На молитвенную память

Есть у меня замечательный друг-американец русского происхождения. Он прожил в Питере целый год, а этим летом вернулся в Америку. Как-то я дал ему переписать свою коллекцию всех 15-ти опер Римского-Корсакова, которая у меня хранится в МР-3 формате на пяти дисках. Все оперы в основном записаны в Большом театре в 1940-е-1950-е годы, в его золотую эпоху. Другу очень нравится творчество Римского-Корсакова, его дух.

В благодарность он подарил мне диск с духовными песнопениями православного хора из Америки. Я поблагодарил его и положил этот подарок вместе с другими дисками, поскольку не было времени сразу его прослушать.

И вот на днях, разбирая свои диски с множеством различных записей, я взял в руки этот подарок, раскрыл коробочку, поскольку на обложке ничего не было написано. А внутри я прочёл надпись, на которую сразу не обратил внимание: «Христос раждается» — хор братии крестовоздвиженского скита, штат Западная Вирджиния. Знаменный роспев, на английском языке. От Саши Андреева на молитвенную память».

И как-то сразу потеплело на душе, особенно вот от этого «на молитвенную память». Сразу-то я не раскрывал коробочку с диском, когда он её подарил. А сейчас воспринял это как запоздавший привет от уехавшего друга.

И в связи с этим пришла мне на ум совсем другая эпоха, которая уже закончилась, старые добрые советские годы. В чем-то добрые, в чем-то не очень. Я хорошо знал крёстную мать своей бабушки, которая родилась в 1904-м году, а умерла в 1983-м. Бабушка называла её ласково «кресенка». Как-то вечерком пошли мы к ней посидеть, как это принято в деревне. И вот когда уже беседа заканчивалась, перед нашим уходом кресенка пошла в другую комнату и принесла большое, красивое махровое полотенце. Она его отдала бабушке с такими словами: «Панюшка, я уж топерь старая, наверно скоро помру, так вот хочу тебе полотенце на память подарить, чтобы ты меня поминала. Поминай, не забывай». И я, тогда ещё совсем маленький, усвоил наглядно какую-то старинную, архаичную истину — значит, на Руси так принято — дарить что-либо на молитвенную память, чтобы, даже если забудешь случайно человека, то подаренная вещь напомнит о нём. И действительно, кресенка скоро умерла. Моя бабушка пережила её больше чем на 20 лет. И каждое утро из этих оставшихся ей лет возносила Богу молитвы о всех нас, живых, усопших, в том числе и о своей крёстной матери, кресенке.

И ещё почему-то вспомнилась такая фраза: «Дух творит себе формы». Я подумал, что единое духовное пространство Святой Руси порождает и единство традиций, обычаев, как в глухой северной русской деревушке, так и в далёкой Америке. Будем же следовать этой доброй архаичной традиции!

Вадим Грачев

 

культурамузыкаПреображение