Перейти к содержимому

А казачий крест — Георгиевский

В Георгиевском народном театре МБУК ГГДК с 21-22 октября проходил очень интересный V региональный фестиваль-конкурс казачьей культуры «Казачий лад», объединивший музыкальные коллективы со всего Кавказа и даже с России. Наша транспортная компания «Глобус» привезла из Кисловодска вокальный ансамбль «Сударушки».

Вокальный ансамбль «Благовест», Кисловодск, интервью

Вот так душевно встречал нас, гостей, Георгиевский народный фольклорный ансамбль казачьей песни «Благовест». Они многократные Лауреаты казачьих фестивалей.

Некоторые песни были так зажигательны, что многие пустились в пляс.

Народный фольклорный ансамбль казачьей песни «Благовест».

Внутри Дома культуры в фойе уже ставили самовар, накрывали на стол. Закуска, правда, была платной. Нас накормили «Сударушки» казачьими разносолами — пирожками, да оладушками.

Это я — внучка на казачьем подворье. Справа потомственный казак и печник, артист ансамбля «Благовест» Александр Иванович Гончаров.

Журналист Светлана Фатьянова и артист ансамбля «Благовест» Александр Иванович Гончаров.

Многие и многие из участников фестиваля назвались потомственными казаками, чьи прадеды состояли на службе у Царя! Это и не удивительно, ведь коренное славянское население на Кавказе — это потомки тех казачьих семей, которые первыми селились по указу царя у подножья гор.

Любителей казачьей культуры прибыло на фестиваль немало. Мероприятие неплохо объединило все поколения: детей, молодежь, взрослых и даже бабушек-старушек.

Когда все эти коллективы разом переоделись и вышли из своих гримерок, возникло такое ощущение, что вновь настало славное казачье прошлое! Везде и всюду ходили казаки с шашками, сидели, стояли, танцевали казачки в пестрых платьях. Это было самое настоящее раздолье для журналистов. Какие типажи! Хоть бросай фотоаппарат и берись за кисть с холстом!

Анастасия Косолапова из ансамбля «Терцы» Моздокский р-н, станица Луковская. «Терцы» тоже многократные Лауреаты казачьих фестивалей.
Анастасия Косолапова из ансамбля «Терцы» Моздокский р-н, станица Луковская. «Терцы» тоже многократные Лауреаты казачьих фестивалей.

Сегодня казаки — это увлеченное казачьей культурой общество. Многие историки, философы спорят до сих пор, о том, кем на самом деле являлись казаки, кто они сейчас и никак не могут прийти к единому мнению. Этнос это или социогруппа, а может потомки беглых крестьян или просто вольные птицы? Одно ясно, что казачество активно возрождается, что казачьи песни очень красивы, содержательны, они перекликаются с русским-народным фольклором. И не удивительно это, ведь в мирное время казаки, так же как и крестьяне, складывали свои напевы, занимаясь натуральным хозяйством. Традиции казаков были возвышены, перекликались с православием.

По данным реестра переписи населения сегодня в Северо-Кавказском округе проживает 5% людей, называющих себя казаками, 90% в Южно-Федеральном округе, куда вошли республика Калмыкия, города Ростов-На-Дону, Краснодар, и другие. В годы революции многие казаки, спасаясь от красного террора, эмигрировали заграницу, потому сейчас их потомки есть не только в России, но и по всему миру.

Казачки

На Кавказе до сих пор можно увидеть памятники казачьей истории — оборонительные крепости Российской империи или их остатки, храмы, поклонные кресты… Названия многих станиц, районов и даже улиц носят казачьи названия. Например, станица Кардоникская, станица Зеленчукская, станица Боргустанская, ул. Казачья, ул. Линейная. Есть и современные изыски, например, «Казачье подворье», где вас угостят блюдами казачьей кухни, покажут мини-спектакль, обрядят в народный костюм.

Не случайно фестиваль «Казачий лад» посвящен 240-летию основания Азово-Моздокской оборонительной линии. В 18 веке Князь Г.А. Потемкин спланировал 9 крепостей, входящих в оборонительную линию Кавказа. Из них крепость св. Георгия, ныне город Георгиевск. Первоначально это были земляные укрепления с бастионами. На строительство крепостей направлялись казаки Терского, Донского войск. Эти же войска охраняли территорию от набегов крымских татар и немирных горцев. Между крепостями строили укрепленные казачьи станицы, вышки и редуты.

Народный фольклорный казачий ансамбль «Терцы». Республика Северная Осетия-Алания. Руководитель - заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Елена Чуркина.
Народный фольклорный казачий ансамбль «Терцы». Республика Северная Осетия-Алания. Руководитель — заслуженный работник культуры Республики Северная Осетия-Алания Елена Чуркина.

При Императоре Александре I Кавказ облагораживался именно солдатами и казаками, которые не только охраняли территории, но и несли на Кавказ прежде всего православную культуру. Полки везли с собой разборные деревянные церкви, часто ставили их на погостах. Разбивали парки и скверы, организовывали купальни для первых курортников вблизи источников нарзана. (Это я о Кавказских курортах). Первые отдыхающие шли на Кавказ толпой в сопровождении полка солдат и казак с пушками. Селились в крепостях и казармах…

Так что же привлекает сегодня людей к казачьей культуре? С этим вопросом я обратилась к дирижеру-хоровику вокального ансамбля «Сударушки» из Кисловодска Баринову Василию Ивановичу.

