Илья Тарасов: “Ночные Волки” — каждый за всех, и все за каждого

До знакомства с кем-то из байкеров, растянутая в пространстве и времени, самая большая в России мотоколонна клуба «Ночные волки» способна произвести впечатление равное потрясению. Тем более необычной оказалась беседа с руководителем Петербургского отделения мотоклуба Ильёй Тарасовым. Он отвергает слово «байкер», считая себя мотоциклистом. Он умён, ещё и потому, что он не ворчлив, и у него нет второго имени, как это принято в кругу двухколёсных всадников. Мы встретились поговорить о шоу «Русский реактор», закрывавшем на Дворцовой мотосезон клуба.

-Приветствую Вас, Илья. Я выпросил у Вас всего полчаса и не собираюсь экономить на вопросах.

Предлагаю начать с такого вопроса: первое упоминание о женщине-мотоциклистке у нас было ещё в романе Даниила Гранина «Искатели», в начале шестидесятых. С тех пор многое поменялось, но, как и прежде, на спину ревущему байку садятся только те, кто любят скорость и риск, и так же уверены в себе. Скажите, каково Ваше отношение к даме на мотоцикле? У вас много девчонок в клубе?

-У нас их нет ни одной!

-Вот так ответ… но я их своими глазами видел на Дворцовой, в Праздник закрытия мотосезона — они настоящие амазонки.

-Там девчонки-то были, но не факт, что это наши.

-Так они могли быть из других клубов?

-Конечно. Мы многих пригласили на праздник, в желании сделать его объединённым. Была, например, даже гостья из Бразилии, Джиам Андранде, добиравшаяся к нам целых четыре месяца, своим ходам, на байке, но «наших» девчат там не могло быть по определению — у нас мотоколлектив мужской.

-У вас, как на корабле, признаться, мне и сказать нечего…

-Зато в клубе порядок. Знаете, тут и без Белоснежек проблем хватает, а с ними будет за край!

-Но в другие клубы дам всё-таки принимают?

-Берут, как исключение. Их приводят знакомые, приглашают родственники… Мотоцикл — явление массовое, а людям заняться нечем…

-Вы мне напоминаете бравого лейтенанта Семёна Тучу из «Небесного тихохода».

-Вовсе нет, мы о них же и думаем, но с нашей точки зрения, женщины не готовы к полному выполнению всех нелёгких мужских обязанностей члена нашего Гвардейского мотоклуба.

-Я думаю, они вам за это когда-нибудь отомстят — создадут свой женский Гвардейский мотоклуб и во всём вас перещеголяют…

-Вот и посоревнуемся, но я, простите, считаю, что если женщина на мотоцикле, значит у неё что-то с личной жизнью. Гранинская героиня ведь тоже что-то доказывала, но такие подвиги — скорей, глупость.

-Наверное, не соглашусь. Если женщина смелая — ещё не значит, что она безрассудная.

-Она не безрассудная, она просто не туда пошла, чтобы самоутвердиться. Байк не сможет ей заменить отсутствующую семью и детей — их даёт Бог, а не мотоцикл!

-Спасибо, Илья, хоть женщины такой ответ вряд ли примут. Покинем острую тему. Лучше расскажите, многие ли ваши «Волки» уже обзавелись собственными «волчицами» и «волчатами»?

-Ваш вопрос о династиях? Это абсолютно верно, я Вам больше скажу — дети наши уже настолько подросли, что в качестве смены приходят в клуб, ведь организации «Ночные волки» уже двадцать девять лет, Вы только подумайте!.. В наш праздник на Площади, это были жёны и родственники наших мужчин и детей.

-Муж — байкер, жена, дети — байкеры, для такого опасного увлечения звучит не очень правдоподобно?

-И тем не менее… Только мы не байкеры — мотоциклисты мы. Я никогда не понимал, что в себе несёт в себе это слово с Запада?

