Игорь Ясулович читает Еврипида в переводе Бродского

Эксклюзивное видео, 2014 г.

Никто никогда не знает, откуда приходит горе.
Но потому, что нас окружает море,
На горизонте горе заметней, чем голос в хоре.

Оно приходит в Элладу чаще всего с Востока.
Волны податливы, и поступь его жестока.
Оно находит дорогу, ибо оно стооко.

Но будь оно даже слепо, будь освещенье скудно,
Горю дорогу в море к нам отыскать нетрудно,
Ибо там наследило вёслами наше судно.

Эта запись сделана в любимой гримерке Игоря Ясуловича в родном ему Театре юного зрителя. Уже не помню, какой был повод для нашей встречи, но хорошо помню, что Ясулович, как любой большой актер, во время интервью с журналистами умел держать планку, не опускаясь до сплетен, желтухи и всего того, что иногда репортеры ждут от знаменитостей. Он с большей охотой предпочитал говорить о Чехове или Пушкине, или о своем режиссере – Каме Гинкасе.

Ясулович и в работе держал планку, проходных ролей у него не было, а некоторые и вовсе стали жемчужинами на ярком полотне истории русского театра. Допустим, Черный монах в спектакле Камы Гинкаса по одноименной повести Чехова, которого сам актер, кстати, считал «очень жестким». Или Ротшильд в «Скрипке Ротшильда» все того же Антона Павловича. Здесь в скобках заметим, что та знаменитая трилогия Гинкаса, в которую помимо названых спектаклей еще входила «Дама собачкой», сегодня уже, увы, недосягаемая высота. К счастью, все три спектакля записаны и доступны в Сети.

Или вот еще выдающаяся роль в не самом удачном спектакле того же Гинкаса (так бывает, что спектакль не складывается, но отдельные актерские работы запоминаются) — Креонт в «Медее». Игорь Николаевич там читает Еврипида в переводе Бродского.

Он любил Бродского, но конкретно эти строки обожал. Считал, что в них есть очень многое, о чем еще в будущем нам всем придется подумать. Так и сказал мне в тот день в своей гримерке. А я возьми да попроси – а почитайте!

И он вдруг взял и прочел.

Зачем мне нужны были тогда эти стихи? Никакой подспудной (и цинично паскудной) мысли не было, лишь раздирало желание эксклюзивно прикоснуться к прекрасному, я знал, что Ясулович один из лучших чтецов на Москве.

Потом об этой записи я не вспоминал.

И вот сегодня, узнав об уходе Игоря Ясуловича, я полез в свой архив, и нашел там очень маленький по весу и хронометражу видеофрагмент, но какой же он оказался объемным по смыслу…

Никто никогда не знает, откуда приходит горе.

Максим Васюнов

кинокультуралитературатеатр