Надежда Михайловна Медведева — забытая русская актриса

После писателя остаются его книги, после скульптора и художника — их произведения. Судьба актёра в этом плане незавидна. Если он жил в давнюю эпоху, когда не было кинопленки, фонографов, пластинок, то от него не остаётся почти ничего. Можно только прочесть воспоминания современников, да если повезёт — увидеть фотографии в жизни и в ролях.

Помню, когда 30 лет назад начал страстно увлекаться историей русского театра, то для меня открывалось очень много интересных имён актеров. Одно из них — Надежда Михайловна Медведева, одна из столпов Малого театра. По силе своего дарования и значимости, может быть она и уступала Ермоловой и Федотовой, но уж точно стояла в одном ряду с Никулиной-Косицкой, Рыкаловой, Никулиной и другими актрисами старейшей русской сцены.

Впервые я о ней прочитал у К. С. Станиславского в его знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве», где он рассказывает, как он любил слушать, смотреть Медведеву, как он учился к неё.

Затем я с жадностью на протяжении этих трёх десятков лет выискивал скупые сведения о Медведевой в разных театральных мемуарах, особенно в книге С. Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления», вышедшей в 1924 г. тиражом всего 1000 экземпляров. Статья о ней есть и в Театральной энциклопедии. Упоминает её в своих произведениях и Т. Л. Щепкина-Куперник.

Надежда Михайловна Медведева родилась в Москве 18 октября 1832 года. Пару недель назад был ее 190-летний юбилей, но, конечно, никто не вспомнил. Её мать, Акулина Дмитриевна Медведева, тоже известная актриса, прожившая огромную жизнь (1796-1895), помнила ещё нашествие Наполеона и пожар Москвы. Сама актриса была практически современницей всех великих писателей и деятелей культуры 19-го века. Впервые вышла на сцену Малого театра в 1849 году 17-летней девушкой и играла на прославленной сцене до конца своих дней, на протяжении полувека.

Сперва ей доставались комедии, водевили, мелодрамы. Женские образы в этой слабой драматургии она вытягивала силой своего обаяния и таланта, но иногда они не помогали.

Надежда Медведева — Елена в спектакле «Было, да прошло» Ночицкого и Родиславского.

Для практики в 1851-1853 работала в Одессе, затем вернулась в Малый. После этого ей стали поручать драматические, более глубокие роли. Сильное влияние на формирование личности и таланта актрисы оказал М. С. Щепкин, величайший русский актёр. А наиболее полно дарование Медведевой раскрылось в драматургии Островского. Она имела такое значение, что некоторые роли Великий драматург писал специально на неё. Например, Гурмыжская в «Лесе», Мурзавецкая — «Волки и овцы».

В 1870 г. она для своего бенефиса выбрала только что разрешённую к постановке трагедию Лессинга «Эмилия Галотти». Причём, сама взяла роль второго плана — графини Орсини, а заглавную роль поручила восходившей звезде — 17-ти летней Марии Ермоловой. Именно в этой пьесе Ермолова имела первый оглушительный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие по русской сцене самой великой нашей актрисы. Спасибо за это Медведевой.

Вся жизнь Надежды Михайловны была окружена театром. Я уже упоминал ее мать, известную в прошлом актрису. Ее единокровный брат, знаменитый П. М. Медведев, актёр, антрепренёр, театральный деятель. В 1873 г., когда ей было уже 40 лет, она вышла за малоизвестного 23-х летнего актёра-пьяницу Василия Алексеевича Гайдукова. Брак этот был недолгим и несчастливым. От него родилась дочь, Мария (Маня). Она не унаследовала талант матери, хотя играла одно время во МХАТе. Умерла Мария Гайдукова, как я понял, в эмиграции в 1937 г.

Сама же Надежда Михайловна скончалась в 1899 году, 6 октября, причём почему-то на острове Корфу, в Греции. Как я предполагаю, видимо, скоропостижно во время отдыха. Было ей без малого 67 лет.

Надежда Медведева — Столбин-Десятова в спектакле «Осколки минувшего» И. Ге.

Как я уже говорил, кроме воспоминаний и фотографий от Медведевой не осталось ничего. О ней не написана отдельная книга (хотя, очевидно, архив, письма, документы существуют), никто уже не вспоминает даже большие её юбилеи и даже в Малом театре. Похоронена она на Ваганьковском кладбище вместе со своими знаменитыми когда-то родителями. Но всё-таки никто не отнимает у нас право вспомнить добрым словом эту совершенно забытую русскую актрису, дружившую со Щепкиным и Островским, актрису, у которой учились два русских театральных гения — Станиславский и Ермолова. Даже скупые биографические сведения дают нам некоторое представление о величии личности и таланта Надежды Михайловны Медведевой.

Вадим Грачев

культуратеатр