Дирижер-хоровик и баянист Баринов Василий Иванович, вокальный ансамбль «Сударушки», интервью
Дирижер-хоровик и баянист Баринов Василий Иванович, вокальный ансамбль «Сударушки».

«Сударушки» выступают под руководством дирижера-хоровика и баяниста Баринова Василия Ивановича по Кавказу уже 17 лет! «Сударушки» многократные Лауреаты различных казачьих фестивалей. На конкурсе «Казачий лад» «Сударушки» исполнили «Гимн терских казаков», «Кубаночку» и «Конь вороной».

В. И. Баринов: «Сам я из Рязани. Окончил Рязанское музыкальное училище, затем Московский институт культуры по курсу хоровое отделение. Всю жизнь свою руковожу музыкальными коллективами. Отец и мать мои были рабочими, дед — казаком. А меня всегда тянуло к народным песням. Казачьи похожи на народные и отделить их друг от друга трудно. Различие их только в колорите. Песни исторические, содержательные, их приятно послушать. В основном отражают быт защитника-пахаря, работника и солдата. Например, как казак уходил на войну, что его ждало. Многие казачьи песни стали популярными. К примеру, «Мой конь под седлом чужака», исполненные Олегом Газмановым и Викой Цыгановой. Или литературная «Казачья колыбельная песня» на стихи М. Ю. Лермонтова, исполненная Олегом Погудиным.

Когда рождался мальчик в казачьей семье, мать знала, что она растит защитника отечества и смирялась с мыслью, что сын — это не ее родительская собственность».

« …Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой
Опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой
Прекрасный,
Баюшки-баю».
(М.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»).

Творческий коллектив Егориной Л.М. из г.Новопавловска, Лауреаты фестиваля «Казачий лад». Обряд «Смотрины на зубок».
Творческий коллектив Егориной Л.М. из г.Новопавловска, Лауреаты фестиваля «Казачий лад». Обряд «Смотрины на зубок».

Новорожденному мальчику на смотринах дарили не игрушки-погремушки, а настоящие винтовку, порох и кинжал. Как только ребенок в свои полгода пытался сесть, его тут же усаживали на коня. А первый шаг он делал в солдатском ремне.

Народный ансамбль казачьей песни «Горячеводские казаки» под руководством Мартыненко В.В., Лауреаты фестиваля «Казачьей песни», обряд «Сватовство».
Народный ансамбль казачьей песни «Горячеводские казаки» под руководством Мартыненко В.В., Лауреаты фестиваля «Казачьей песни», обряд «Сватовство».

Учили мальчиков трудиться. Землю пахать, зерно молоть, коня седлать. Только так становились они защитниками. А когда женили, устраивали сватовство. Смотрели на умение вести хозяйство, способность создать крепкую семью, в которой как за каменной стеной должны были вырасти наследники казачьих традиций. А семьи казачьи всегда были крепкими. Если семьи были крепкие, то и отечество выстаивало под натиском врагов.

«…Расставалась казачка в поле у
Ростова,
Обнимала да на ветру коника
Лихого.
………..
Говорил казак казачке, на коня
Взлетая,
Ты не плачь, не плач по мне, моя
Дорогая.
………..
Ты не лей, не лей напрасно, слезы
Дорогая,
Буду в армии служить, землю
Защищая…»
(Песня «Как за Доном, за рекой»).

Журналист Светлана Фатьянова. "Стелла мира" в Георгиевске.
«Стела мира» в Георгиевске.

Журналист Светлана Фатьянова
(Макияж — косметолог санатория имени Димитрова Корчагина Александра, Кисловодск).

 

Фоторепортаж с казачьего фестиваля 2019



Просмотров - 3 336Поддержать проект

6 комментариев для “А казачий крест — Георгиевский”

  1. Очень люблю хоровые казачьи песни! С удовольствием бы побывал на их концерте! Такая красота, наверное!

    1. Да, в настоящий русских песнях отражается красота русской души! А какие казаки были в дореволюционной России! Красотища!

  2. Спасибо за добрые слова и фото, приятно,когда твоё творчество приносит радость людям а казачьи песни всегда трогают за душу ведь они о жизни!

  3. Сердечно благодарю Баринова Василия Ивановича, вокальный ансамбль «Сударушки» и все казацкие коллективы за прекрасное исполнение прекрасных песен! Новых творческих успехов, здоровья, сил и вдохновения Вам на радость Вашим слушателям!

  4. Ольга, "Благовест"

    Светлана, здравствуйте. Замечательная статья о фестивале. Спасибо.
    Кстати, мы сейчас готовим творческую встречу трёх фольклорных коллективов «Ой вы, гости мои, посидите у меня», посвящённую Дню казачки. Этакие посиделки «о своём, о женском…»

Добавить комментарий для Дунай Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *