Перейти к содержимому

История одного портрета

5 мая в историко-краеведческом музее «Крепость» г. Кисловодска состоялось открытие Ежегодной Всероссийской выставки «Арт-май». (Сама выставка продлится до конца этого месяца). Актуальной темой на сей раз стал «портрет». Портреты духовные, загадочные, классические, исторические, экзотичные, фантастичные, автопортреты. В них прозвучали художественные мотивы Кавказской России, Индии, древней Руси и Византии, начинающих и признанных художников, участников Всероссийских и Международных выставок. Всего около 200 художников предоставили свои работы.

Светлана Фатьянова, «Арт-май»

Вообще портрет — это неиссякаемая тема для изучения. Ведь глядя на лица можно долго говорить о моде, культуре, искусстве, человеческих представлениях. Если сравнивать, например, портреты горцев художников-передвижников 19 века, с современными портретами тех же кавказцев, то прочитаешь в лицах последних духовный мир, внутреннюю культуру. В портретах прошлого акцент ставился на внешность. Если говорить о портретах актрис прошлого века, то поражаешься их разнообразию. В прошлом на первый план выдвигалась не красота, а профессионализм, гениальность и вместе с тем своеобразие. Современные портреты красоту утрируют. Даже штампуют. Лица актрис однотипные: пухлые губы, большие глаза, «отрезанные» носы… Что соответствует моде на определенный тип лица.

Кроме того, портрет говорит еще и о самом авторе, о его жизненных понятиях. Если художник нарисовал портрет, то натура его чем-то зацепила, и он хотел раскрыть, то необыкновенное увиденное перед своими зрителями. Возможно, художник хотел выразить самого себя через изображение другого человека. А вот где «отсебятины» не допускается, так это в иконах. Это в основном так. Но встречаются и исключения. Во всяком случае, икона не мертвый отпечаток истории, икона — живая, духовная, она открывает «окно» в иной мир. Через это «окно» нас слышат святые.

Я тоже приняла участие в выставке «Арт-май» со своими иконами. Сшила по случаю наряд, соответствующий выбранной тематике. Трансформировала иконописный византийский костюм. (Надо сказать, что язык икон очень правдив, историчен, точен).

Светлана Фатьянова. Иконописный византийский костюм

Я хотела привлечь внимание к одному эпирскому антикварию. Икона 14 века написана по заказу эпирской правительницы Марии-Ангелины Дукены Палеолог. Причем на иконе изображается она сама коленопреклоненной у подножья Пресвятой Богородицы. Совсем не святая и несчастная. О чем же она так горячо молилась? Первая леди Сербии, как сейчас сказали бы. Вот об этом иконописном портрете и пойдет речь.

Свои поиски редчайшего извода я начала с сайта Спасо-Преображенского монастыря Метеор в Греции. (Могли бы помочь лицевые святцы, но даже словесного описания самой Марии-Ангелины не сохранилось. К тому же, она, выяснилось, не причислена к лику святых). Вначале только одну единственную фреску мне удалось найти. В эпоху Византии было принято на стенах храмов изображать не только сцены из жизни святых угодников, но и правителей. Сейчас этих правителей иконописцы не изображают, но фрески представляют историческую ценность. Благодаря фрескам мы можем посмотреть как выглядел, например, жестокий и безбожный деспот Сербии Фома Прелюбович и его супруга Мария-Ангелина Дукена Палеологиня из рода Неманичей. (О жизни Неманичей можно почитать у средневековых историков или в трудах святителя Димитрия Ростовского). Примечательно, что практически все Неманичи причислены православной церковью Сербии, Греции и России к лику святых! Святые короли и королевы — это феномен!

Чем меня заинтересовали Фома и Мария-Ангелина вначале? Ну, хотя бы тем, что слова «деспот» и «прелюбодей», которые мы употребляем в современном смысле «тиран» и «блудник», пошли от социального статуса и отчества Фомы Прелюбовича. (Первоначально «Прелумбович»).

