Добротные книги. Эмма Орци «Алый Первоцвет»

В своих Добротных рассуждениях мы часто говорим о Традиции. Традиция – это то, что помогает людям сохраниться в бурном и неспокойном житейском море. В каждом историческом времени на человечество накатывают новые опасные волны соблазнов, искушений, испытаний. И только твердый берег, твердая почва под ногами, которая называется Традиция, помогает нам не скатиться в океан погибели, сохранить себя в Вечности. Традиция помогает современному человеку осознанно и правильно реагировать на все вызовы времени. Но мы, собственно, сегодня не об этом, а о хорошей, добротной книге. Книга эта тоже выдержана в русле Традиции, хотя она и не русская.

Была такая довольно известная английская писательница венгерского происхождения Эмма Орци (1865-1947). Родившись в Венгрии, она довольно рано переехала в Англию, училась там, вышла замуж за англичанина, сына священника. С юных лет в ней проснулся писательский талант. Писательницей она была довольно плодовитой. Надо отметить, что она явилась одной из родоначальниц детективного жанра, причем впервые вывела в литературе образ женщины-сыщика, чем предвосхитила произведения Агаты Кристи и других представителей этого жанра.

Эмма Орци

Однажды, в 1903 г., в соавторстве с мужем она написала приключенческую пьесу для театра под названием «Алый Первоцвет». Пьеса была настолько захватывающей, что на протяжении двух лет не сходила с подмостков английских театров, что было большой редкостью в то время. Успех пьесы побудил Эмму Орци создать на ее основе целый приключенческий роман с аналогичным названием. Вот о нем-то мы и хотим сказать несколько слов.

Конец 18-го века. Франция охвачена пожаром великой революции. Вовсю орудует гильотина, заливая кровью парижские улицы. Обезумевшие домохозяйки воспринимают публичные казни как своеобразный кровавый театр: сидят перед гильотиной, вяжут чулки, и с восторгом наблюдают, как окровавленные головы французских аристократов катятся в канаву. Тюрьмы забиты бывшими представителями монархической власти: графами и графинями, князьями, министрами, профессорами. Бесноватая чернь, люмпены захватили власть, и упиваются чудовищными расправами с бывшими сильными мира сего, достойными, набожными, образованными, добрыми, безропотными людьми. Так часто бывает в эпоху революций. Зло, хотя и временно, захватывает власть.

Казалось бы, мир перевернулся, и скоро все достойные люди будут уничтожены. Однако у них есть надежда. Дело в том, что по слухам, на территории Франции объявился некий благородный герой в маске. Никто не знает о нем ничего, кроме его загадочного псевдонима: Алый Первоцвет. Этот отчаянно храбрый человек с ватагой единомышленников вырывает французских аристократов из лап обезумевших революционных демонов и вывозит их в свободную и безопасную Англию. Он неуловим, храбр, решителен, мастер переодеваний. Его ни разу не удалось поймать, хотя и попадал он в опасные положения неоднократно.

Кадр из фильма «Алый Первоцвет» (1982 г.)

Кстати, Алый первоцвет – это реально существующее растение. По латыни оно называется Anagallis arvensis. Русский вариант названия этого растения — очный цвет полевой. Оно относится к семейству первоцветных. Прежде использовалось в народной медицине. Почему главный герой избрал его в качестве своего символа и псевдонима – в книге не объясняется, но символ этот очень красивый: небольшое растение с маленькими цветками, как будто и неприметными, однако цвет их очень яркий и незабываемый.

В это же время по другую сторону Ла-Манша, в Англии живет светский щеголь, тупой болван сэр Перси Блэйкни. Никчемное существо, которое интересуют только светские развлечения, глупые стишки и модная одежда. Его презирает и не понимает даже собственная жена, леди Блэйкни. Периодически Перси исчезает из дому на некоторое время, пускаясь в разгулы в пьяных компаниях. И вдруг однажды, присмотревшись к его портрету, висящему на стене, леди Блэйкни видит на его пальце перстень, на котором выгравирован цветок с пятью алыми лепестками! Так неужели же…? Далее ничего не будем говорить из сюжета, чтобы не раскрыть интригу раньше времени. Ведь наши читатели могут сами познакомиться с этой прекрасной книгой на русском или английском языке. Можно прочесть даже в интернете, в электронном виде, либо заказать бумажную по почте.

По нашему мнению, это очень полезное произведение для русского традиционного человека с классическими убеждениями. Хотя в нем и нет глубоких мыслей, но есть чистота, благородство, жертвенная любовь, есть иерархичность сознания, захватывающий сюжет. Ибо Эмма Орци показывает нам, во что может вылиться власть толпы. Что происходит, если люди опрокинут Богом созданную иерархичность общества. Для человека, мыслящего монархически и традиционно эта книга будет очень полезной.

Кадр из фильма «Алый Первоцвет» (1934 г.)

Книга эта оставила очень большой след в культуре. Главный герой так полюбился публике, что она ждала продолжения. И Эмма Орци не обманула чаяния своих читателей, написав с десяток книг об Алом Первоцвете, они выходили почти до конца жизни писательницы. Роман был экранизирован. Особенно удачной была черно-белая версия 1934 года с Лелси Ховардом и Мерл Оберон в главных ролях. Был и цветной фильм 1982 г., но, на наш взгляд не такой удачный, как первый. Этой книгой зачитывались и вдохновлялись многие люди, например, Владимир Набоков. Она дала толчок к развитию образа «человека в маске» в литературе. Благодаря ей появились и Зорро и Джесси Джеймс. Говорят, Алый Первоцвет вдохновлял даже некоторых героев, освобождавших во время Второй Мировой войны узников нацистских лагерей.

Может быть, можно порекомендовать и российским модельерам развить эту тему, создать какую-то модель мужской одежды под названием Алый Первоцвет, украсив ее изображением этого легендарного цветка с пятью алыми лепестками. Это могла бы быть своего рода символическая одежда для традиционно мыслящих патриотов.

Вадим Грачев

культуралитература