Речь пойдет о земле близ озера Никулино, в древности Микулино. Говорят, здесь стоял монастырь. Или нет? Может, это просто легенда? Попробуем разобраться, изучив архивные источники.

Часовня Рагушинской Троицкой церкви (погост Рагушино)

Интерес к этой теме у меня вызвала статья «О Рагушенскомъ погосте» протоиерея Арсения Вихрева в «Новгородских епархиальных ведомостях» XIX века. В ней приводятся любопытные факты в пользу существования монастыря:

1) На одном из колоколов Рагушенской церкви существовала надпись: «7205 году месяца февраля при Государе, Даре и Великом Князе Петре Алексеевиче, всея России Самодержце, сей святый колокол положил в дом Живоначальныя Троицы в пустынь Рагошино по родителех своих Герасим Евтифеев, с детьми своими».

2) «…В этом поминаньи на первом листке такая надпись: «Сей синодик Троицы Рагошина монастыря».… Такое начало сего поминанья напоминает начала нынешних монастырских синодиков, на сходство с которыми указывает и стоящее в надписании сего помянника слово «сенаник». Засим почти рядом перечисляются имена иноков: Ефрема (священноинока), Давида (священноинока), Ерофея (схимонаха), Ионы, Феодорита (схимонаха), Никандра, Илии, Сергия и т. д.».

3) «При раскопках земли для фундаментов новых домов рабочие встречали длинныя, искусственно-устроенныя, каменныя мостовыя. Подобныя мостовыя встречаются в подвалах существующих домов. Такия каменныя мостовыя, при нынешних постройках в этой местности, совершенно не мыслимы, а скорее всего это остатки фундаментов некогда бывшей здесь обители».

Почему же в работах по истории края нет информации о монастыре? Неужели даже в самой Новгородской епархии не сохранились документы про существования целого монастыря? А теперь по порядку.

Климецкий Колбецкий погост занимал большую территорию и был вторым по численности населения в Тихвинском уезде. В погосте со временем образовались несколько выставок, одна из них — Рагушино. Позднее она стала отдельным приходом. Территория будущего Рагушенского прихода находилась в Обонежской пятине Новгородской земли, но рядом с границей Бежецкой пятины. Из-за чего у меня была необходимость проверить информацию по обеим пятинам.

Первое упоминание о самом Климецком Колбецком погосте произошло в 1478 году после третьего похода Московского княжества на Новгородскую республику. Потерпев окончательное поражение, Новгород обязался отписать часть земель Софийского дома Великому князю Московскому: «И князь великий у владыки взял 10 волостей, <…> да в нагории Емелегежский, да Колбалской, а сох в них 43 ½, да в Дреглях погост <…>». Однако в этом упоминании не было детального описания территории.

Первое полное описание этих земель изложено в «Писцовой книге Обонежской пятины письма Юрия Константиновича Сабурова» 1495/96 годов. Но, к сожалению, эта книга не сохранилась. Есть лишь части перевода из неё, к одной из них относится следующий фрагмент: «В Колбажском ж погосте деревни Зверинского монастыря Максимовские Пантелеева, а дал им те деревни князь великий».

Великим князем называли Московского князя Ивана III. Изначально он потребовал отписать часть новгородских земель себе, а после от своего добродушия и веры в Бога пожаловал часть этих земель монастырям. За этот год нет упоминания о монастыре в Рагошино, просто эти земли, на которых предположительно появится монастырь, стали собственностью Зверинского девичьего монастыря.

Сама деревня расписана по крестьянским дворам: «Деревня на Рагошине: (в) Васко Алексеев, сын его Фотейко да Юдка, сеют ржы коробью, сена косят 15 копен, полобжы. А доходу коробья ржы, полкоробьи овса. (в) Захарко Холза, сеет ржы коробью, сена косит 12 копен, пол обжы. А доходу полкоробьи ржы да три денги. (в) Ивашко Василев, сеет ржы две коробьи, сена косит 30 копен, полобжы. А доходу полкоробьи ржы да четыре денги. (в) Олферко Игнатов да Олушко да пасынок его Июдка, сеют ржы полторы коробьи, сена косят 20 копен, обжа без трети. А доходу три четвертки ржы, полкоробьи овса. Деревня на Рагошине же, поставлена после писма: (в) Курилко, сын его Фролко, сеют ржы коробью, сена косят 10 копен, треть обжы».

Следующую информацию мы можем почерпнуть из «Подлинной писцовой книги поместных, монастырских и церковных земель Обонежской пятины Нагорной части за 7091 (1583) год». В ней всё остаётся по-прежнему — земля без монастыря, принадлежит Зверинскому монастырю. Отличие лишь в том, что деревня превратилась в пустошь из-за неурожайных лет, затянувшейся Ливонской войны, а самая главная причина опустения связана с приездом Ивана Грозного с опричным войском в Новгород. История опричнины до сих пор остаётся черной страницей в истории, по сути, геноцидом населения своей страны. Из описаний того времени мы узнаем, что от опричного войска пострадал Новгород и новгородские земли на 300 км от самого Новгорода. Цифры пострадавших разнятся, порой доходят до 50% населения. Эти события привели к глубокому кризису, наш край опустел. В переписи 1583 года про землю в Рагошине говорится: Земля в Рагошине опустела и принадлежит Зверинскому монастырю, пашни в этой земле лесом поросли.

