Забытый режиссер с трагичной судьбой. Еврей, прошедший лагеря по ложным обвинениям в терроризме, но затем снявший одни из самых светлых фильмов Советского Союза («Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики», «Любить»). Получивший мировую слову, но изгнанный из своей страны за попытку осмыслить брак и любовь с религиозной точки зрения. Сбежавший в Израиль в надежде продолжать работать, но и там оказавшейся вне зоны понимания. Подобных перипетий в жизни режиссера Михаила Калика хоть отбавляй, хватит на большое глубокое кино о человеке и эпохе, которой солнце, свобода и любовь оказались не нужны.
Калик не стал скромничать и снял такой фильм. В конце концов, чем он хуже Феллини?
Большую часть кинопленки Калик расходует на воспоминания детства. И здесь мы видим доведенные до документальности картины советской эпохи, в которой красиво жили те, кого осыпали цветами, все остальные «радовались» голоду, тесноте, самоубийствам близких, или их арестам. Кажется, рассказывая слишком откровенно о своем детстве, Калик сам пытается понять – откуда же у него взялось такое чувство свободы, что он однажды даже не постеснялся вставить в советское кино цитаты из Библии и интервью священнослужителя.
Пытается Калик разобраться и в своем отношении к религии. Он никогда не был воцерковленным, родители тоже, о вере никто из близких не говорил, откуда вдруг взялось желание нырнуть в эту глубину?
Может быть, его так поразили съемки «Бориса Годунова». Он попал на них будучи юношей в тот самый момент, когда снимали сцены в бутафорской церкви, и когда один из героев читал Псалом. Тогда же, глядя на Эйзенштейна, Миша загорелся стать режиссером.
Следующий раз Калик услышал молитвы в вагонзаке, уже не бутафорном, а настоящем. Именно в заключении он впервые серьезно осмыслил роль религии в жизни человека. Кстати, фильм «И возвращается ветер» один из немногих, где объективно переданы вся «прелесть» сталинских лагерей.
Есть в киномемуарах и о том, как режиссера травили уже после освобождения, и о том, как он уехал в Израиль, и еще о многом, что современному зрителю поможет не попасть под воздействие современных СМИ, упорно обеляющих советскую действительность.
О художественных достоинствах картины я не говорю – Калик всемирно признанный мэтр. «И возвращается ветер» — один из великих фильмов конца 20 века. Не нам разбирать его по кадрам. Также как не наше дело судить наших недалеких предков.
…Остается только добавить, что Михаил Калик ушел из жизни 31 марта 2017 года. В российских СМИ об этой утрате почти не говорили.
Максим Васюнов
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
«Человек идет за солнцем» — фильм, который меняет погоду