14 марта (1 марта по старому стилю) в день преподобномученицы Евдокии исполняется 146 лет со дня рождения замечательной русской актрисы, Народной артистки СССР Евдокии Дмитриевны Турчаниновой. Совпадение это не случайно. Евдокия Дмитриевна, родившись в 1870 году, до конца своих дней принадлежала к старой русской культуре, в которой было принято давать имя ребенку по святцам. День своих именин она очень любила, в этот день к ней приходило много гостей с поздравлениями, а хлебосольная хозяйка щедро всех угощала.
Евдокия Дмитриевна – коренная москвичка, хотя родоначальник их семьи был пленным турком, которого привезли в Россию после одной из русско-турецких войн. Маленькая Дуня была очень впечатлительным ребенком, обладала превосходной памятью и артистическими данными. С детства она впитывала московскую речь своих тетушек, различных свах, купчих, приживалок, которых повидала очень много. Часто она тут же с большим остроумием изображала увиденное. С детства ее тянуло к театру еще и потому, что отец служил сначала капельдинером, а затем билетером в Императорском Малом театре. Его лично знал и очень уважал А. Н. Островский. Поэтому вполне закономерно, что юная Турчанинова окончила театральное училище при Малом театре, где ее педагогом был великий актер и режиссер А. П. Ленский. Его она потом всю жизнь вспоминала с огромным уважением и любовью.
В молодости Турчанинова была столь красива, что, по воспоминаниям Т. Л. Щепкиной-Куперник, своей худобой и черными глазами напоминала византийскую живопись. На премьере пьесы «Плоды просвещения» в роли горничной Тани ее отметил сам Лев Толстой: «Хороша эта черноглазая, и трактовка роли вся правильная!» Ей довелось играть роли разного возраста, диапазона и художественного достоинства. Партнерами по сцене были те, кто еще при жизни стали легендами, и вошли в историю русского театра: Федотова, Ермолова, Рыкалова, Никулина, Музиль, Южин и многие другие. Общение с ними было прекрасной актерской и человеческой школой.
Революцию 1917 года Турчанинова встретила уже в солидном возрасте – 47 лет. Она была уже сложившимся, признанным мастером театра, с устоявшимися жизненными взглядами православного человека. Авторы воспоминаний и различных статей утверждают, что Турчанинова сразу приняла Октябрьскую революцию, даже старые роли стала играть с новыми акцентами. Но так ли было на самом деле? В 1974 году вышла очень хорошая книга с письмами и воспоминаниями об актрисе. Так вот, из 200 писем Евдокии Дмитриевны, опубликованных в этой книге, и написанных в период с 1901 по 1961 годы, нет ни одного, относящегося к периоду 1917-1922 гг. Думается, что это не случайно, просто, возможно, в письмах этого периода могли быть написаны мысли, которые нельзя было опубликовать в 1974 году. Во время раскола Русского мира в 1917 году Турчанинова выбрала жизнь по эту сторону. Формально она приняла все новые жизненные устои, и даже была обласкана властями: Народная Артистка СССР, лауреат Сталинской премии. Но по сути своей она осталась тем, кем и была до революции – русским православным человеком. То, что Евдокия Дмитриевна была глубоко верующим, религиозным человеком, отмечают даже авторы воспоминаний о ней в 1974 году. Пишут, что в ее доме было много старинных икон в серебряных окладах, а в красном углу висела икона с постоянно горевшей лампадой. В письмах к своим корреспондентам актриса часто пишет: «Храни Вас Бог» (в книге 1974 года, конечно, слово Бог напечатано с маленькой буквы), «Помогай Вам Христос», «Молю Бога о Вашем здоровье», поздравляет их с Рождеством и другими религиозными праздниками. Авторы воспоминаний отмечают также, что в ее доме веяло теплой стариной. Она любила все русское, национальное. Все было подчинено русским обычаям. Можно сказать, что Евдокия Дмитриевна была истинной хранительницей русского мира, русской культуры.
Все духовно-нравственные основы русской жизни она усвоила с юных лет и жила ими до конца своих дней. Она мало заботилась о себе, но все свои силы отдавала другим. Во время Первой мировой войны она ездила по фронтам, давая концерты солдатам, выступая перед ранеными, по просьбе солдат писала письма их родным – многие солдаты были неграмотны. А когда прошло много лет, началась Великая Отечественная война, Турчанинова, будучи уже семидесятидвухлетней актрисой вновь поехала на фронт. Она выступала перед бойцами, читала им русские сказки, играла отрывки из своих ролей, напутствовала добрым словом, благословляла на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Во время войны Малый театр на собранные средства преподнес государству целую эскадрилью боевых самолетов. На них так и было написано: «Малый театр – фронту». Евдокия Дмитриевна вручала формуляр на самолет летчику Александру Андреевичу Батизату. Она подробно и внимательно осмотрела самолет во всех деталях, а самого летчика крепко, по-матерински полюбила. После этой встречи началась их дружба, которая продолжалась до конца дней актрисы. Сам Батизат позже оставил воспоминания об этой замечательной русской женщине.
