Мои знаменитые однофамильцы: 45-й Фатьяновский фестиваль

26-28 июля в Вязниках прошел ежегодный Всероссийский фестиваль песен на стихи поэта Алексея Фатьянова. Его прекрасные лирические мелодии стали поистине народными. Они прозвучали в более чем двадцати кинофильмах («Свадьба с приданым», «Небесный тихоход» и др.) и способствовали успеху этих кинолент. Достаточно вспомнить всеми любимые песни: «Хвастать милая не стану, знаю сам, что говорю…», муз. Б. Мокроусова, «Первым делом, первым делом — самолеты, ну а девушки, а девушки – потом…», муз. В. Соловьева-Седого и многие другие…

На площадках фестиваля в который раз собрались именитые и молодые актеры, музыканты, поэты со всей России. Были организованы ярмарка художественно-прикладного творчества и увеселительные программы, в том числе и для детей. В этом году на мероприятие приехали все первые лица Владимирской области во главе с губернатором Светланой Орловой.

Выступили на сцене: народный артист России, композитор Александр Морозов, заслуженная артистка Российской Федерации Татьяна Ветрова, лауреат многих престижных международных конкурсов серебряный голос России Евгений Южин, со своей красавицей женой, обладательницей титула «Мисс Романсиада» Юлией Снежиной, артист из Украины Сергей Шеремет и другие.

Певица Юлия Снежина

На поэтическом вечере выразительно читали стихи актёр театра и кино Алексей Никульников, телеведущая Наталья Черных, поэты: Владимир Вишневский, Валерий Латынин (Москва), Валентина Ерофеева-Тверская (Омск), Багир Дугаров (Уфа), Елена Пеителяйнен (Петрозаводск).

Вели программу известный актёр и режиссер театра и кино, лауреат различных премий Вениамин Смехов и советская, и заслуженная артистка России Алика Смехова.

Алика и Вениамин Смеховы

Встретились на фестивале внуки знаменитых композиторов, друживших и творивших в советское время: Максим Мокроусов, Василий Соловьев-Седой, и внучка поэта-песенника Анна Фатьянова-Китина.

Василий Соловьев-Седой (младший), внучка поэта-песенника Анна Фатьянова-Китина, Максим Мокроусов.

Фестиваль получился теплым и незабываемым. Ну, а я отправляла на ярмарку фестиваля свои маленькие иконы. Идея Фатьяновских икон на Фатьяновском фестивале организаторам понравилась. Мне дали первое место на ярмарке. А тут захотелось еще и статью написать. Ведь для меня творчество Фатьянова хорошо знакомо!

45-й Фатьяновский фестиваль

Стихи Алексея Фатьянова мы изучали в школе на уроке советской литературы, а потом я учила их в институте на факультете филологии и журналистики.

Стихотворения Алексея Фатьянова нетленны, как и стихи Пушкина, Лермонтова, Жуковского… Они поистине народны, а потому прочно вошли в нашу литературу, кинематограф и музыку.

Помню, еще в школе меня спрашивали: «Это не твой ли родственник?», «Однофамилец!» — отвечала я. Но, копнув глубже в биографию Алексея Фатьянова, выяснила, что в Кисловодске полно его родственников, только… духовных.

Из биографии советского поэта я узнала, что до революции в 19 веке дед Алексея Фатьянова держал иконописную мастерскую! И называлась она мастерская Николая Ивановича Фатьянова.

Я-то думала, что называю свое творчество оригинально: «Иконописная мастерская Светланы Фатьяновой», а выходит ни что не ново под Луной!

Но дальше — больше. Я спросила у Анны Фатьяновой-Китиной, не остались ли икон из дореволюционной мастерской. Оказывается, остались. Но они старообрядческие.

У меня был прадед Василий Кирсанович Фатьянов и прабабка Ксения Феодорова Долженко, от которых остались две венчальные иконы, тоже старообрядческие. Мало того, икон старообрядческого толка в городе Кисловодске сохранилось много. Их привозили из Ставрополя, из Астрахани, Краснодара, из других мест. Они достались семьям кисловодчан по наследству от бабушек-прабабушек…

Может быть, наши Фатьяновы тоже купили иконы у Фатьяновых. В Мстерах в 19 веке работали 30 иконописных мастерских! Была еще мастерская Евграфия Фатьянова и его зятя Крестьянинова. Кандидат искусствоведения Виктор Баранов в своей диссертации об иконах Мстеры, приводит цифры годового производства: 1,5 миллионов иконописных работ в год! Те же показатели давал Холуй. Эти иконы распространились по всей России. И на Кавказе их не мало!

Икона из Мстер, 19 в.

Я помню старую икону из своего детства. Божья Матерь в медном окладе с потемневшим ликом. Когда на нее падал солнечный луч, казалось, образ оживал… У меня даже родились стихи:

«Когда иконы луч коснется,
Мария словно встрепенется.
И кротко взглянет на наш дом,
На зло, скопившееся в нем.

