А простая ли была деревушка — Дорогощи?

Дорогощи — одна из самых старинных деревень Михайловского Черенского погоста. Первое упоминание о ней встречается в первом же упоминании о погосте — в 1495 году. Что можно интересного узнать из первой переписи?

Деревня Дорогощи

После присвоения Новгородских земель Московским княжеством тут же началась смена владельцев на местах. В первую очередь важно было поставить своих людей во избежании восстаний, а во-вторых, эти земли стали раздавать за службу московскому князю. По переписи мы видим, что первым был поставлен за интересующим нас селением Василий Челядин. К моменту переписи он уже умер, а владельцами стали его дети. Также указано, что владельцем всех земель является Великий Московский князь. И, судя по всем остальным записям, предыдущим хозяином (ещё при Новгородской республике) был Михайло Яковлев Медоварцев.

Во владения детей Василия Челядина входило сельцо Большой Двор, в котором жили и пахали сами помещики. А также деревни: деревня на Черной, Замошье, Дорогоща, Дорогощо Вяткино, Дорогоща, Дорохово в Нудогорще, Горе, Нудогощь, Бабкино, Филистово, Березино, Королево, Межьручье, Наволок, Ескинская, Филистовская Тоф[…]ская. В переписи тех лет сохранилось мало названий, дошедших до наших дней без изменений, но именно в этой вотчине сохранилось достаточно: Дорогощи, Замошье, Нунгоша (здесь записано и деревня и озеро Нудогоще), Березино, Ескино.

Больше всего нас интересует деревня Дорогощи, которая записана тремя отдельными деревнями. За тремя деревнями числится 5 дворов с 10 взрослыми мужчинами. Множественность деревни Дорогощи сохранится и на последующие года. Практически через век после описанной переписи в 1583 году записаны: «Дорогоще Воронинская Горка, пустошь в Дорогощах Козлова Горка, в Дорогоще Бережное, Дорогоща Подгорье Холм». В последнем селении в этом году стоит помещичий двор. С чем же связана множественность этого селения? К сожалению, однозначного ответа нет, но постараюсь разобраться.

Особенностью Черенского погоста всегда являлось начало сухопутного волока пути «из Варяг в Булгары». Прямой информации, описывающей этот путь, не нашлось. Но можно сказать, что этот путь существовал даже раньше появления Черенского погоста. Образование первых погостов приписывают к XII веку. Центром погоста было выбрано место вблизи речки Черная и рядом с селением Дмитрово. Это место было при дороге (основные дороги/пути того времени это реки), расположено территориально в центре приписанной земли. Однако центр погоста находился в некотором отдалении от более обжитой территории. По переписям видно, что большее скопление населения — севернее от центра погоста. В том направлении находится и деревня Дорогощи.

Косвенными источниками существования древнего пути являются топонимы. Краеведами описаны такие топонимы, как Половное — полпути, Мозолево — мозоли от перетаскивания кораблей, Дрочилово — шкурение бревен для более гладкого волока по ним кораблей. Но никто из краеведов не говорит о том, что в первой переписи об этих селениях нет ни слова. А вот деревня Дорогощи уже существовала. Что же означает название этого селения?…

Название Дорогощи произошло от древнего двукоренного славянского имени Дорогось – дорогой гость. А учитывая специфику погоста, можно предположить, что под гостями подразумеваются путники. Возможно, это как раз и дает нам подсказку — более конкретное место прохождения этого волока. Деревня Дорогощи расположена на горе перед озером Волошино (Зубакинское). Как раз к озеру с речкой Понырь приписывали один из вариантов прохождения этого пути. А учитывая прорисованную важность селения Дорогощи, эта версия становится более весомой.

Предполагаю, что корабли шли по Воложбе, заходили в озере Волошино, там была высадка с перегруппировкой на волок. В дальнейшем движение начиналось по реке Понырь с выходом на сухопутный волок. Эта картина полностью обосновала значимость, название и множественность этого селения. Где располагались селения, в названиях которых указано «Дорогощи», определить в точности сложно. Думаю, эта земля может хранить в себе много артефактов, доказывающих прохождение здесь волока. Официальная экспедиция с проведением раскопок могла бы подтвердить мою теорию и внести много новых открытий в истории нашего края.


Деревня Дорогощи. Наши дни.




Первые два века (XVI-XVII вв.) истории деревни Дорогощи.


Возвращаясь к переписи края, к 1583 году, самым большим землевладельцем Черенского погоста был Игнатий Бахтеяров Бахтин, представитель московских бояр. За Игнатием Бахтеяровым оказались: «Дорогоще Воронинская Горка», «в Дорогощах Козлова Горка», «в Дорогоще Бережное», «Дорогоща Подгорье Холм» и ряд других селений. Все эти селения вошли в состав Игнатьевского поместья, названного в честь первого владельца. Дорогоща Подгорье Холм он выбрал для своего проживания, там был построен помещичий двор. Всего за ним в 1583 году было записано: 2 деревни жилых, 6 деревень пустых и 6 пустошей. Среди них жилой двор помещиков и 2 двора крестьянских, 15 дворов пустых.