Следующая перепись состоялась лишь в период восстановления после Смутного времени в 1620 году. В довольно длительный промежуток — 37 лет — многое случилось: завершилась Ливонская война, умер Иван Грозный, прошёл период правление четы Годуновых, шведский принц призван на правление в Новгород, страной правили Шуйский, Лжедмитрии, Семибоярщина, затем Михаил Фёдорович Романов. Неспокойное было время. Много неразберихи в стране: обывателю порой не понятно, кто правит государством, кто прав, кто не прав. Всюду шведы, поляки. В это время можно было верить только в Бога. Как раз в это Смутное время и появился монастырь на Рагошине. Да и не только появился, как мы узнаем из «Книги дозорной Обонежской пятины Нагорной части переписчика Мины Лыкова. 7128 (1620) год».

Для понимания важности документа переведу его на более доступный язык: «В Климецком Колбецком погосте стоит Монастырь Живоначальной Троицы. Опустел с литовского и немецкого разорения в 1613 году. На территории монастыря церковь деревянная Живоначальной Троицы разорена, ограда и келья обожжены немецкими и литовскими людьми. А в прошлом 1620 году пришел вновь старец Фидорит и поселился в том монастыре вновь. А под монастырём пустошь Окатово, храм и монастырь стоит на той пустошной земле Окатове и владеет той пустошью. Того монастыря старцы из давно лес секли, пашни распахивали».

Итак, благодаря сведениям в этом документе можно утверждать, что монастырь Живоначальной Троицы на Рагошине появился в промежутке с 1583 года по 1613 год. В 1613 году пострадал от вражеских сил в период Смутного времени. А в 1620 году монастырь возрождается после разорения. Скорее всего указанный старец Фидорит — это и есть указанный в синодике схимонах Феодорит. Также из этого документа мы узнаем, что за Зверинским девичьим монастырем записаны «пустоши на Рагошине, на Рагошине Косяково, Костелево, Гачище, Речка, Плоское да Софроново, в конец острова». Зверинский монастырь также остается одним из собственников той земли, но по соседству появляется новый собственник — монастырь Живоначальной Троицы.

Следующая перепись нашего края 1647 года, в ней чётко прописан существующий монастырь с чёрным попом в нём. Также в ней указано, что на территории выставки Рагошино за Зверинским девичьим монастырём деревни: Машутино, Рогатино, Плюсниха. Подтверждение можно прочитать в «Подлинной переписной книге Государственных и монастырских вотчин, сёл, деревень, дворов и в них людей (Обонежской пятины), переписчик Ларион Григорьевич Сумин. 7155 (1647) год». Из перевода мы узнаём: «Земля на Рагошине за монастырём Живоначальной троицы на монастыре стоит церковь Троицы Живоначальной, также в монастыре келья черного попа да под монастырем двор бобыля Герасимко Титова с детьми Минкой и Ваской».

Далее смотрим «Переписную книгу помещичьих, вотчинских и монастырских крестьян Обонежской пятине (Нагорной и Заонежской половины) Новгородского уезда, писцов стольника, князя Якова Ефимовича Мышецкого и новгородского подъячего Ивана Кушникова. 7186 (1678) год». Из неё мы узнаём: «Климацкого Колбецкого погоста выставка Рагошина, а в ней церковь Живоначальной Троицы. У церкви двор попа Фёдора Герасимова с сыном Лашкой одного году. Двор дьячка Бориски Герасимова с братом понамарём Ваской Герасимовым и братом Елисейкой, у пономаря дети Оксенка, Ивашка Большой и Ивашка Меньшой. Двор просвирницы Татьяны Власевой с детьми Гришкой и Миниткой Минеными. Всего при церкви три двора, а в них 10 человек».

В документе мы уже не встречаем ни одного упоминания о монастыре. Зато здесь впервые прописывается выставка Рагошина с церковью Живоначальной Троицы. Эта церковь упоминалась ранее как церковь, стоящая на монастыре. Описаны служители церкви того времени: поп, дьячок, пономарь и просвирница. Каких-либо упоминаний о существовании монастыря в этой выставки нет. Также сама деревня Рагошина не выявлена, скорее всего на её территории находились только дворы священнослужителей, это и являлось территорией самой выставки. Зато указано, что Зверинский монастырь в Рагошенской выставке владеет деревнями: Плюсныха, Рокочина, Денесиха.

Проверив следующую перепись 1710 года, не нашёл ни одного упоминания о монастыре. Также изучил Ландрацкую перепись, целью которой была перепроверка и выявление неучтенной информации по участкам и дворам за 1710-1717 гг. В ней опять нет ни слова о монастыре, указана лишь церковь с её служителями. Это ещё раз подтверждает, что в восемнадцатом веке монастыря уже не существовало.

Но тут возникает вопрос. Колокол, описанный протоиереем Арсением Вихревым (помните, в самом начале нашей статьи?), имеет надпись: «7205 году месяца февраля при Государе, Даре и Великом Князе Петре Алексеевиче, всея России Самодержце…», а это значит, что колокол был подарен в 1697 году. И значит монастырь в этом году существовал. А на момент переписи 1678 года его нет. Шанс, что его просто не указали, пропустили, забыли, минимален. Поэтому берусь предположить, что в конце XVII века монастырь пришёл в упадок, возможно, был упразднён. Подаренный колокол был вестником возрождения или стимулом для поддержания деятельности. Церковная реформа Петра Первого усложнила жизнь духовенства. В целях самосохранения Церковь жертвовала тогда малым, чтобы не пострадали все религиозные учреждения. Скорее всего период реформ Петра Великого и поставил точку в жизни монастыря.

Резюмируем. Монастырь Живоначальной Троицы в Рагошине был. Он появился в промежутке между 1583 и 1613 гг. В 1613 году был разграблен и обожжён. В 1620-м получил второе дыхание, стал развиваться. В 1678 году в документах уже не значится. Но утверждать, что он был ликвидирован к том моменту, сложно из-за подаренного колокола. Однако к 1710 году монастырь точно прекратил своё существование.

Подготовил Станислав Смирнов

генеалогияисториякраеведениеобразованиеПреображение