её игру, спустя даже 70 лет. Само пребывание Ермоловой на сцене гипнотизировало публику. Ей не надо было произносить ни одного слова, и все равно все внимание было приковано к ней. Это был какой-то «космос», как сказали бы сегодня, фантастика, что-то невероятное. После одного из представлений «Орлеанской девы» занавес давали 64 раза — это немыслимо в истории мирового театра.

Сегодня нет ни одного человека на земле, кто видел бы живую игру Ермоловой. Нам остались только ничего не дающие фотографии, низкокачественные аудиозаписи, тоже мало чего дающие, и, пожалуй, самое ценное — это живые свидетельства тех, кто видел это чудо на сцене.

Книга Дурылина многое воспроизводит из воспоминаний современников, и это очень здорово. Даётся последовательный рассказ о творческой биографии гениальной артистки. Прочитав книгу, ты примерно понимаешь величие этого человека и его значение в истории мирового театра.



Правда, книга, написанная в 1953 году, не лишена и идеологического гнёта. Примерно процентов 20 текста написаны в таком духе, что вся жизнь Ермоловой была полна ожиданием революции и счастливой советской жизни. Думаю, что это было не так. Куда интереснее мне было прочитать живые и остроумные наблюдения о Ермоловой великого советского переводчика Николая Любимова в его трехтомнике мемуаров «Неувядаемый цвет», которая писалась «в стол», а потому предельно правдиво — ну очень интересно!

Итог: книга очень полезная, интересная, но и устаревшая. Было бы неплохо прочесть аналогичное исследование современного театроведа, с другими акцентами, но увы, не знаю, изучает ли кто сегодня биографию и творчество Ермоловой?

Вадим Грачев

культуралитературатеатр