Иван Калита и Анна Кашинская

На протяжении четырёх дней с упоением читал, и сегодня закончил прекрасную книгу Н. С. Борисова «Иван Калита. Возвышение Москвы». Это, между прочим, первая в истории написанная биография Калиты, ранее никто не удосужился. Жаль, что тираж всего 300 экземпляров, мало кто узнает об этой книге.

Она, поистине, великолепна, одна из лучших книг этого года, которые мне довелось прочесть. Очень здорово, что в наше время появилась целая плеяда историков, пишущих такие шедевры, стараюсь их не пропускать. Много уже книг такого уровня мне довелось прочесть, и многие ещё стоят в очереди. Это настоящая ценная пища для души и для ума.

Начиная с предисловия, автор сетует, что Ивану Калите очень не повезло в историографии. Ещё от Карамзина, и заканчивая историками — нашими современниками, фигура Великого Князя Ивана только обрастала штампами и мифами: хитрый, жадный, злой, коварный, и так далее. В советские годы часто выдёргивали несколько фактов из биографии Калиты, вкладывали их в прокрустово ложе марксисткой идеологии и всю его жизнь «подгоняли под готовый ответ».

В данной книге автор ставит очень сложную задачу: постараться расчистить под множеством слоёв «позднейших записей» первоначальную фреску — выстроить биографию Великого Князя только на основании достоверно известных фактов, а также провести некоторые пунктирные линии — там, где есть «белые пятна», но где понятна логика деяний и поступков людей того времени. Конечно, это сложно, так как, по словам автора, 90% сведений о жизни Калиты известны только из летописей, а на 9 из 10 вопросов, задаваемых современным историком относительно данного вопроса, ответа нет. Тем не менее, книга получилась отличная.

Очень большую роль в успехе этой работы сыграло и то, что автор глубоко проник в духовную жизнь Ивана Калиты и его времени, тонко разбираясь в символике дат, чисел, имён, уразумевая логику поступков и деяний людей того времени. Отмечена важнейшая роль церкви и духовной жизни для тех людей. При этом, оказывается, на многие вопросы можно получить ответы, имея такой ключ. Советским, да зачастую и более ранним историкам это было недоступно, и многое в жизни Калиты и его окружения казалось бессмысленным и непонятным. Отсюда бесконечное повторение вышеназванных штампов — так проще, и думать не надо.

Данная книга — это новое и совершенно уникальное прочтение биографии Калиты. Если Калита и был жестким, то не более жестким, чем его современники, даже и святые, мученики. Такое было время. Главные задачи, которые выполнил Калита, и которые имели всемирно-исторические последствия, это 40 лет «великой тишины», во время которых не было монголо-татарских набегов на Русь, возвышение Москвы и начало собирания русских земель вокруг неё. За эти 40 лет на Руси выросли два поколения добрых молодцев, которые и вышли потом на Куликово Поле под началом внука Калиты, Димитрия Донского. А ещё через 100 лет один из отдалённых потомков Калиты, Иван Третий, и завершил это великое дело — объединение русских земель с центром в Москве.

Прекрасная книга, рождает много умных мыслей, заставляет глубоко любить родную историю, настоятельно рекомендуется к прочтению!


Кстати, «Сийское Евангелие» — первая из сохранившихся книг Москвы, шедевр древнерусской книжности, написанный в 1339-1340 гг. по заказу Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, один из немногих материальных объектов, связанных с памятью этого Князя, и сохранившихся до наших дней.


Анна Кашинская

Мне уже приходилось писать о ней, но вот сейчас, изучая биографию Ивана Калиты, опять вскользь коснулся её биографии. В который раз убеждаюсь, что это самая многострадальная женщина русской истории.

Её прадед, князь Василько Ростовский, погиб, замученный в Орде, после битвы на Сити. Дед, князь Борис Василькович, скончался в Орде (тогда было популярным у Ордынцев не только убивать, но и травить русских князей).

Её муж, князь Михаил Тверской был убит в Орде по наущению Московского князя Юрия Даниловича, который потом ещё целый год не выдавал тверичам тело князя-мученика, торгуясь насчёт выкупа. Её сын, Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи, убил собственными руками в Орде убийцу своего отца — князя Юрия, за что был год спустя казнен ханом Узбеком. Позже в Орде погиб еще один её сын, Тверской князь Александр Михайлович, и его сын, внук Анны, Фёдор Александрович, которому едва было 15-16 лет.

Многострадальная княгиня после всех потрясений принимает иночество с именем София, а после и Великую Схиму вновь с именем Анна. Прожив 88 лет, она почила в монастыре в г. Кашин, где правил её младший сын.

Но и на этом страдания княгини-схимницы не закончились. При её гробе начинают происходить чудеса, начинается широкое народное почитание. В 17-м веке её канонизируют как святую преподобную. Нетленные мощи переносят в дорогой раке в новый храм, пишут службу, служат молебны. И вдруг, 30 лет спустя после канонизации, обнаруживают, что рука у мощей сложена двоеперстно — по старообрядчески. Старообрядцы её широко почитали. В те времена это было крамолой. Правящая церковь в связи с этим решается на безумный, беспрецедентный поступок — деканонизировать Анну Кашинскую. Мощи вновь зарывают в могилу, службы запрещают, вместо молебнов служат панихиды и т.д!

Это безумие длится около полутора столетий, пока, наконец, уже в начале 20-го века при царе-мученике Николае Втором восстанавливают справедливость, и преподобную княгиню Анну вновь канонизируют, надеюсь, уже навсегда. Сегодня очень многие люди чтут эту замечательную святую, в т.ч. даже некоторые «звёзды эстрады» и простой народ. Такая вот удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. Через такие биографии научаешься глубоко постигать родную историю.

Анна Кашинская: пострадавшая при жизни и после смерти

Подготовил Вадим Грачев

историялитератураобразованиеПреображение