К 1620 году, пережив тяжелые годы смутного времени, эта территория оставалась за братьями Степаном и Агеем Исааковыми Бахтиными. В этом году за помещиками числились: «в Дорогощах в Козлове Горке», «Дорогоща Воронинская Горка» и «в Дорогощах а Подгорье тоже». В деревни Дорогощи-Козлова Горка стоял помещичий двор, в котором проживал Степан Исааков Бахтин. В этой же деревне стоял один крестьянский двор моего 10-ти кратного прадеда Артемки Левонтьева. С этого момента и до 1943 года мои предки Чиркуновы и Почетновы жили здесь, временно переселяясь в деревню Зубакино и хутор Боры.

К 1647 году в источниках упоминается только одна деревня Дорогощи — «в Дорогощах в Козловой горке». Принадлежала деревня все также братьям Агеею и Степану. Один из пяти крестьянских дворов был за моим предком — уже за 9-кратным прадедом Проней Артемьевым, у которого на тот момент было два сына Васка и Захарка.

В 1678 в деревне было 10 дворов, в число которых входило два бобыльских, два вдових, один солдатский и пять крестьянских дворов (в том числе моего предка Васки Прокофьева).

Две соседние деревни — Дорогощи и Зубакино — существуют и поныне.


Дорогощи и Зубакино. А какая из них более древняя?


Деревня Дорогощи берет свое начало с момента первого описания нашего края. Зубакино же под своим современным названием впервые упоминается в 1710 году. Владелицей деревни тогда была записана вдова Марфа Федоровна Бахтина.

К 1720 году за Тимофеем Тихоновымым Бахтиным на пополам с Саввой Максимовичем Базловым записано усадище Подгорье. В единоличном владении за Тимофеем Бахтиным: усадище Семеновское с 12 душами мужского пола, деревни Дорогощи с 17 душами и Зубакино с 19 душами. В Зубакино на тот момент проживал Кирилл Васильев 60-ти лет с детьми Козмой, Федором, Иваном и Сергеем. Козьма Кирилович является родоначальником рода Почетновых, а младший брат Сергей — родоначальником рода Чиркуновых.

К 1745 году владения Тимофея Тиханова Бахтина по крепости перешли Семену Трофимову Бухвостову. Семен Трофимович жил в усадище Подгорье, ему принадлежали деревни: Дорогощи с 16 душами мужского пола, Зубакино с 11 душами и Горка с 13 душами. Также в Зубакино 3 души были за Герасимом Бахтиным.

К 1775 году деревни перешли по наследству Антону Семеновичу Бухвостову. А уже в 1792 году за Александром Васильевичем Мехновым были записаны усадище Подгорье и деревни: Горка, Зубакино (4 двора с 17 жителями) и Дорогощи (7 дворов с 42 жителями).

В 1834 году Надежде Александровне Козляниновой принадлежали сельцо Замошье и Подгорье и деревни: Дорогощи (11 дворов с 59 жителями), Зубакино (5 дворов с 40 жителями) и Гора (7 дворов с 51 жителем).


Дорогощи и Зубакино в начале XX века и история моего рода.


В деревне Дорогощи на 1911 год состояла из 24 дворов, в них 39 жилых домов с 134 жителями. В деревне были расположены хлебозапасный магазин, две мельницы, школа и часовня. Часовня была установлена в честь святой Анастасии, располагалась примерно в центре деревни, слегка левее центральной дороги. При погосте работали две школы: земская и приходская. Третья школа на территории погоста в 1902 году была открыта в деревне Дорогощи. Школа была церковно-приходской, учеба проводилась в крестьянской избе.

Деревня Дорогощи была смежная с деревней Зубакино, разделял их один ручей — Зубакинский. В Зубакино в начале XX века было 25 крестьянских дворов и 2 бобыльских, всего 42 жилых дома с 149 жителями. Основными занятиями населения являлись пашенное земледелие и разведение скота, дополнительными были лесные промыслы.


Деревня Зубакино. Наши дни.



По данным налоговой ведомости 1926 года в деревне Зубакино записаны следующие хозяева дворов: Семенов С.А., Алексеев В.А., Борисов А.П., Воробьев Я.М., Чиркунов Е.А., Орлов М.Л., Алексеев Б.А., Иванова И.И., Борисов Н.Б., Николаев Н.Н., Петров С.П., Федоров П.Ф., Грамзии А.Ф., Удальцов В.С., Константинов М.К., Удальцов П.Д., Дмитриев О.Д., Яковлев С.Я., Чиркунов Г.В., Дмитриев В.Д., Чиркунов К.Н., Орлов Т.П., Матфеев А.М., Архипов Г.А., Архипов С.А., вдова Почетнова Устинья Васильева (моя прабабушка), Почетнов М.В., Баранов А.С., Чиркунов К.Н., Матфеева М.М., Зубакинский Д.Г., Орлова Л.П., Богданов Е.Б., Богданов Т.Б. и Почетнов В.С. Всего 40 жилых домов с 206 жителями.