Турчанинова дружила с людьми, которые являются славой и гордостью русской культуры. Это художник М. В. Нестеров, певицы Н. А. Обухова, Л. А. Русланова, многие актеры Малого и других театров. Сегодня впервые выходят собрания сочинений, и появляется из забвения имя одного из выдающихся деятелей русской культуры, мыслителя, священника С. Н. Дурылина. С ним и его семьей Турчанинова крепко дружила и вела активную переписку. Ее друзья – это духовное и культурное основание Русского мира в советскую эпоху. Она и сама входила в это основание.
Отдельно следует сказать об актерском мастерстве, о таланте Евдокии Дмитриевны Турчаниновой, о значении Малого театра в ее жизни. Она в основном никогда не пользовалась гримом. Главным выразительным средством для нее, как и для большинства актеров Малого театра, была речь. Московскую речь, как мы отмечали выше, актриса впитала во всей полноте еще с детских лет. Те герои, которых описал в своих пьесах Островский, были хорошо ей знакомы. Поэтому Островского она играла с огромным удовольствием и высочайшим профессионализмом. Это был ее любимый драматург. В его пьесах ею сыграно свыше 70 ролей. С молодости до глубокой старости роли в пьесах Островского сопровождали Турчанинову. Прославилась она и в других ролях, в основном классического репертуара, как русских, так и зарубежных авторов.
Были роли и в современных пьесах, но не так много. Хочется отметить, что очень талантливо, убедительно, с тонким пониманием стиля Евдокия Дмитриевна исполняла роли иностранок, например, мамаша Гранде в инсценировке «Евгении Гранде», или такой шедевр, как роль миссис Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Это абсолютная англичанка до глубины души, причем, наделенная ещё какой-то сердечностью и мудростью русской актрисы.
Речь Евдокии Дмитриевны Турчаниновой – о ней можно было бы написать отдельную статью! Образцом русской речи считается московский говор. Малый театр – это хранитель классической московской речи, а Турчанинова – это авторитет номер один, душа и совесть Малого театра. Поэтому можно сказать, что речь Евдокии Дмитриевны – это эталон русского языка. Недаром все ее думы и сердечная боль были связаны с переживаниями о потере культуры русской речи. Это ещё в середине 20 века (!) – что бы Турчанинова сказала сегодня! Мы счастливые люди в том плане, что теле- и радиопленка зафиксировала для нас большое количество ролей Евдокии Дмитриевны. Можно легко посмотреть даже в интернете видеозаписи таких спектаклей, как «Правда хорошо, а счастье лучше», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горе от ума», «Варвары», «Растеряева улица», «Евгения Гранде», «Пигмалион». Также можно послушать и много аудиозаписей. Особенно следует сказать о русских сказках, которые Турчанинова читала по радио для детей. Помню свое детское впечатление, когда я услышал известную сказку «Каша из топора» в ее исполнении. Это абсолютный шедевр, который длится всего три минуты. Сколько здесь красоты русского языка, сколько тонких нюансов: осуждение жадной старухи, восхищение смекалкой русского солдата, юмор, жизнелюбие! Сколько в этой сказке русского духа! Эту и другие сказки слушать можно бесконечно! Благодаря радиоэфиру, а сегодня и интернету, с голосом Евдокии Дмитриевны была знакома вся наша огромная страна. Многие и сегодня с удовольствием слушают эти прекрасные записи. Это обстоятельство позволяет нам назвать Евдокию Дмитриевну «бабушка всея Руси». Бабушка – это как некий сакральный символ, хранительница русского национального духа, русской культуры. Не все еще нами потеряно, пока мы слушаем голос Турчаниновой и восхищаемся им!
Евдокия Дмитриевна прожила огромную жизнь: родилась в 1870 году, а скончалась в 1963 – от Александра второго до Хрущева. Она была ровесницей Ленина, но сколь разные жизни прожили эти два человека. Похоронена она в Москве на старинном Калитниковском кладбище, где похоронены все ее предки и родственники. На этом же кладбище могила обновленческого «митрополита» Александра Введенского. Характерно, что из могилы Введенского растет большой и колючий куст чертополоха, а могила Евдокии Дмитриевны Турчаниновой ухоженная, даже кто-то приносит цветы.
Вадим Грачев для «Русской народной линии» и издания «Эксклюзив».
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:
«Наговорная водица» — шедевр от Евдокии Турчаниновой
Евдокия Дмитриевна Турчанинова — великое явление русской культуры
Перед Балканами. Москва. Калитниковское кладбище
Малый театр — сокровищница русского духа