Посвящается Виталию Павлову
На минувших выходных прочитал замечательный рассказ Владимира Солоухина, одного из наших прекрасных писателей «деревенщиков» под названием «Двадцать пять на двадцать пять». В рассказе изложена история стареющего профессора, доктора юридических наук, который родился и вырос в деревне, в бедной семье. С детства он любил свою деревенскую традиционную культуру, а пределом его мечтаний было научиться играть на гармошке.
Но строгий отец не видел пользы от ремесла гармониста, да и гармони стоили дорого. А потом паренёк пошел учиться, закончил школу, институт, защитил кандидатскую, докторскую диссертации. Стал профессором. Так и не удалось ему научиться играть на гармошке. И вот однажды, будучи маститым ученым, после посиделок в дружеской кампании, он в магазине музыкальных инструментов увидел гармонь, к которой не прикасался с детства. И тут его словно «пробило» — пошел, купил себе гармонь и спустя многие-многие годы стал воплощать свою детскую мечту, начал учиться играть на гармони. Его мало кто понимал, даже собственная жена разрешала ему дома играть на гармони, как бы в порядке снисхождения.
Приехал профессор в родную деревню, встретился с роднёй, решил удивить их своим умением играть на гармони. Но как-то особого впечатления не произвёл ни на кого. Стариков стало мало, а молодёжь уже не тянулась к традиционной культуре, ей бы только магнитофоны, фотоаппараты, модные «шмотки». Так и заканчивается рассказ Солоухина на печальной ноте. Нет никаких в нём перспектив. Было видно как деревня постепенно умирает. Некому было передать свое мастерство и свою любовь к гармони, к русской традиции стареющему профессору.
И вот когда я сравниваю финал этого рассказа, написанного полвека назад, с теперешней ситуацией, то понимаю, что многое поменялось. Тогда, во времена Солоухина, хоть деревня ещё и была жива, но молодёжь в основном не стремилась к традиции, её привлекали другие «ценности». Сегодня же всё по-другому. Хоть деревня почти совсем умерла, но среди теперешней молодёжи появилось очень много людей с традиционным мышлением. Смотришь в интернете, в соцсетях — огромное количество мотивированной молодёжи, ориентированной на традиционную культуру: бытовую, духовную, живущую по-русски, молодёжь, которая создает традиционные семьи и дышит русской традицией. Это весьма отрадно. Был бы жив сегодня старый писатель Солоухин, он, наверняка, написал бы другой рассказ, с оптимистичным финалом, ибо времена изменились!
Вадим Грачев
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
Только под ногу играет Федька Васенькин один