Браво, Термены!

Небольшой репортаж о вечере 28 августа в Шереметьевском Дворце на Фонтанке.

Певучести этого музыкального инструмента позавидует любая дива. Всего две небольшие антенны и тонкие движения рук, без нотного листа, на слух, но слух этот абсолютный…

Взгляд в историю:

В 1920 году на основе экспериментальной измерительной установки Лев Термен изобрёл первый в мире электромузыкальный инструмент — «Терменвокс», сделавший его знаменитым. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от рук музыканта до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Впервые возможности нового инструмента Термен продемонстрировал в 1921 году на Восьмом Всероссийском электротехническом съезде, где выступил с докладом о применении катодных реле. Свое выступление он завершил демонстрацией терменвокса, сыграв на нем произведения Сен-Санса, Минкуса и Массне.

Лев Термен

28 августа 2019 г. в концертном зале Шереметьевского Дворца состоялось выступление Натальи и Петра Термен, посвящённое старту юбилейного года замечательного изобретения.

Поговорим о терменвоксе. Большим поклонником изобретения Льва Термена является наш пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр. Музыкант играет на терменвоксе на живых выступлениях…

Жан-Мишель Жарр

Ваш покорный слуга, в компании ещё около тридцати человек, почтил своим присутствием концерт в Шереметьевском Дворце правнука и дочери изобретателя любимой игрушки Жарра, Петра Термена и Наталии.

Общее впечатление: инструменту на будущий год сто лет, но он так и не открыт до конца, во всяком случае, реакция на него публики неоднозначная. Однако вполне справедливо считать терменвокс не чужаком и в классике. При таком исполнении, при таком качестве музицирования на нем, он абсолютно вписывается во вселенную старого искусства, он ведь удивительно похож на голос! Недаром Наталья Термен во время игры на нем, как бы сама «пропевает» ноты. Атмосфера на концерте была именно соответствующая концерту классической музыки, а исполнение мелодий было из репертуара самого Льва Термена, который не только исполнял классику на терменвоксе, но еще и лично был знаком со многими композиторами классиками и те доверяли свои творения его рукам!

Я предлагаю вниманию всех, кто заглядывает на страницы «Эксклюзива», фрагменты концерта, в конце которого всё тот же Ваш покорный слуга успел пообщаться с Петром Терменом и задать ему такие вопросы:

Наталья и Петр Термены

— Известно ли Вам Пётр о конкуренции Вашему концертитрованию со стороны пионера, eceterе… Жана-Мишеля Жарра?

— Мне это не только известно, я восхищён его творчеством, и если бы Вы не задали мне этот вопрос, я сам бы спросил у Вас о том же. Жарр прекрасно обращается с инструментом, но, всё-таки, при встрече, я бы позволил себе дать ему мастер класс, один из примеров которого Вы видели на этом концерте.

— Вы видели лазерную арфу Жана-Мишеля, и что можете сказать о его исполнении на ней?

— Она интересна в качестве красивого трюка, однако, ничего особенно нового в себе не несёт, но, впрочем, почему бы и нет — она эффектна.

В заключении автор этих строк особо поблагодарил маэстро Термена за тонкое, лиричное исполнение бессмертного «Ave Maria», романса «Не пой красавица при мне» и композицию его собственного сочинения — браво, Термены!

Авторы текста и видео Игорь и Евгений Киселёвы.

 

культурамузыка