Хочу сказать, что это заразная вообще-то штука, мотоцикл — это, как альпинизм. Спросите их, зачем они в горы лезут, зачем обмораживаются, гибнут на маршрутах, как и мы на своих? Только точного ответа Вам ни альпинист, ни байкер не даст. Мы все что-то покоряем: одни преодолевают неверие в свои силы, другие страх высоты или скорости, ну, и, наконец, это проверка дружбы, как пел Высоцкий. И мы своих людей проверяем. Дорога — та же гора, только уходящая не в небо, а за горизонт, и как у Высоцкого, самое обидное, когда оказывается, что твой попутчик и не друг, и не враг, — «не мотоциклист»…

-Вопрос следующий: состоять в вашем клубе — это работа или хобби?

-Есть такие интересные люди, для которых всё, что связано с мотоциклом, это атмосфера, которую эти люди выбрали — они в ней живут. Тот, кто к нам приходит, не может сказать давайте, я к вам буду приезжать по выходным? Это уже не «мотоциклист», а «байкер» выходного дня.

Мотоциклист любит дорогу, а байкер покрасоваться на своей машине, он её имеет для селфи, и мотоцикл уж точно не его вера. Если некто начинает менять мотоциклы, как в детстве машинки, на «получше», то и в комплекте с самым крутым байком, он только дискредитирует понятие «мотоциклист» — это не его конь!

Есть ещё одна проблемы у молодёжи, которая покупает высоко кубатурную технику, а опыта нет, действия не отточены, и вперёд! Их жалко…

-Итак, мы пришли к тому, что скорость надо разрешать себе постепенно, по мере увеличения количества накатанных моточасов?

-Да, только так, — количества, переходящего в качество, в уверенность управления техникой.

-Мне кажется, Вам самое время назвать источник, из которого берётся моторека, в которую впадают и ваши «Ночные волки». Итак, байкеры это…

-Поправлю Вас, мотоциклисты — это люди, одинаковые по духу, у которых, возможно, совпали температура и группа крови, я говорю образно. Те, кто этим живут, понимают, что даже если упал, нужно подниматься и пробовать себя снова и снова, больше открывая для себя… Это на всю жизнь, извините меня за пафосность.

-Ну, тогда поговорим немного о вашем «главнокомандующем»?

Я поражён размером его авторитета. Сформировать всероссийскую мото-сеть из «крутых парней», которым и в голову не придёт подчиняться кому-нибудь, это в любом смысле намного важнее, чем просто быть одним из них. Вы сами как-то заметили: «Хирург для всех равный, но он величайший персонаж российского мотомира». От себя замечу — и ещё большой патриот.

-Мне сложно говорить… Никита Сергеевич Михалков больший патриот, но он больше медиа патриот, а Залдостанов Родину свою просто любит. От Сахалина — до Севастополя у нас в стране нормальные люди, он с ними встречается, он знает их нужды, и слова Александра Сергеевича, возможно, не всем понравившиеся, это слова народа!

Мы много ездим и видим страну в целом, а не по кусочкам, и не через объективы камер.

-Я бы хотел предложить Вам оценить некоторые короткие высказывания вашего «Генерального директора». Например, Александр Сергеевич говорит: «Наш путь, как дорога на войну, и все, кто в колонне, от её головы — до хвоста, настроены на девиз покажи себя — помоги другому».

-С восьмидесятых и девяностых — и по сей день вообще на дорогу выезжаешь, как на войну, — заметили? У автомобилистов не было никогда культуры или она пропала, но во всём, что происходит на проезжей части, традиционно пытаются обвинить нас, хотя мы и без того чувствуем себя на лезвии бритвы. Мы — за ситуацию очищенных от бескультурья наших непростых отношений со всеми, кто с нами на дороге. Теперь про колонну: кораблю без цели любой ветер не попутный, а когда мы идём в колонне, плечё к плечу, мы ощущаем то же, что мушкетёры — от макушки до пяток в нас сидит этот стержень. У нас никто не один, но каждый за всех, и все за каждого — поймите, это очень честно. Нам может быть тяжело, мы можем не есть — не спать, но мы не представляем себе другой красоты такой же!

-Спасибо — просто, как спето.

