Клавдия Шульженко — наша Клава

Бывают такие образы, понятия, люди, которые входят в нашу жизнь в детстве и остаются с нами навсегда. Когда в детстве показывали по телевизору Шульженко, когда звучал её незабываемый голос, бабушка всегда говорила: «О, наша Клава поёт», или даже могла сказать совсем по-деревенски «Клавдя». И имела на это полное право, поскольку впервые увидела «Клавдю» на фронте.

Бабушка была участницей войны, санинструктором, всё время на передовой, с ранеными и больными бойцами. В эти суровые будни иногда их быт скрашивали артисты, в том числе и Клавдия Ивановна Шульженко, часто выступавшая перед бойцами. Очевидно, бабушка и воспринимала Шульженко как фронтовую подругу, по-своему тоже сражавшуюся с немцами, потому и называла по-товарищески «наша Клава».

Потому и мне передалось такое личное, семейное отношение к Шульженко, и прежде всего, конечно, её военные песни вошли в сердце навсегда.


О Клавдии Шульженко — биография и творчество

Родилась 11 (24) марта 1906 года в Харькове в Александровской больнице. Её отец Иван Иванович Шульженко работал бухгалтером Главного управления железной дороги. С 1923 года она жила на Москалёвке — на Владимирской улице, № 45, кв. 6.

Исполнять народные песни начала с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась частным образом у профессора Харьковской консерватории Н. М. Чемезова. В 1923 году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на небе» в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполнявшиеся ею в этот период «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе» считаются первыми образцами современной бытовой песни. Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для неё написал несколько новых произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали популярными.

В 1928 году состоялся её певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В 1929—1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под управлением Я. Б. Скоморовского.

В октябре 1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно убитый», где певица сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский. Также участвовала в программах «Аттракционы в действии». В 1934 году снялась в кинофильме режиссёра М. А. Авербаха «Кто твой друг?» в роли Веры. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи. Осенью 1939 года прошёл 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» — три песни, представленные певицей, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса, разделив третью премию с Марией Мироновой. Росла её известность. Шульженко много записывалась для грампластинок, которые не залёживались на прилавках. В её репертуар входили популярные танго «Утомлённое солнце», фокстроты «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»), «Андрюша», «Дядя Ваня»; она по-актёрски «играла» сюжетные песни «Руки», «Записка».

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко и её мужа Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года. Исполнялись песни «О любви не говори», «Голубка».

Объявление о начале Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Их с Коралли оркестр стал Ленинградским Фронтовым джаз-ансамблем, с которым певица сотни раз пела для бойцов Ленинградского фронта. Её песни звучали на передовой и в госпиталях. В конце 1941 года в её репертуаре появилась ставшая впоследствии легендарной песня польского композитора Ежи Петерсбурского «Синий платочек», обретшая в 1942 году новый текст Михаила Максимова (в том же году вошла в фильм «Концерт фронту»). Журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в военные годы, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим» и других Шульженко получила всесоюзное признание. 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт певицы и Фронтового джаз-ансамбля. С ним артистка гастролировала в действующих войсках на протяжении всей войны.

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год.

С 1943 года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения, затем Москонцерта. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Гастролировала за рубежом.

После войны продолжила свою концертную деятельность. В 1947 году в её репертуаре появилась ставшая впоследствии широко известной песня «Друзья-однополчане». В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она снялась в кинофильме режиссёра В. П. Строевой «Весёлые звёзды».

В октябре 1965 года певица приняла участие в Первом фестивале советской эстрадной песни, проходившем в Московском государственном театре эстрады. Через два года, в 1967, она стала членом жюри этого фестиваля.

В 1980 году записала свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет». В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова). В декабре 1983 года певица приняла участие в съёмках телевизионного фильма «Вас приглашает Клавдия Шульженко» (режиссёр — С. Журавлёв), премьера которого состоялась 18 декабря по первому каналу Центрального телевидения.

Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоял рояль, который Дмитрий Шостакович проиграл когда-то Исааку Дунаевскому в преферанс, а певица выкупила его. Долго болела, а перед смертью на две недели впала в кому. Среди личных вещей — концертное платье от малоизвестного тогда модельера Вячеслава Зайцева. В записной книжке — телефоны поликлиники Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10). По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь, но, когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце.

Вадим Грачев (wikipedia.org)

культурамузыка
Комментарии ( 5 )
Добавить комментарий
  • Андрей

    В теперешнее не лёгкое проходящее время, многие ваши статьи для меня, как глоточек чистого воздуха. Благодарю. Пожелаю Вам процветания.

    • Грачев В.С.

      Большое спасибо!

  • Sveta Alado

    Великая певица…

  • В. И.

    Да, певицы тех времён были уникальны.

  • Джимми

    Певица, которая вошла в историю…