Беда с новогодними открытками

Давно уже в мыслях готовился написать эту заметку. Вызревала она, как минимум, несколько лет. Одно из первых детских воспоминаний связано с праздничными, и особенно с новогодними открытками. Мы жили в деревне. На рубеже 1970-х-1980-х не было и в помине никаких мобильных телефонов, интернета и всего что с этим связано. Родственников было много, разбросаны они зачастую были по всей нашей необъятной Родине. И вот, в связи с тем, что никаких коммуникаций не было, часто слали письма, а к праздникам – открытки. Написать поздравление родным было правилом хорошего тона. Помню, как получали мы с бабушкой к каждому празднику по 5-10, а то и больше открыток. Кстати, и сейчас они все хранятся у нас в домашнем архиве. Особенно я любил новогодние. Они начинали приходить еще за 1-2 недели до нового года, некоторые опаздывали, приходили позже, но в основном мы их получали вовремя. Бабушка любила их выставлять на комоде возле радиолы, устраивая своеобразную выставку. Вместе с наряженной елкой, гирляндой, черно-белым телевизором, показывавшим аж целых три канала («как это много» – казалось тогда!), запахом мандаринов, снегом и морозом на улице это создавало неописуемую новогоднюю атмосферу!

Тем, кто видел советские новогодние открытки (а видели их, так или иначе, все), не нужно объяснять, как они были красивы. Это были стандартные тонкие открыточки формата почтовой карточки. Если иногда встречалась сгибающаяся двойная открытка, или нестандартной формы, то это было редким исключением. Потом пришли 1990-е годы, и началась, я бы сказал, эпоха гигантомании. Открытки резко увеличились в размерах, стали почти исключительно сгибающимися, отправлять их надо было уже исключительно в конвертах. Ну да ладно, не проблема. Главное, что сохранялось в открытках тех времен – это их оформление: все те же чудесные Деды Морозы, Снегурочки, тройки лошадей, лесные зверушки, русская деревня, домики с печками, с дымком из трубы, сугробы снега, зимний лес, река, покрытая льдом. Иногда природа совмещалась на этих открытках с «урбанистическим» пейзажем – изображался некий условный город в зимнюю пору, люди, дома, елка, наряженная на площади. Иногда это, например, был Питер с его храмами, дворцами – тоже прекрасно, особенно когда поздравляешь иногородних, или иностранных друзей. Мне нравился даже условный западноевропейский пейзаж: какая-нибудь заснеженная немецкая, или английская деревушка, природа – тоже по душе, тоже интересно. Потом, когда в нашу официальную жизнь вернулось Рождество Христово, появились и рождественские открытки – или отдельные, или совмещенные с новогодним поздравлением. На них были изображены заснеженные храмы, рождественские пейзажи – это тоже было приятно, таких открыток я посылал очень много.

Но вот шли годы, появились все современные средства коммуникации. Люди теперь чаще звонят друг другу, говорят в скайпе. Письма и открытки пишут все реже. Куда проще позвонить – никаких хлопот. Зато телефонный разговор закончился, и словно его и не было. А старые открытки продолжают дома храниться и говорят нам много об ушедшей эпохе. От нашей же эпохи ничего не останется. Но все же находятся еще люди, которые и пишут письма, и пишут открытки. Они, эти открытки, все еще продаются. Я каждый год в конце года захожу за открытками, чтобы поздравить родных и близких. Только вот с годами все меньше радости стал испытывать от их качества, а в последнее время, так просто разочарование и отвращение. Что же произошло? Если сказать в двух словах, то из открыток не просто ушел русский дух, а они наполняются все больше каким-то духом ада, иначе не скажешь. Вот недавно, с неделю назад зашел я в тот магазин, где обычно беру открытки. Что же я вижу? Процентов 60 из ассортимента я даже в руки не смог взять и отводил глаза от этого непотребства. Куда подевались те Деды Морозы, Снегурочки, белочки, мишки, зайчики, тройки лошадей, та природа, приятная для глаза, для сердца? Открытки наполнились инфернальным непотребством, какими-то монстрами, киборгами, либо невзрачно-серенькими не то зверушками не то человечками – какими-то химерами из фильмов ужасов, техногенными пейзажами и персонажами. Видимо, многие из «героев» этих открыток являются персонажами из неведомых мне инфернальных мультфильмов. Недавно на одной картинке я увидел мусорную корзину. Спросил у компетентной молодёжи – почему здесь изображена мусорная корзина, которая к тому же ещё и двигается? Мне ответили, что это не мусорная корзина, а «герой» мультфильма. Сказали, что вообще первый раз слышат, что этого героя назвали «мусорной корзиной». Так вот, только на 2, или 3 открытках из всего ассортимента я обнаружил Деда мороза, и то с какой-то самодовольной англосаксонской рожей вместо доброго русского лица! Снегурочку, кажется, вообще не нашел. Из всех открыток я «не забраковал», вариантов 5-6, которые хоть как-то, хоть с натяжкой можно было назвать приемлемыми, нормальными. Красногрудые снегири, да заснеженные домики с этих открыток как-то сиротливо выглядели на фоне разгулявшейся постмодернистской неукротимой силы.

