«История Византии» и другие интересные книги

Мало-помалу у меня скопился небольшой корпус литературы о Византии (несколько сотен книг). Византийская история интересовала меня ещё со школьных лет. А с начала 2000-х активно собираю литературу по этой тематике, в чём изрядно преуспел. Потихоньку, но постоянно читаю эту литературу. Относительно недавно проштудировал самый большой и самый мерзкий труд на эту тему — пресловутого Гиббона (7 томов), читать его никому не советую. Теперь штудирую советскую «Историю Византии» в трёх томах.

Это издание, конечно, не сравнится с Гиббоном, несравнимо выше. Но и оно не без недостатков, на мой взгляд. Фактологическая сторона описывается хорошо, но то, что это издание (как и все тогда) выдержано в марксистском духе, везде ищется классовая борьба, как движущая сила истории, очень снижает к нему интерес. Как будто смотришь на мёртвую статую, а не на живого человека. Вчера закончил второй том, теперь надо проштудировать третий. Все-таки лучшее, что я читал по истории Византии — это капитальный труд Фёдора Ивановича Успенского, изданный в пяти томах. Вот его всем бы советовал!


Время от времени приобретаю и прочитываю книги по животноводству для детей. Читаю и думаю: как жалко, что у меня в детстве не было таких книг. Я рос в деревне, вращаясь среди коров, телят, кур, лошадей, и прочей живности.

В нашей сельской библиотеке я брал и читал много книг, тогда меня преимущественно интересовали Жюль Верн, Александр Дюма и подобные им авторы. А вот книг по животноводству для подростков там не было, зато были более серьёзные книги на эту тему, и мне приходилось читать о молочной продуктивности, о породах коров и свиней, о кормах и кормлении животных. Конечно, и эти серьёзные книги привели меня в мою профессию, но вот сейчас смотрю, и завидую тем детям, которые читали такие книги. Все главные понятия о животноводстве, все знаменитые истории, интересные факты, всё, что надо, чтобы увлечь подростка животноводством — всё есть в этих книгах. Интересное было время, интересные люди и интересные книги. Сейчас и время не то, и люди не те, и книг таких нет. Хорошо хоть старые остались.


Закончил постижение одной из самых подробных и сложных книг по истории готов. Их время — это всего лишь несколько столетий в поздней античности и раннем средневековье, однако значение этого народа в истории и культуре очень большое. Остатки исчезнувших с активной исторической сцены готов продолжали существовать, как говорят более тысячи лет, например, в Крыму. Этому вопросу посвящена ещё одна книга, которую стоит начать читать.


Наслаждаюсь чтением «новой» старой книги, изданной в Горьком в 1953 году. Красная горбатовская порода скота одна из немногих отечественных пород, которая дожила, хоть и небольшим поголовьем, до наших дней. Начали создавать её ещё в первой трети 19-го века, скрещивая нижегородский великорусский скот с тирольскими быками. Около 100 лет эти помеси разводились «в себе» в Нижегородской, Владимирской губерниях и в некоторых других регионах. В советские годы порода была утверждена как красная горбатовская.

Автор книги — один из крупнейших знатоков породы, Владимир Владимирович Капацинский, муж известнейшей женщины, Антонины Александровны Капацинской, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, декана зоофака и ректора сельхозинститута (первая и единственная в то время женщина-ректор), автора Горьковской породы овец. Такая вот была именитая семья ученых-животноводов. Книжка редкая, тираж 4000. Иллюстрирована многими фотографиями быков и коров, разворачивающимися генеалогическими схемами. Читать животноводу — одно удовольствие!


Закончил чтение одной из самых интересных книг на данную тему. Автор подробно анализирует все имеющиеся источники: археологические, лингвистические, письменные и прочие. Глубоко проникает в материал, имеет свою обоснованную точку зрения на вопрос славянского этногенеза, показывает широчайшую эрудицию в данной отрасли. И хотя в целом данную проблему можно было бы охарактеризовать словами доктора Ватсона «запутанная история», однако читать книгу было необыкновенно увлекательно, и думается, что автор в своих исследованиях недалёк от истины. Пожалуй, после работ О. Н. Трубачева это одна из наиболее интересных книг. Жаль, что тираж её всего 300 экземпляров.

Вадим Грачев

историялитературанаукаобразование