-Игорь, Вы не так поняли. При движении в колонне крайне необходимо чувство локтя, грамотная организация и жёсткая дисциплина — это обязательные составляющие любой безопасности, а это предполагает требовательность друг к другу, но начинать, конечно, нужно с себя. В колонне мы 300 спартанцев — их не может быть много, и у нас пока решает не Вече, а демократический централизм. Уверяю Вас, всё, что имеет скорость выше скорости пешехода, нельзя пускать на самотёк! Мы ещё не так совершенны, чтобы подчиняться только голосу разума, которым наделены далеко не все. Если посмотреть шире, мы ещё не научились предупреждать события, но научились их сопровождать, помогая людям сделать правильный выбор.

Владимир Путин и Хирург.

-Вы не про Крым?

-Если Вы не против. В Крым была наша первая масштабная командировка в 2014-м. Колонна почти на полкилометра, ехали, ко всему готовые, были и врачи, и группа, способная к самообороне, если начнётся кино и немцы. Мы видели, как делается история: чувство свободы, ощущение Дня Победы — это было на лицах. Наверное, нет таких слов, чтобы описать состояние людей, избавленных от необходимости кровопролития за признание права оставаться русскими на земле, где они родились.

У меня и наших ребят теперь две Весны Победы — Весна 45-го года, и ранняя весна 2014-го, когда люди к нам подходили, и говорили нам спасибо. Женщины подходили — можно вас просто обнять, и я сначала не понимал почему? — А мы были вторые «Вежливые люди» — рыцари на белых конях, присутствие которых крымчане почувствовали, как защиту от ненормальных, пытающихся помешать ходу их истории.

-Вот ещё одно высказывание Александра Сергеевича. Он говорит: «Я не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться, я себя не считаю творческим человеком — я себя считаю бойцом за Родину». Илья, Вы такой же?

-Интересно, какого ответа Вы от меня ждёте?

-Прямого и честного — Вы тоже боец за Родину?

-Так просто? Ну, если без истерики, как бы это ни звучало, думаю, что — да. А что до стодолларовой купюры, тут Александр Сергеевич абсолютно прав: мы не ищем славы — наши поступки за нас будут говорить.

-Тогда из него же: «У нас не отнимут то, что Наше, но мы ждём от общества понимания себя». Сегодня у вашего клуба целая армия поклонников, но, есть и всё ещё сомневающиеся в его идеях — думаю, это именно о них говорит Александр Сергеевич?

-Ну, мы же знаем общество — всем невозможно угодить. Это, как с «Синею Бородой»: в детстве это страшно, когда ты вырос — смешно, а потом его, извините, понимаешь… И всё это есть в одном человеке, в каждом из нас. Я уже давно понял – мнение о нас это нечто, меняющееся и в пространстве, и во времени, но всегда найдётся тот, кто или конкретно против, или, мягко говоря, не совсем согласен — это нормально.

А есть ещё банальные вещи, такие, как зависть, когда всё плохо, но объяснения нет. Сколько людей — столько и мнений и правда у всех своя, пока до истины не доберутся…

Александр Залдостанов (Хирург)

-Вы обронили, что продолжаете комплектоваться за счёт молодёжи. В «Ночные волчата» приходят те, кого вы оторвали от интернета, пустого времяпрепровождения и дурных привычек. Они в зоне Вашего повышенного внимания или с ними никаких хлопот?

-Молодёжь до 20 — 25 лет это особый кластер. Естественно, на них больше смотришь. Находясь в кругу серьёзных ребят, они по- другому начинают ценить время, думать как мы, причём мы их не заставляем, но у них перед глазами живой пример, их система мира становится более понятной. Не надо задавать много вопросов там, где нужно просто видеть и верить.

-О мотоциклах: Вы начинали на «Минске» или на «Яве»? А когда у Вас появился конь более благородных кровей — вообще, на чём довелось поездить?

-Сложно будет подсчитать, но можно, конечно, если напрячься. Дело в том, что я за рулём, наверное, лет с семи…

-Простите, впервые слышу, чтобы кому-то в семь уже было разрешено присесть на мотоцикл?

