Монастырь на реке Ругуйке

В 48 километрах от города Тихвин расположилось небольшое село Ругуй, у которого очень интересная история. Считается, что село получило название от местной речки Ругуйки. Это так, но сначала на месте села был Ругуйский монастырь, вокруг которого со временем образовалась слободка. Как раз слободка после упразднения монастыря и унаследовала его название и стала называться Ругуй. Из сохранившихся документов можно подметить чередование двух гласных в названии монастыря: Ругойский и Ругуйский.

Деревня Ругуй, 2022 год. Фото Дениса Дмитриева.

Известно, что монастырь при реке Ругуйке был основан в XVI веке. Он упоминается в «Писцовой книге Новгородского уезда письма и дозору Андрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина Обонежской пятины Нагорной половины за 7091 (1582/83) год».

Вырезка из скорописи XVI века выглядит так:

«Монастырь Ругуй на речке Ругуйке, а в нём церковь Живоначальной Троицы, да другая церковь теплая Николы Чудотворца, а в монастыре в нее игумен Зосим, да 4 кельи, а в них живут 5 братьев, да 5 келий пустых. Пашни перелогом 7 чет и безтретника в поле, а в двух потому же, сена ставилось 30 копен, а в пусте обжа без трети. А сошного писма в пусте полтрети и полполполтрети сошки и полполполтрети обжи».

Первое упоминание о монастыре 1583 года.

Получается, что первым известным игуменом монастыря является Зосим. На территории монастыря находилось две церкви, главная из них Живоначальной Троицы — холодная, вторая церковь тёплая. Тут же указаны размеры подати с соответствующих наделов земли.

За 1620 год информация про монастырь не обнаружена. Перепись нашего края этого года представляет собой описание разрухи, разграбления. Удивительно, что нет вообще никакого упоминания о монастыре. Такого прежде я не встречал. Возможно, в ту пору было принято решение о закрытии монастыря, а народ весь был либо побит, либо в бегах. Нет упоминания о монастырской земле и в следующей переписи 1647 года.

Вновь упоминание о монастыре можно встретить лишь в переписи 1678 года. В конце XVII века за монастырём записаны строители: Феропонт 1680 г., Адриан 1681 г., Никандр с ноября 1681-1683 гг., Антоний 1688 г., Тарасий 1690 г., Иоанн 1692 г. и 1693 г. Под строителем в церковнославянском языке понимается тот, кто устраивает, наводит строй, порядок. Строитель монастыря – значит настоятель, чаще всего игумен.

В переписи Обонежской пятины 1710 года в Воскресенском Липенском погосте указан монастырь Троицка Ругойская пустынь, в ней упоминается монах Иоанн, строитель сего монастыря. Сказано и том, что стоит одна церковь Живоначальной Троицы деревянная, в ней служит белый поп Степан Савельев 70 лет. У священника были дети Вавила 8 лет и Мая 7 лет. В той же пустыни под монастырём скотский двор, а в нём живёт коровник Герасим Степанов с сестрой Варварой. Впервые у той же пустыни под монастырем упоминается деревня Ругой. В Ругое один жилой двор бобыльский, людей в нём 12 мужского полу и 13 женского. Вторая тёплая церковь Николая Чудотворца пропала: скорее всего, как это часто бывало, сгорела. На территории Воскресенского Липенского погоста, помимо Ругойской монастырской вотчины, есть владения Большого Тихвинского монастыря, это деревня Горка.

Уже к 1717 году в монастыре Троицко Ругойской пустыни указаны две церкви, одна из которых не освящена, обе деревянные. За монастырём слободка, в ней церковь. Там есть два двора причетников, а в них 4 человека. В той же слободке монастырский скотский двор, где работают один мужчина и одна женщина. Под монастырём ещё есть: 1) слободка, в которой числится 7 дворов крестьянских, них живёт 65 человек из них 38 мужчин и 27 женщин; 2) двор работников, в котором проживают 4 мужчины и 1 женщина; 3) нощецкий дом, в котором живут мужчина с женщиной. В общем описании под монастырём числится две слободки, и ни одна из них не имеет названия. Обе записаны, как слободки под монастырём. Этот период имеет самое большое заселение монастырской слободки.

В 1720 году в Ругуйском монастыре вновь построена деревянная Никольская церковь.

В следующих переписях говорится только мужское население, из них можно узнать лишь количество и имена мужских душ. За слободкой Троицко Ругойской пустыни в 1720 году указанно 16 мужских душ, а в 1743 году насчитывалось уже 12 душ мужского полу. В ревизской сказке 1762 года записано чуть больше информации: за слободой Троицко Ругуйского монастыря с момента предыдущей ревизии умерло трое мужчин, а родилось 5 и на момент переписи 17 душ мужского полу и 23 женского. Название деревни Ругуй не упоминается.