И вновь останется немой,
Всё с той же кроткою тоской».

Похожую нам приносили реставрировать в Ставропольскую семинарию, которую я окончила по классу иконописи. Икона была полностью сгоревшая. И женщине, которая ее принесла, сказали, что ее невозможно восстановить.

Я увидела оклад и сразу поняла, какая именно это икона. «Я отреставрирую ее по памяти, я знаю, что тут было»! Вот так Господь удостоил меня прикоснуться вновь к иконе, напоминавшую ту, что мы потеряли!

Иконописный тип Одигитрия. В медном окладе. Моя ставропольская реставрация.

Вряд ли такое количество однотипных подокладниц могли сделать немногочисленные иконописцы Кавказа.

Из четырех православных монастырей, появившихся в конце 19 века на Кавказе, только два три держали мастерские. И, конечно, в них писали каноничные иконы. Я знаю, что иконы для Никольского собора Кисловодска привозились в начале века из Троице-Сергеевой Лавры. Стены расписывали отдыхавшие на Водах художники-передвижники. До революции своих иконописцев не хватало, и привлекали мастеров из Палеха, Подмосковья. А вот барочный тип, невьянская школа, медные заводские оклады в 19 веке — это явно старообрядчество, возможно, даже Мстеры.

Троица Новозаветная, икона с КМВ.

Зайдите в Свято-Пантелеимоновский храм, вы увидите на стенах старообрядческие иконы.

Грузные рамы с виноградной лозой, медные оклады, цветочки из фольги… Цветочки смотрелись, как неказистые, старомодные платья. Цветочки убрали. Подокладницы не противоречат православию, поэтому висят в церкви. Кто их писал? Когда вы въезжаете в наш город, то можете увидеть крест — это памятник православию.

Первые жители — казаки и солдаты были очень верующими. Они принесли с собой не только иконы, но походные церкви. Многие знаменитости вносили свой вклад: Николай Ярошенко, Илья Сафонов, Федор Шаляпин. В городе отдыхал Император Николай II с семьей. Люди приезжали со всей России, в том числе и из Мстер.

Слобода Мстера. Торговые ряды.

Небольшая справка о Мстерах. Этот поселок находился в лесу, земля была бедна. Поэтому население занималось ремеслом. Основной вид деятельности — иконопись. В Мстерах работали меднопрокатные заводы, завод по изготовлению фольги и украшений для икон. Купцы скупали у иконописцев иконы за копейки. Иконописцы тоже старались упростить свой труд. На доске писали только лики и руки. Такие иконы сейчас называют «Подокладницами». Там нет ни левкаса, ни паволоки, ни одежд, одни лики и руки на голой доске. Но под окладом этого не видно. Иконы украшались медными окладами, окладами из фольги, искусственными цветами и дешево продавались по всей России. Еще раз повторю, что такие промышленные заводы, как в Мстерах и наводнили всю Россию иконами в медных окладах (19 в).

А почему медь — это отличительная особенность старообрядцев, спросите вы. Еще Петр I издал указ, запрещающий использовать медное литье в иконописи, кроме крестов. Все медные производства перешли в руки старообрядцев, итак преследуемых законом за отступление. Со временем часть старообрядцев, перешли в православную церковь и стали называться «единоверами», медь стали использовать для окладов. А часть населения продолжали верить в святость протопопа Аввакума. Кстати, его до сих пор изображают на старообрядческих иконах и поклоняются ему. Кстати, Ангел «Благое молчание», запрещенная в православии икона, как и «Троица Новозаветная», «Спас — Ярое око», «Никола Отвратный». Но о старых церковных запрещениях мало кто знает и запретные иконы можно иногда увидеть в храмах.

Иконы-чернушки также относят к старообрядческим. Это такая икона, в которой используется темный или черный цвет для фона. Я имею в виду не почерневшую олифу, а темно-зеленую или даже черную краски темперы.

Но вернемся к иконописной мастерской деда Алексея Фатьянова. Купца Николая Фатьянова потеснил типографский станок. Началось производство типографских икон. А революция заставила переспециализироваться. Кстати, сегодня многие пишут, а потом тиражируют свою церковную живопись. Так большее число людей могут получить любимые образы святых.

P.S. Дмитрием Медведевым подписано правительственное распоряжение о праздновании в 2019 г. 100-летия со дня рождения А. Фатьянова. Поэтому следующий фестиваль отметят широко.

Светлана Фатьянова

Фото предоставили Анна Фатьянова-Китина и Никита Ефимов.

 

Анна Китина: хорошие песни должны петь все

культуралитератураПреображение
Комментарии ( 3 )
Добавить комментарий
  • Елена

    Какие замечательные и талантливые люди — Фатьяновы!

    • Е. В.

      Да, неожиданный и интересный переход про иконопись! Даже и не знала, что так было.

      • Алекс

        Стихи Алексея Фатьянова — это классика, как и большинства поэтов советской эпохи. Тогда действительно вкладывали в слова смысл и душу.