-Для меня это было определено отцом, который у меня был тренер по мотоспорту. С семи меня уже ставили на соревнования, естественно, не со взрослыми, и первые мои соревнования по мотоспорту были в Риге. Помню, я выступал тогда на довольно скромной, небольшой газуле «Г-6».

-Право, я о такой модели не слышал.

-А о каких слышали?

-Ну… «Рига», «Верховина», ещё «Харьков», по-моему… А ещё был велосипед с мотором…

-Вы перечислили мопеды, это, всё-таки, уже в каком-то роде машины, на них действительно люди ездили, а моя машинка была с объёмом двигателя меньше пятидесяти кубов. Скажу честно, я бы уже мог выступить и на более серьёзной технике, но у моих родителей банально денег на неё не было. В нашем мотоклубе были, в основном, чешские «Чезет-350», только не дешёвые аналоги «Явы», а спортивные, для кроссов, с более мощным двигателем. Сам отец ездил на «Урале» с коляской — помните ту погоню из «Берегись автомобиля»?

У меня были и спортбайки, и чипера, я пробовал и люкс-туреры, и круизеры. Как и во времена моей молодости, всё зависит от возможностей твоего кошелька. «Harley» стоит, как представительское авто, «Suzuki», «Maybach», «Kawasaki», «Yamaha», «Honda» — по сути, они одна и та же машина, с непринципиальной разницей в отдельных деталях или в узлах, ну и в цене, конечно — японцы чуть подешевле, немцы дороже.

Может быть, это и не патриотично, но даже, если вспомнить Великую Отечественную, на чём передвигалась наша разведка? Там были и «Эмки», и «BMW», и те же «Harley»…

-Так и летаем мы сейчас всё больше на «Боингах», если честно…

-Вот и я говорю, но находятся и носители противоположного мнения, поддерживающие, так сказать, только отечественного товаропроизводителя. Но тогда, в духе всеобщего заблуждения, не надо есть в «Макдональдсах», заходить в магазины бытовой техники, пользоваться мобильной связью и интернетом. Тут не надо путать «мягкое» с «тёплым»: быть патриотами — это ещё не предписание кататься только на «Ковровцвх» или «Ижах», но постараться сделать их мирового уровня — вот это быть патриотом!

Быть патриотом — это не означает пересесть с пиццы на пироги, но уважать бабушку, которая их спекла, это быть патриотом. Знать свою историю не только по каким-то учебникам, но и по тому, что могут рассказать живые ещё ветераны, наши бабушки и дедушки.

Нельзя упускать из внимания, что если мы не хотим получить свои «майданы», мы должны использовать как противоядие живую память. Как выходили из окружения, как жили в оккупации, что ели в блокаду, и почему при этом мы оказались победителями, и страной, которая после страшной войны помогала ещё половине мира, а спустя всего шестнадцать лет после такого кошмара, первого человека в космос послала!

Больше скажу, мы это только сейчас начали по-настоящему понимать. Если бы мы чуть раньше к людям прислушались, то не удалось бы столкнуть лбами братские народы на Украине, катастрофы бы не произошло, а теперь, сколько лет должно пройти, сколько усилий потрачено на восстановление оборванных связей?

Простите, Игорь, отвлёкся. Какие там у нас ещё вопросы остались?

-Ну, например, я понимаю, что в клуб приходят за «чем-то», что невозможно получить в другом месте, но Вы мне скажите, Илья, в него берут только по рекомендации, или есть какой-то иной путь?

-Естественно, есть критерии, у нас свои видения… Юмор на эту тему уже немного притупился, поэтому скажу просто: нужно заявление и две фотографии. Плюс, ты должен быть честный мужчина и порядочный человек, без дурных привычек, биологически направленный на отыскание себе подобных, поэтому ты и пришёл в наш клуб, имеющий своей гражданской позицией отстаивание национальных интересов России.

-О мире во всём мире мы можем только верить и надеяться, я полагаю?

-Люди обычно видят на уровне своего роста, мир — это слишком… Лишь единицам дано оставаться среди людей, но видеть то, что видят с Орбиты — у каждого времени свои лидеры, способные принимать глобальные или не простые решения.

Я не люблю слово патриот, слово гражданин мне понятней, и оно не такое громкое. Это слово на каждый день, а патриотизмом оно пусть будет, когда мы что-то празднично завершаем.

-Ещё вопрос: байкерство, как увлечение, у многих проходит?

Люди каких профессий чаще всего к вам присоединяются, есть ли среди них священнослужители или профессиональные шахматисты?

-Есть, и не мало.

-Вот это очень интересно…

-Есть, целое отделение «Сергиев Посад», его иеромонахи на мотоциклах устраивают крестные ходы, мы участвуем в перемещении мощей и икон, зайдите на наш сайт, там можно это увидеть.

Вера — наш рулевой!

-Я снова о Залдостанове: как Вам идея Александра Сергеевича объединить два герба — Советский и Российский, поддерживаете или нет, Вам «птичку» не жалко?

-Конечно, мы во мнениях расходимся, и обсуждаем такие вещи, но в этом есть, мне кажется, рациональное зерно. Насколько это нужно — вот в чём вся штука? У Александра Сергеевича реально случаются такие мнения, видимо, основанные на известных только ему предчувствиях, когда думаешь, а с какой стороны на это «вооще» смотреть-то? Но пройдёт всего пара лет и удивление вызывает обратное — как такое возможно было узнать два года назад?!

Поэтому не стоит спешить судить вещи, особенно которые пока не укладываются в голове. На вопрос, заданный Вами, простого ответа нет, тут трудно что-то сказать, хотя полно примеров, когда новые государственные символы составлялись из компонентов прежних эпох.

-Илья, вот вы колесите по России, везде живут люди. Скажите, так называемая «глубинка» всё ещё живёт по своим прежним канонам или глобализация потихоньку добралась и туда?

-Давайте я отвечу не прямо: вообще, путешествие, что такое? Есть много высказываний на эту тему, но их объединяет одно — человек сам себя познаёт. Он не только открывает для себя другие ландшафты, он себя сравнивает с другими, с жизнью другой, с другими народами. Что же до «глубинки», там глобализация — у каждого второго смартфон, но при этом все удобства на улице.

Мы действительно много по стране ездим, и когда к нам обращаются, как к кому-то, кто может помочь, честно, это для нас многое значит. После звонка или визита «Хирурга», власти на местах стараются повернуться лицом к проблеме.

-Скажите, а на международный уровень вы как-то выходите?

Берлин, Трептов парк.

-Сами удивляемся! К нам повально стали ездить французы какие-то, Арабские Эмираты — «все флаги», как мечтал Пётр Великий, и бывают просто поражены нашим приёмом, прелестью страны и красотой россиян, а главное, в России. оказывается, и не холодно, если ты приехал с доброй душой и честными мыслями.

Часто к нам заезжают в рамках «кругосветки». Люди передвигаются по миру на всём, что может везти — лошадях, ладьях, мотоциклах и велосипедах. К ним присоединяются наши парни, и тогда этот тур уже совместный. В настоящий момент клуб «Ночные волки» стал международным и это важно — спорт и путешествия объединяют людей.

-И мой последний вопрос — Ваше второе имя? У Вас, как у старожила клуба, оно наверняка есть. Как и за что оно Вам досталось, как оно звучит?

-А мне, Вы знаете, его пока не придумали, а то, что придумали, не приклеилось. В принципе, у нас всё наоборот: как корабль поплывёт, так его и назовут. Но иногда меня называют «Питерский» — я же из Питера.

-Мне пора поблагодарить Вас, Илья, за прекрасный рассказ, а на прощанье пожелать Вам, и всем «Ночным волкам» провезти георгиевские ленты в мото-кругосветке, через весь «Глобус», например, на 75-летие Победы. И конечно, чтобы Ваш мотоцикл шёл не быстрее Вашего Ангела-Хранителя…

-Принято! И Вам спасибо, что выслушали, кстати, это тоже нужно уметь. А о «кругосветке» на юбилей Победы, обещаю, подумаем…

Беседовал Игорь Киселёв

 

автомобили звёздПреображениепутешествия