В клировых ведомостях за 1737 год в Троицкой Ругуйской пустыни в церкви Живоначальной Троицы служит дьячок Иван Иванов 45 лет отроду, хромой на правую ногу. 22 октября 1736 года по указу синода присвоено звание дьякона, до этого был дьячком при этой церкви. Предыдущий дьякон Фёдор Пименов умер, не оставив после себя детей мужского полу. Пономарь Харитон Гордеев 40 лет, поставлен на должность 25 марта 1716 года. Предшественник пономарь Андрей Гурьев. Харитоновы дети — Прокопий 10 лет грамоте славянского языка обучен и Козма 8 лет, Варфоломей 3 лет и Григорий одного году пока еще не обучены. Про настоятеля храма в ведомостях ничего не говорится.

29 ноября 1760 года освящена деревянная Троицкая церковь, построенная на месте обветшавшей.

Судьбу монастыря решила Секулятивная реформа, проведённая императрицей Екатериной Второй в 1764 году. Основными положениями этой реформы было изъятие церковных земель и введение монастырских штатов, некоторые монастыри получали обеспечение взамен изъятой собственности. Но этот указ коснулся только одной четвертой монастырей Великороссии. Остальные были упразднены. Троицко Ругойская пустынь попала в число последних. Таким образом указом императрицы Екатерины Алексеевны был положен конец истории существования монастыря.

На момент упразднения пустынь принадлежала Тихвинскому Большому монастырю и насчитывала 15 дворов, 15 душ мужского полу и 33 десятины земли.

Ещё из описания 1764 года:

«Пустынь обнесена оградой деревянной; Церковь троицы деревянная, длиной с олтарем и папертью 8 саж 3 арш с половиной, ширина 4 саж; Над папертью колокольня рубленая осьмерик, 4 колокола; На церкви и на колокольне две главы обшиты чешуею, два креста на церкви железный на колокольне деревянный. Вторая церковь Николая деревянная теплая, одна глава обшита чешуею, крест деревянный».

Сохранившиеся вещи монахини Трифоны. Фото Введенского женского монастыря.

Через два года после упразднения монастыря, в слободе родится сын Николай у крестьянина Ильи Ульянова. Позже он возьмёт к себе приёмного сына Моисея Козьмина, который станет родоначальником одного из моих родов — Моисеевых из деревни Ругуй. Одна из внучек Моисея Козмина стала монахиней Трифоной Женского Введенского монастыря. А её сестра – моя прапрабабушка Моисеева Александра Павловна, в замужестве Богданова. И до сих пор род Моисеевых является одним из коренных этого края.

На фото моя дважды прабабушка Богданова (Моисеева) Александра Павловна с мужем Богдановым Алексеем Тимофеевичем. Два сына — Иван (мой прадед) и Анатолий. О девочке в центре точных сведений нет. Снимок примерно 1908 г.

Возвращаясь к истории монастыря, добавлю ещё пару фактов. В 1775 году в описанной исповедной росписи Воскресенско Липенского прихода указана при погосте упразднённая Троицко Ругойская пустынь, а в ней дьячок Григорий Харитонов с женой Федосией Никитиной и детьми Назарием и Иваном. Назарий будет потом первым священником будущей Ругуйской выставки Липенского погоста. Также в погосте числится монастырская слободка 40 душ обоего пола. Как раз эта слободка и станет деревней Ругуй.

К 1792 году о Троицко Ругойской пустыни можно встретить последнее упоминание, как о некогда существовавшей. Зато к этому моменту полностью сформировалась Троицко Ругойская выставка Воскресенско Липенского погоста. Первым священником отдельного прихода стал Назарий Григориев, его отец ещё при пустыни был дьячком. Также в первый притч Троицкой церкви вошли: дьячок Василий Степанов и пономарь Михаил Алексеев. В состав выставки вошли селения: усадище Ситомля, слободка Большого Тихвинского монастыря бывшей Ругойской пустыни и будущая деревня Ругуй, а также деревни Струнино и Ситомля. Всего при приходе 58 мужских душ и 60 женских.

Месторасположение монастыря не имеет точного описания. На планах межевания Тихвинского уезда упразднённый монастырь числится прямо при деревне Ругуй. На иных картах он отмечен точкой смежной с деревней Ругуй.

Деревня Ругуй, 2022 год. Фото Дениса Дмитриева.

После упразднения монастыря обе церкви продолжили работу. Про Николаевскую церковь известно только то, что она была упразднена 1896 году. Троицкая церковь перестраивалась в 1858 году и действовала до 1934 года, а вовремя войны была сожжена вместе со всей деревней. В память о святости места на средства местных жителей была воздвигнута часовня.

Деревня Ругуй, 2022 год. Фото Дениса Дмитриева.

Да, мы мало знаем о Троицко Ругуйском монастыре, который возник в XVI веке и просуществовал до 1764 года. Он не красовался белокаменными высокими стенами, не имел огромного числа церковнослужителей и монахов. Это была небольшая пустынь с вольной слободкой. Но в памяти людей по преданиям старожилов он всё же остался. Как и вольный дух людей этой местности.

Подготовил Станислав Смирнов

Редактор Татьяна Смирнова

генеалогияисториякраеведениеобразованиеПреображение