По данным налоговой ведомости 1926 года в деревне Дорогощи записаны следующие хозяева дворов: Ануфриев Ф.А., Борисова Афимия, Магалов В.П., Круглов П.К., Кузьмин В.К., Круглов Е.К., Веселов С.Д., Филипов М.Ф., Арсеньев Ф.А., Арсеньев Л.А., Дмитриев В.Д., Дмитриев И.Д., Ефимива Е.Е., Степанов В.С., Дмитриева Евдокия, Шувалов М.Я.(прадед моей жены), Николаев П.Н., Прокофьев Ф.П., Голубев В.Е., Прокофьев О.П., Михайлова М.М., Волков Н.С., Николаев Е.Н., Кузьмин А.К., Голубев С.Е., Голубев Ф.Е., Николаев А.Н., Прокопьев В.П., Алексеев Ф.А., Абрамов Р.А. Всего 43 жилых дома с 186 жителями.

Дом семьи Магаловых. Наши дни.

Также к этому году появились хутора: Боры, Подгорье, Рябова гора. В хуторе Боры было всего лишь 4 двора: Арсеньева Ф.А., Виноградова В.А., Почетнова Г.Г. и Чиркунова Федора Васильевича — это мой прадед.

Снимок 1914 года — проводы Чиркунова Федора Васильевича на фронт. С ним его первая жена Маневра Ивановна и первая дочка Таисья. Таисья умерла в детстве, жена позже получила травмы не совместимые с жизнью. Федор даже после второго брака заботился о ней, пока её не стало.

Так получилось, что Чиркунов Федор Васильевич, вернувшись с плена в 1918 году, через время второй раз женился на Почетновой Александре Алексеевне. Александра являлась Федору шестиюродной племянницей. Таким образом, два рода из моей родословной имеют единых предков. У Федора и Александры родительские дома остались в деревне Зубакино, а они обустроили свой быт в хуторе Боры. Ночью 14 октября 1937 года в хутор Боры приехала «буханка». Остановилась перед домом Чиркуновых. Предъявили ордер № 313 НКВД от 14 октября 1937 года, выданный Кузычеву на произведение обыска и арест Чиркунова Федора Васильевича. Из протокола я узнал, что при обыске присутствовали Голубевы Никита и (имя пропущено) Сергеевы. Было изъято ружье «Бендарка» с шомполом и 2 штуки патрон. Ружье, скорее всего, осталось после участия в боевых действиях в Первой Мировой Войне. На глазах семьи и всего хутора Федора посадили в машину и увезли.

На момент, когда его забрали, дома остались жена Александра Алексеева 45 лет (домохозяйка), сыновья Петр 14 лет, Георгий 5 лет дочери Мария 12 лет, Екатерина 11 лет, Таисия 9 лет, Тамара 7 лет. Из домашнего скота: 2 коровы, 1 лошадь, 2 овцы.

Кто на снимке неизвестно. Но на деревьях повешен колокол с уничтоженной советской властью часовни. Весел долгое время, потом пропал.

15 октября 1937 года в быстром порядке от Председателя колхоза «Память Ленина» Баранова поступили три справки и две характеристики на Чиркунова Федора, в которых указано: «за первую судимость был обложен Твердым заданием, свои дома построил на нетрудовые доходы (спекуляция), проводит регулярную агитацию против советского строя, занимается вредительством на колхозных полях, нецензурно высказывался в сторону вождя народов Сталина и угрожал жизни председателю Баранову».

Дом семьи Чиркуновых (не моих прямых предков), на снимке Инна Владимировна Никитина-Баранова.

Под следствием Федор содержался в КПЗ при Дрегельском РО НКВД. 25 ноября 1937 года Особой Тройкой УНКВД ЛО по политическим мотивам Чиркунова Ф.В. лишили свободы на срок 8 лет с отбыванием в Омском трудовом лагере.

Семья переехала из хутора обратно в деревню Зубакино. В марте 1943 года Федор Васильевич вернулся домой к семье в деревню Зубакино. Но там он больше не хотел находится. И в ближайшие дни, собрав все пожитки, с семьей и коровой направился на новое место жительства — деревню Заозерье.

Федор вернулся после заключения. На фото с ним две его дочки Тамара (моя бабушка) и Таисья (названа в честь первой дочки), и жена Александра Алексеевна (Почётнова) Чиркунова.

По воспоминаниям жителей деревни, всем запомнился фееричный подход Чиркуновых через озеро в марте месяце. Все были в шоке и кричали, чтобы они свернули с озера, но проход по нему окончился благополучно. С того времени семья Чиркунова Федора жила в Заозерье.

Станислав Смирнов

Деревни Зубакино и Дорогощи

генеалогияисториякраеведениеобразование