Взяв несколько открыток, я решил подождать – может, к Новому году поближе появятся еще хорошие. Зашел сегодня: не тут-то было! Все то же самое. Взял опять снегирей с домиками, несколько – с питерскими видами. Больше брать было нечего. Подумалось невольно: «Может взять еще с запасом, на следующий год, а то и этих не будет?» Поживем-увидим. Если что, придётся своими руками, как в детстве мастерить.

Отдельно хочется сказать, что почти невозможно стало найти открытку без готового текста. Раньше и помыслить мы не могли, чтоб в открытке был готовый текст. Ведь это же наш знак внимания к человеку, мы должны постараться, вложить частичку души, чтобы написать хоть несколько формальных строк, но своей рукой. Сейчас люди, очевидно, так обленились, что не хотят вообще писать. Иначе не продавали бы открытки с готовым текстом. Я как-то в своем архиве обнаружил вообще чистую открытку с готовым текстом – не помню когда и кем мне подаренную. С успехом ее можно было взять и кому-нибудь «передарить» как переходящее красное знамя – ведь ничего на ней не написано.

Или вот все эти раздражающие меня петухи, змеи, драконы и прочая нечисть, пришедшая из китайского, или еще какого-то обихода. Но мы, что, — китайцы? Сегодня на почте видел, как дед с бабкой спорили – какая открытка лучше – с одним петухом, или другим. Бедные, они даже и не подозревают, что наступили на мину и подорвались. Только не на простую мину, которая тут же тебя уничтожит, а на мину ментальную – в их сознание уже вбита мысль, что на Новый год нужно дарить открытку с «петухом», или свиньей, драконом, и ещё с какими-то «не нашими» персонажами. Они на ментальном уровне уже перестали быть русскими людьми. Вот так, мелкими шажками и подтачивается древо Русской Цивилизации, начиная с новогодних открыток! Придётся, вспоминая школьные уроки труда, видимо, самим мастерить новогодние открытки, но уж отправлять петухов, драконов и киборгов я своим близким точно не буду!


Наша почта деградирует

Наша почта, как и уровень эпистолярной культуры, конечно, деградирует год от года со страшной силой. Унылые однотипные конверты, чудовищные поздравительные открытки, на которые просто страшно смотреть, это какие-то картинки из ада, обязательно готовый идиотский текст внутри.

Найти приличную открытку без готового текста, чтобы написать от руки умное, приятное поздравление — это уже почти нереальная задача. Марки тоже деградировали, теперь филателистам нечего собирать. А ещё 10-15 лет назад было всё красиво и душевно! А 20-30 лет назад был вообще расцвет этого жанра, о чем мне уже приходилось писать. Отправленное друзьям за границу письмо, или открытка выглядели так нарядно, что сразу было видно — это из России!

Теперь люди почти ничего не пишут, ничего не посылают. От нашего поколения не останется ничего для архивов, и даже для археологов, о чем умные люди тоже пишут. Уж даже трудовые книжки перевели в «электронный» формат, я даже и представить не могу, что это такое. Настанет, видимо, такое время, когда услугу посылки письма и открытки отменят за ненадобностью, и мы опять впадём в дикость!


Численник

Помню, бабушка в деревне всегда с радостью ждала Новый год. Это отражалось и на судьбе «численника» — отрывного календаря. В течении года он постепенно худел, превращаясь к концу декабря в дряхлого старца, сгорбленного, облезлого, потрепанного жизнью. Такой антиэстетический вид его бабушке вовсе не нравился, и она, почитай, за неделю до Нового года отправляла его в отставку, а на вакантное место приделывала молоденького пузатого красавца с гордой надписью на брюхе «1 января». Таким образом, даже в этой мелочи ощущалось приближение праздника. Вот и я сегодня решил последовать этой традиции. С наступающим!

Вадим Грачев


ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ:

Иллюстрации Бориса Зворыкина — это нужно видеть!

О праздниках и поздравлениях

О сытой и комфортной жизни

Знак нашего времени

Открытки к праздникам

Первая новогодняя

Преображениеразное
Комментарии ( 1 )
Добавить комментарий
  • Татьяна

    Куда уходит детство…