Во-вторых, в исторических книгах, посвященных Сербии, Греции я встретила упоминание о существовании необычной иконы 14 века Марии-Ангелины. В переписи имущества Спасо-Преображенского монастыря Метеор в Греции, названа такая икона. Но, ни на сайтах Метерских монастырей, ни в списках древней живописи, ни в музеях, ни в Интернете фотографии этого извода не было. Эту икону видели паломники прошлых веков и описывали в своих путевых заметках, которые я обнаружила. Сейчас паломникам икону по каким-то причинам показывать в Метеорах перестали. Изначально ктиторская икона предназначалась не для широкой публики, и хранилась в уединенной келье родного брата Марии-Ангелины, монаха святого Иоасафа Метеорского. Неожиданно в описаниях деяний некоторых сербских правителей средневековья авторов Комнина и Прокла я нашла очень интересную информацию.

Икона

Мария-Ангелина Дукена вышла замуж в 14 лет за своего ровесника. В средневековье подобные браки считались нормой. В те времена девочек царских кровей выдавали замуж насильно в политических целях. В данном случае отчем Фомы, воевода Хлапен огнем и мечем добыл дочь Сербского короля и удел для княжения своему пасынку. Мария-Ангелина была из рода правящей династии Неманичей. У св. Димитрия Ростовского в житиях святых упоминается род Неманичей в жизнеописании Растко Неманя (Саввы Архиепископа Сербского): св. Стефан Первовенчаный, Владислав Сербский, Родослав Сербский, св. Симеон Сербский, Анастасия Сербская. Получилось, что Иоасаф Метеорит и Мария-Ангелина приходились им родственниками.

С мужем Фомой, ставшим деспотом города Янины примерно в 15-16 лет, Мария-Ангелина прожила 17 лет. Он оказался мужеложником, разбойником и убийцей. Историки Комнин и Прокл дают крайне негативную оценку политической деятельности Фомы и вообще плохо его характеризуют, как человека. Деспот обложил город непосильными налогами, грабил богатых сановников, расправлялся с бедными горожанами, пытал, убивал ради наживы. Мария-Ангелина жертвовала его кровавые деньги на постройку монастыря Спасо-Преображения своему брату – монаху Иоасафу Метеориту.

Фома Прелюбович был убит собственными телохранителями. Престол деспота наследовала Мария-Ангелина. Исторически считается, что правила она целый год, пока брат не выбрал ей благочестивого мужа, а городу Янины доброго правителя. Есть предположение, что Мария-Ангелина вышла замуж по любви. Во всяком случае, Исав де Буондельмонти оказался подстать своей золотой (по словам Комнина и Прокла) супруге. Они вместе освобождали заключенных из темниц, возвращали награбленное имущество, отменяли тяжелые налоги, строили храмы и церкви. Не было предела радости янинцев. Не было предела счастью Марии-Ангелины. Но в таком радостном состоянии прожила она недолго. Всего 10 лет. Умерла Дукена в 45 лет. А икона с ее портретом сохранилась до сих пор. Храм, построенный на ее пожертвования в Греции, действует сегодня. По сей день в Метеорах поминают Марию-Ангелину за упокой вместе со всеми жертвователями и благоустроителями церкви Спасо-Преображения… И вот какое интересное обстоятельство. Спустя почти месяц, после моих поисков иконы Марии-Ангелины, кто-то из паломников был в Метеорах и сфотографировал антикварий. Сфотографировал и выложил снимок в Интернет. Икона оказалась сильно утраченной. Но все-таки в нижнем левом углу читается коленопреклоненная фигура ктитора.

РЕПОРТАЖ С ЕЖЕГОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ «АРТ-МАЙ», 2018

Подготовила Светлана Фатьянова

Фото — Сергей Юртайкин

«Арт-май» — «Арт-театр» — весна и творчество

“Арт-май 2021” и Эвклид Кюрдзидис

Метки:


Просмотров - 4 855Поддержать проект

4 комментария для “История одного портрета”

  1. Костюм великолепный, очень детальная работа, сидит, как влитой! Где Вы научились так шить?

Добавить комментарий для Елена Александровна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *